Почему утп не работает

Как найти и исправить ошибки при создании УТП.

Давайте для начала поймем – что такое УТП. Для этого нужно внимательно прочитать каждое слово:

УНИКАЛЬНОЕ. То, что ваша целевая аудитория не найдет у конкурентов. Хорошая новость – ваша уникальность ограничивается целевой аудиторией. Если вы строите бизнес в Новосибирске, вам не нужно переживать, что есть подобный бизнес в Кемерово. Но если планируете в будущем расширять географию – сразу смотрите на ваш УТП глобальнее.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (слово «торговое» разберем в конце). Ваша уникальность должна нести дополнительную ценность клиенту. Нельзя просто придумать уникальную фишку ради уникальности. Например, в вашем ресторане все официанты рыжие. Уникально? Да. Несет ценность клиенту? Нет. Как краткосрочный инфоповод это интересно. Но УТП – всегда о глубинной долгосрочной ценности.

ТОРГОВОЕ. Ваша уникальность должна помогать вам продавать. А значит, быть «переупакованной» от характеристик продукта к выгодам для клиента. И прописана во всех ваших рекламных материалах. Не заставляйте ЦА отгадывать ваше УТП. Оно должно лежать на поверхности и быть подтверждено фактами и делом.

Резюмируем: правильное УТП должно быть уникальным, нести ценность для вашей ЦА, сформулировано не как характеристика продукта, а как выгода для клиента, прописано в ваших рекламных сообщениях, иметь под собой доказательства.

Давайте теперь разберем распространенные ошибки малого бизнеса, связанные с УТП:

1. Незнание целевой аудитории. Как следствие – создание УТП, которое им неинтересно.

С целевой аудитории начинается любой бизнес. Это люди, которые принесут вам свои деньги. Поэтому, их хорошо бы знать – и не на уровне «пол-возраст-семейное положение-город проживания», а на уровне их интересов, потребностей, мотиваций, привычек.

  • Как долго они принимают решение о покупке вашего товара?
  • Любят ли они ходить по магазинам или предпочитают заказывать онлайн?
  • Будут ли они использовать ваш продукт дома или в офисе?
  • Важен ли им бренд или функциональные характеристики товара?
Читайте также:  Huawei беспроводная проекция не работает

Вам нужно понимать, какие факторы являются решающими при выборе товара или услуги именно вашей целевой аудиторией. На этих факторах стройте свое УТП.

Пример общения с неверной целевой аудиторией:

Некий салон красоты ориентируется на женщину «из инстаграма», которая «любит жить красиво» и тратит много времени на уход за собой. Салон включает в услугу стрижки 15-минутный массаж головы, в услугу маникюра – парафиновую ванночку, а косметолог после всех процедур делает легкий макияж.

Но, на самом деле, 80% посетительниц этого салона – занятые женщины с детьми, которые были бы счастливы видеть там детскую комнату, удобный заезд для колясок и максимально быстрые процедуры.

УТП салона не пересекается с интересами его аудитории.

Скорее всего, салон не доносит свое УТП до желаемой целевой аудитории, а та, что сложилась сейчас – пришла случайным образом из соседних домов.

Еще примеры:

Ресторан пытается привлечь аудиторию на бизнес-ланчи, но вместо быстрого обслуживания рекламирует изысканное меню.

Кафе пытается привлечь фрилансеров, но вместо скоростного вайфая, розеток для лэптопа и просторной рабочей зоны рекламирует самого профессионального баристу в городе.

Клининговая компания хочет работать с офисами и предлагает им самые экологичные чистящие средства. Может и есть офис-менеджеры, настолько заботящиеся о своих сотрудниках, но это УТП, все же, лучше подойдет молодым семьям с детьми. А офисам больше понравится опция уборки в ночное время.

Что делать:

Вариант 1 – если текущая аудитория приносит хорошую прибыль – можно переориентироваться на нее и создать УТП, которое будет привлекать больше подобных клиентов. Такое бывает, когда бизнес уже в процессе работы понимает, что изначально выбрал неверную аудиторию или нишу. Менять стратегию тяжело, но это лучше, чем работать с неправильной.

Вариант 2 – если текущие продажи не устраивают, или вам комфортно с вашим УТП, и оно действительно сильное – поменяйте стратегию продвижения и найдите каналы коммуникации, которые приведут вас к правильной целевой аудитории.

2. Подмена УТП базовыми атрибутами

Есть вещи, которые мы ожидаем от любого бизнеса по умолчанию:

  • Высокое качество.
  • Профессиональный персонал.
  • Разные виды оплаты.
  • Для онлайн бизнеса – доставка.
  • Для общепита – свежесть продуктов, чистота.
  • Для детских товаров – отсутствие аллергенов.
  • Для торговых центров – наличие парковки.
  • Для обучающих курсов – сертификат по окончании.
  • Для маникюра – крем для рук в конце процедуры.

Нельзя эти вещи преподносить как УТП. Это сотрясание воздуха, потому что здесь отсутствует уникальность.

«В нашем турагентстве работают только профессиональные сотрудники». А разве конкуренты говорят: «У нас половина сотрудников профессионалы, но вот эти два лоботряса – вчерашние выпускники с купленными дипломами»?

Или – «В нашем ресторане мы используем только свежие отборные продукты». А у конкурентов – полусгнившие?

Ваше УТП – это то, что у вас есть ПОМИМО базовых атрибутов.

Что делать:

Если у вас уже есть клиенты – спросите, почему они выбрали именно вас. Они подскажут вам, чем вы отличаетесь от конкурентов. Укрепите и развейте это качество и постройте на нем рекламную коммуникацию.

Если вы – новый бизнес – спросите самого себя: «почему я бы купил у себя, а не у конкурентов?». Только не недооценивайте при этом конкурентов – скорее всего, большинство из них тоже работает хорошо и выпускает качественный продукт – иначе они не были бы на рынке.

Возможно, у вас есть уникальное личное качество, образование или авторский подход, которые вы можете использовать в создании своего продукта, сделав его уникальным.

3. Все для всех

Обычно эта ошибка идет от желания охватить как можно более широкую аудиторию и не упустить продажи.

«Вся семья найдет у нас товары по вкусу для дома, офиса и активного отдыха!»

Вроде как, облегчили жизнь клиенту – не нужно думать, куда идти за покупками, – приходи к нам.

Это может сработать. Если вы торговый центр. Или, Амазон, например.

В остальных случаях, это проигрышный вариант. Потому что клиенту важна ваша экспертность. Или в товаре, или в клиентах.

Что делать:

Вариант 1. Сужайте ассортимент до того продукта, в котором вы способны быть лидером. Сфокусируйтесь на доведении его до совершенства. Клиент при этом думает: они, должно быть, эксперты в своем продукте.

  • Фотограф домашних животных.
  • Кафе-бутербродная.
  • Магазин рюкзаков для всех случаев жизни.

В конце 90х Стив Джобс урезал 80% проектов компании Apple, оставив в ассортименте лишь 4 модели компьютеров, и за 2 года превратил компанию из убыточной в прибыльную. Что было дальше, вы уже знаете.

В Неаполе есть пиццерия Da Michele, в которой ела пиццу Джулия Робертс в фильме «Ешь. Молись. Люби». Но УТП пиццерии не в этом. Они скромно говорят, что готовят самую вкусную пиццу в мире. И это так. Каждый день в эту пиццерию стоит очередь из десятков человек – что примечательно, не только туристы, но и местные жители. Так вот, в Da Michele только два вида пиццы – Маргарита и Маринара. Но они божественны.

Источник

Когда УТП — это зло

Предвижу возмущенные возгласы: «Алимов, да ты что — белены объелся? Это же классика — Россер Ривз, во всех учебниках по маркетингу написано, что каждый рекламодатель должен. »

Спокойствие, только спокойствие) В этой статье я не собираюсь крушить теорию знаменитого американца. Я хочу поговорить о ряде ограничений, связанных с Уникальным торговым предложением (УТП).

Речь пойдет не об экранных образах «порошки — шоколадки», а о нашей с вами реальности. Как российские рекламодатели используют УТП в интернет-продажах — на сайте / посадочных страницах.

Усложним задачу — это малый бизнес, где 100500 конкурентов, у всех примерно один и тот же продукт, кто кого «переплюнет» со скидками — подарками для клиентов. Строительство — ремонт, клининговые компании, фитнес-клубы, языковые школы и т.д.

Для начала вспомним матчасть — что есть УТП по мысли его создателя Россера Ривза. Оно должно отвечать трем условиям:

1) Реклама содержит конкретное предложение для покупателя: купить конкретный товар и получить конкретную выгоду.

Как продвигать финансовые проекты в интернете?

Спецпроект о цифровых инструментах, которые помогают банкам, стартапам и другим финкомпаниям. Тексты экспертов и ничего лишнего:

  • какие инструменты и подходы использовать для маркетинга;
  • как распределить рекламный бюджет и настроить воронку продаж;
  • какие каналы пора освоить, пока этого не сделали конкуренты;
  • как развиваться и адаптировать рекламу под горячий рынок финуслуг.

2) Конкуренты не делают или не заявляют о конкретной выгоде.

3) Предложение должно быть достаточно сильным, чтобы вовлечь новых потребителей в покупку товара.

Выгода заключена в свойствах продукта, либо в условиях сервиса.

За счет свойств продукта есть смысл отстраиваться, когда это действительно единственное предложение на рынке — в конкретном городе или регионе. Если в выдаче Яндекса рядом с вами стоят точно такие же «уникальные» потолки из Франции, глупо об этом писать в объявлениях.

В условиях сервиса возможностей больше (сроки работы, доставка, гарантия / гарантийное обслуживание и т.д.), однако под это условие надо перестраивать бизнес-процессы.

Заявили — сделаем после ремонта капитальную уборку — делаем. Заявили — через полгода после установки бесплатно почистим натяжной потолок — приходим и чистим. Без оговорок, без исключения. Не все на это решаются, разве что в рамках временной акции.

Напомню, что мы говорим не о выходе на рынок новых продуктов с «инновационными» свойствами, а о тех, кто уже работает «как все» и тут — бац! и решили «а давайте создадим УТП — на сайте вывесим, листовки напечатаем».

Часто это мгновенное озарение после какой-нибудь книги / тренинга / вебинара — «Черт! Как же мы работали до сих пор? Нам срочно нужно УТП!»

Дальше суровая реальность «обламывает» горячие порывы. Доставка быстрее? Надо курьеров новых нанимать / диспетчеру или водителю пенделя давать и т.д. Чего не коснись — везде упретесь в человеческий фактор, часто — в сопротивление сотрудников.

На деле клиент может и не получить обещанный сервис, как повезет. В итоге страдает репутация компании.

Введение УТП требует перестройки бизнес-процессов

Но придумать-то что-то надо! И понеслись «забористые креативы».

Либо бездоказательное утверждение «мы первые, мы лучшие», что, кстати, запрещено Законом о рекламе:

Либо несуществующие преимущества, лишь бы отличиться:

Высокомаржинальные — это на сколько? И кто определил 100% высокий спрос?

А это вообще за гранью здравого смысла:

Я сам пропагандирую методику заголовков 4U, но когда вижу такие «шедевры», хватаюсь за голову.

Ок, допустим, компания нашла оптимальное решение и сразу натыкается на следующее ограничение.

Два примера из нашей практики.

Поставщик промышленного оборудования заявляет: «Сразу отдаем закрывающие документы водителю». Здорово? Да, для бухгалтера, которому не надо мотаться каждый месяц на завод поставщика. Это избавляет от хлопот личного его и в меньшей степени интересно руководству.

Клининговая компания заявляет о повышенном контроле за уборщиками, что приходят в дом клиента. Ставят за ними видеонаблюдение, беспокоясь о сохранности имущества. Здорово, но интересно зажиточным заказчикам, которые «трясутся», как бы чего не испортили или не украли. Обычной домохозяйке важно, чтобы сделали быстро и недорого.

То, что интересно одному сегменту аудитории, не интересно другому. Точнее так: для кого-то это важно в первую очередь, для кого-то — в десятую.

В результате теряется третье условие Россера Ривза — «Предложение должно быть достаточно сильным, чтобы вовлечь потребителей». На деле — для 10% аудитории оно будет веским; реакция 90% — «Ну, и что?»

Наконец, главное ограничение.

Раз уж мы говорим об интернет-продажах, представьте как ищет товар или услугу обычный пользователь. Гипотетический Василий Иванович — житель Санкт-Петербурга, которому нужно отремонтировать кухню по эконом-классу.

Вот он забил в Яндексе «Ремонт кухни СПб недорого» и пошел тыкать по ссылкам. А перед этим приготовил табличку из 17 строчек по количеству позиций в двух рекламных блоках и органической выдаче. Внимательно изучил каждый из 17 сайтов, выписал отличия, провел постанализ и нашел самое уникальное предложение.

В реальности ни наш Василий Иванович, ни кто либо другой не будет заморачиваться сравнением «О, а вот этого нигде больше нет, позвоню-ка я сюда». Причина до боли простая:

Клиенту плевать на вашу уникальность. Он хочет решение своей потребности

Да-да, именно так: найти информацию / купить / заказать по тем критериям, что важны лично для него. Отличаетесь вы от конкурентов или нет — клиенту «до лампочки».

Что же теперь — отказаться от УТП и писать как у всех — «Ремонт квартир» в нашем примере? Нет, я предлагаю поменять угол зрения, и, во-первых, отойти от акцента на слове «уникальное». Не стоит «высасывать из пальца» супер-фишку, которой нет у конкурентов.

Во-вторых, вместо ценности «для всех» поработать с разными сегментами целевой аудитории. Потому что у разных потребителей могут быть противоположные критерии выбора.

В случае с ремонтом — кто-то хочет проект с индивидуальным дизайном, а у кого-то 50 тыс. «на все про все». И если мы в качестве ценностного предложения покажем этому человеку «Косметический ремонт кухни за 45 000 рублей / Замена электропроводки в подарок» — как вы считаете, где он вероятнее оставит заявку по сравнению с десятью предложениями «Ремонт кухни в СПб»?

При том, что ничего уникального здесь нет. Просто точное попадание в потребность конкретного сегмента ЦА.

Как выделить сегменты целевой аудитории; как «вытащить» ценность продукта, совместить ее с потребностями клиентов и как из этого сделать прототип посадочной страницы — читайте в цикле:

Источник

Оцените статью