- Примус починяю: что значит выражение и откуда фраза
- «Никого не трогаю, починяю примус»
- Обаятельный кот Бегемот
- Использование фразы в переносном смысле
- Распространение в блогсфере
- Привлекательность идеи починки примусов
- Другие перлы Бегемота
- Какой смысл приобрела фраза «сижу, примус починяю»? Многие ее используют, особенно в блогах, но что она значит?
- Примус починить: откуда фраза «починяю примус» и что она значит?
- «Никого не трогаю, починяю примус»
- Обаятельный кот Бегемот
- Использование фразы в переносном смысле
- Распространение в блогсфере
- Привлекательность идеи починки примусов
- Другие перлы Бегемота
- Починить примус что такое
Примус починяю: что значит выражение и откуда фраза
Принято считать, что знакомство с классической литературой становится неким атавизмом, все увлечены голливудскими блокбастерами и смешными видео из интернета. Это не совсем так, многие с удовольствием заново открывают для себя школьную программу по литературе, а те, кто не успели, недоумевают и задаются вопросом о том, откуда в разговорной речи появляются какие-то странные фразы. Например, почему многие блоггеры между прочим заявляют о том, что могут примус починить, или собираются это сделать, или даже чинят его прямо сейчас? Что такое примус вообще и почему он постоянно нуждается в починке?
«Никого не трогаю, починяю примус»
Неповторимый колорит и даже какая-то подчёркнутая сочность этой фразы не подлежат сомнению. Она произносится с особой интонацией и в большинстве случаев не нуждается в пояснениях и переводе. Принадлежит это высказывание коту по имени Бегемот, персонажу романа «Мастер и Маргарита». Этот роман Михаила Булгакова принято считать культовым, в своё время он считался запрещённым и сомнительным, достать его во времена Советского Союза было довольно сложно, и в школьную программу по литературе он не входил. Только в восьмидесятых годах прошлого века несколько ослабли цензорские запреты, и все сразу узнали о том, что «примус починить» можно в переносном смысле.
Роман экранизировали, по нему ставили спектакли, по радио шла прекрасная передача «Театр у микрофона», где книгу с выражением читал Вячеслав Невинный — актёр с богатым интонационным арсеналом. «Мастер и Маргарита» сначала появился в списках по внеклассному чтению для старшеклассников, потом вошёл в обязательную школьную программу. Если раньше «он читал «Мастер и Маргарита» было признаком почти диссидента, то к концу девяностых это стало едва ли не священным долгом любого образованного человека. По роману писались диссертации и курсовые работы, проводились исследования, велись дискуссии, и в какой-то момент из разумной интересной книги он превратился почти в «священную корову». Заключительным аккордом стала экранизация режиссёра Владимира Бортко, которая привела к возобновлению рекордных продаж книги и вызвала вал противоречивых отзывов. Но фраза «починяю примус», что значит «сижу, занят своими делами, ни к чему не причастен», по-прежнему бьёт пики популярности.
Обаятельный кот Бегемот
Персонаж, который подарил всем удовольствие время от времени переквалифицироваться в мастера по починке примусов, на самом деле отличается особенным обаянием. Это признаёт даже другой персонаж, Азазелло. Он так и говорит Маргарите, что договариваться с ней утомительно, и лучше бы вместо него послали обаятельного Бегемота.
«Примус починяю» — цитата из заключительной части романа. О чем говорит кот? Целиком фраза выглядит так:
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус. И еще считаю долгом предупредить, что кот — древнее и неприкосновенное животное.
В этой сцене Бегемот откровенно издевается над сотрудниками спецслужб, которые пришли арестовать и его, и всю компанию Воланда. И его сложно в чём-то обвинить: во-первых, он кот, а какие к коту могут быть претензии, а во-вторых, он шут. Принимать близко к сердцу высказывания шута, может быть, и не стоит, но в каждой шутке есть доля правды.
Использование фразы в переносном смысле
Если понимать фразу буквально, то примус починить не так просто – это потенциально опасный бытовой прибор, керосиновая или бензиновая горелка для приготовления пищи. Но этот перл используется именно как устоявшийся фразеологизм. В качестве аналога иногда упоминается поговорка «моя хата с краю, ничего не знаю». Смысл очень похож, хотя если кто-то сидит и починяет примус, то он не просто в стороне, он ещё и очень занят каким-то своим делом, очень важным и ответственным.
Распространение в блогсфере
Социальные сети и блогсфера — это информационное пространство, где любые крылатые фразы могут подвергаться всевозможным метаморфозам. Возможно, именно поэтому и появилось выражение «примус починить», хотя это искажённая цитата, и прямой связи с романом на первый взгляд не прослеживается. Само слово «починяю» настолько ёмкое и соответствующее духу времени, который описывается в романе, что его не стоит искажать и заменять на другие формы. Перефразировка цитаты тоже вносит путаницу.
Цитаты нередко используются в качестве тегов, для выразительности речи, в отдельных случаях помогают придать тексту необходимый градус сарказма. Другие «вереницы прочно упакованных силлогизмов» из романа используются так же широко и с нескрываемым удовольствием.
Привлекательность идеи починки примусов
Возможно, у каждого человека в жизни случались моменты, когда хотелось самоустраниться из какой-то сложной ситуации, сказать «сижу, примус починяю», чтобы не вмешивали в свои проблемы. Психологи утверждают, что это ценное умение. Если человек может чётко очертить свои границы и не позволить другим отнимать своё время, моральные и физические силы, то это не эгоизм, а здоровая гигиена межличностных отношений. Поэтому если вы испытываете практически непреодолимое желание заявить, что вы просто починяете примус и поэтому не готовы переключаться на другую деятельность, есть огромная вероятность, что так и стоит поступить.
Другие перлы Бегемота
Как и положено любому порядочному шуту, кот Бегемот отличается яркой образной речью, остроумными суждениями и приятной непосредственностью. Так что «примус починяю» — цитата не единичная. Не менее узнаваемо восклицание «Королева, ухо вспухнет!», гастрономическое пожелание «ты ещё винограду сверху положи» или «Маэстро! Урежьте марш!»
Проблема романа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что он разобран на цитаты уже давно. Афоризмы ушли в народ, и многие используют их, даже не задумываясь об источнике или истинном смысле. К счастью, рукописи не горят. Всегда можно открыть книгу и узнать, например, чем же был так удручён жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.
Источник
Какой смысл приобрела фраза «сижу, примус починяю»? Многие ее используют, особенно в блогах, но что она значит?
. а в гостиной на каминной полке, рядом с хрустальным кувшином, сидел громадный черный кот. Он держал в своих лапах примус. . В полном молчании вошедшие в гостиную созерцали этого кота в течение довольно долгого времени.
— М-да.. . действительно здорово, — шепнул один из пришедших.
— Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, — недружелюбно насупившись, проговорил кот, — и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.. .
Михаил Афанасьевич Булгаков.
В разговорной речи эта фраза означает притворное миролюбие (в самом романе — Кота Бегемота). Согласен почти со всеми ответами, кроме одного : «сплошное сатанинство». Роман философский и многоплановый. С первого чтения может быть так и воспринимается, как сатанинский, что и вызывает по сей день множество споров и кривотолков.
Но понять роман можно только читая на русском. КСТАТИ.. .
К сведению почитателей М. А. Булгакова, в сентябре этого года исполняется 20 лет со дня проведения на Патриарших прудах ПЕРВОЙ БУЛГАКИАДЫ на ПАТРИАРШИХ ПРУДАХ в Москве.
Всего их было 7 (ежегодно с 1989 до 1995 года) .
Впервые в YOUTUBE на сайте NARDOM88 можно посмотреть 5 десятиминутных фрагментов из фильмов об этом народном литературном празднике, шедших в те годы по ЦТ, а также фрагменты интервью с одним из его создателей БУЛГАКИАДЫ на ПАТРИАРШИХ.
значение фразы сугубо булгаковское — «что вы докопались? я тут своими делами занимаюсь, в ваши не лезу — и вы в мои не лезте. » (как правило, сокращение цитаты подразумевает и сокращение значения пофразно)
Сергей Петров Высший разум (152451) 7 лет назад
Этот «МиМ» Булгакова — сплошное сатанинство. На иврите он так и называется «Ха-сатан бе-москва», сатана в Москве
чувак попробуй понять, что ты говоришь правду, но к истине она не имеет ни какого отношения 🙂 Хотя у «истово верующих» с дифференциацией правды и истины большие проблемы 🙂
Источник
Примус починить: откуда фраза «починяю примус» и что она значит?
Принято считать, что знакомство с классической литературой становится неким атавизмом, все увлечены голливудскими блокбастерами и смешными видео из интернета. Это не совсем так, многие с удовольствием заново открывают для себя школьную программу по литературе, а те, кто не успели, недоумевают и задаются вопросом о том, откуда в разговорной речи появляются какие-то странные фразы. Например, почему многие блоггеры между прочим заявляют о том, что могут примус починить, или собираются это сделать, или даже чинят его прямо сейчас? Что такое примус вообще и почему он постоянно нуждается в починке?
«Никого не трогаю, починяю примус»
Неповторимый колорит и даже какая-то подчёркнутая сочность этой фразы не подлежат сомнению. Она произносится с особой интонацией и в большинстве случаев не нуждается в пояснениях и переводе. Принадлежит это высказывание коту по имени Бегемот, персонажу романа «Мастер и Маргарита». Этот роман Михаила Булгакова принято считать культовым, в своё время он считался запрещённым и сомнительным, достать его во времена Советского Союза было довольно сложно, и в школьную программу по литературе он не входил. Только в восьмидесятых годах прошлого века несколько ослабли цензорские запреты, и все сразу узнали о том, что «примус починить» можно в переносном смысле.
Роман экранизировали, по нему ставили спектакли, по радио шла прекрасная передача «Театр у микрофона», где книгу с выражением читал Вячеслав Невинный — актёр с богатым интонационным арсеналом. «Мастер и Маргарита» сначала появился в списках по внеклассному чтению для старшеклассников, потом вошёл в обязательную школьную программу. Если раньше «он читал «Мастер и Маргарита» было признаком почти диссидента, то к концу девяностых это стало едва ли не священным долгом любого образованного человека. По роману писались диссертации и курсовые работы, проводились исследования, велись дискуссии, и в какой-то момент из разумной интересной книги он превратился почти в «священную корову». Заключительным аккордом стала экранизация режиссёра Владимира Бортко, которая привела к возобновлению рекордных продаж книги и вызвала вал противоречивых отзывов. Но фраза «починяю примус», что значит «сижу, занят своими делами, ни к чему не причастен», по-прежнему бьёт пики популярности.
Обаятельный кот Бегемот
Персонаж, который подарил всем удовольствие время от времени переквалифицироваться в мастера по починке примусов, на самом деле отличается особенным обаянием. Это признаёт даже другой персонаж, Азазелло. Он так и говорит Маргарите, что договариваться с ней утомительно, и лучше бы вместо него послали обаятельного Бегемота.
«Примус починяю» — цитата из заключительной части романа. О чем говорит кот? Целиком фраза выглядит так:
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус. И еще считаю долгом предупредить, что кот — древнее и неприкосновенное животное.
В этой сцене Бегемот откровенно издевается над сотрудниками спецслужб, которые пришли арестовать и его, и всю компанию Воланда. И его сложно в чём-то обвинить: во-первых, он кот, а какие к коту могут быть претензии, а во-вторых, он шут. Принимать близко к сердцу высказывания шута, может быть, и не стоит, но в каждой шутке есть доля правды.
Использование фразы в переносном смысле
Если понимать фразу буквально, то примус починить не так просто – это потенциально опасный бытовой прибор, керосиновая или бензиновая горелка для приготовления пищи. Но этот перл используется именно как устоявшийся фразеологизм. В качестве аналога иногда упоминается поговорка «моя хата с краю, ничего не знаю». Смысл очень похож, хотя если кто-то сидит и починяет примус, то он не просто в стороне, он ещё и очень занят каким-то своим делом, очень важным и ответственным.
Распространение в блогсфере
Социальные сети и блогсфера — это информационное пространство, где любые крылатые фразы могут подвергаться всевозможным метаморфозам. Возможно, именно поэтому и появилось выражение «примус починить», хотя это искажённая цитата, и прямой связи с романом на первый взгляд не прослеживается. Само слово «починяю» настолько ёмкое и соответствующее духу времени, который описывается в романе, что его не стоит искажать и заменять на другие формы. Перефразировка цитаты тоже вносит путаницу.
Цитаты нередко используются в качестве тегов, для выразительности речи, в отдельных случаях помогают придать тексту необходимый градус сарказма. Другие «вереницы прочно упакованных силлогизмов» из романа используются так же широко и с нескрываемым удовольствием.
Привлекательность идеи починки примусов
Возможно, у каждого человека в жизни случались моменты, когда хотелось самоустраниться из какой-то сложной ситуации, сказать «сижу, примус починяю», чтобы не вмешивали в свои проблемы. Психологи утверждают, что это ценное умение. Если человек может чётко очертить свои границы и не позволить другим отнимать своё время, моральные и физические силы, то это не эгоизм, а здоровая гигиена межличностных отношений. Поэтому если вы испытываете практически непреодолимое желание заявить, что вы просто починяете примус и поэтому не готовы переключаться на другую деятельность, есть огромная вероятность, что так и стоит поступить.
Другие перлы Бегемота
Как и положено любому порядочному шуту, кот Бегемот отличается яркой образной речью, остроумными суждениями и приятной непосредственностью. Так что «примус починяю» — цитата не единичная. Не менее узнаваемо восклицание «Королева, ухо вспухнет!», гастрономическое пожелание «ты ещё винограду сверху положи» или «Маэстро! Урежьте марш!»
Проблема романа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что он разобран на цитаты уже давно. Афоризмы ушли в народ, и многие используют их, даже не задумываясь об источнике или истинном смысле. К счастью, рукописи не горят. Всегда можно открыть книгу и узнать, например, чем же был так удручён жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.
Источник
Починить примус что такое
Это способы и приемы квалифицированного и сложного ремонта примусов. Поэтому сразу взгляните на себя в зеркало. Вы:
— Знаете и понимаете основы пожарной безопасности; способны их обеспечить.
— Умеете обращаться с простым слесарным инструментом.
— Отдельно понимаете резьбовые соединения и способы аккуратной их сборки и разборки.
— Понимаете конструкцию и работу горелки.
— Знаете, что такое «качество смеси», «нормальное пламя» и как оно должно выглядеть.
— Понимаете смойства, характеристики и отличия стали, латуни и т.п.
[ 1. Выбор и покупка. ] 1. Выбор и покупка.
Да, это тоже высшее дао, избавляющее от кучи проблем. Ясное дело, вариант «нераспакованный в коробке и с документами» — это заход с козырей, но и продаван за подобную аппаратуру зачастую ломит цену, как за коллекционный. Так что смотрим просто Б/У.
Конечно, первым желанием будет «просто опробовать в работе». И если продавец согласен — соглашайтесь и вы, внимательно наблюдая за каждым действием продавца. Увы, чаще всего проверять никто не согласится, а у меня аргумент «давай скидку на треть, и я беру без осмотра — потому, что после осмотра и полцены тут может не набраться» срабатывал не один раз:) В общем осматриваем.
Что сразу исключает покупку:
— Некомплектность. Нет рукоятки управления, рассекателя, пробки, кожуха, теплового экрана (на Огоньке — в виде перегородки в банке кожуха) и т.п. В постах раньше было показано, как выглядят комплектые аппараты.
— Глубокие следы коррозии стальных и латунных деталей. Да, латунь тоже может безнадежно разъедаться. Это не лечится, а если и лечится, то смысла не имеет.
— Трещины, поврежденные швы.
— Следы пайки и прочего сомнительного ремонта.
— Вмятины на баке, погнутая горелка и кожух.
— Следы срыва металла на гайках и горелке (крутили плоскогубцами?)
— Срыв металла на штоке крана (заклинил; кран может быть поврежден)
— Следы сильного огня (потребуется полное восстановление).
— Вмятины по центру жиклера (следы восстановления — насколько грамотного? Неграмотно вы и сами сможете:)
— Внешний вид отличается от стандартного; видны странные модификации. Рукоятка отличается от стандартной для этой модели. Зачем? Чего добивались? Расширенный таганок, например, говорит об использовании горелки для больших котлов. На «огоньках» может быть вырезана одна поперечина в кожухе — совкотуристское упрощение розжига (тоже говорит о предыдущем владельце).
— Установлен нештатный рассекатель. Скорее всего, это будет «бесшумный» и даже, может быть, грамотно сделанный, но насколько?
— Следы перекраски. Штатно советские примусы окрашивались серой молотковой эмалью; у «огоньков» были цветные крышки. Что за франкенштейн? Если перекрашен бак — то почему? Что скрываем?
// Здесь следует отметить, что можно встретить именно восстановленные примусы, но в этом случае продавец сам оччень детально опишет ВСЕ проведенные работы и модернизации. Cкорее всего и в работе покажет, но и денег попросит достойных.
— Оцениваем наличие обвеса: инструмента, ЗИП-а и т.п. Без него горелка работать может, но хорошо, чтоб был. Наличие ручной иглы прочистки — в принципе, нормально, хоть в комплект она и не шла.
— Откручиваем пробку. на прокладке может быть кольцевая вмятина, но не трещины. Клапан не трогаем; не хватает еще пролюбить его до покупки. Закручиваем обратно.
— Трясем примус. В баке ничего не должно звенеть.
— Присоединяем рукоятку управления и открываем кран. Он должен двигаться плотно, но не туго. Для советских примусов и (r)-серий шведских — кран должен проворачиваться примерно на пол-оборота против часовой стрелки. При этом в конце из жиклера должна выдвинуться иголка. Если ее нет, а кран остановился — игла сломана и хорошо, если не застряла в жиклере (проверить внешней иглой). Если кран не остановился через пол-оборота — нет рейки с иглой (готовьтесь чистить внешней иглой, как диды). Для иностранных моделей — иглы может просто не быть по конструкции. В этом случае в комплекте должна быть внешняя игла.
Вроде бы, все; все остальное можно починить.
Отдельно, об автографах Штирлица и барабанах Страдивари. Еще раз: без знаний кострукций и поколений и связываться бессмысленно. Но есть несколько явных признаков интересных экземпляров. Что важно, эти горелки можно найти на барахолках по цене металла просто потому, что продаван и сам не подозревает, что продает.
— Похоже на «Огонек», но с небольшим баком, громоздкой пробкой и штампованной надписью «Только для бензина» на крышке кожуха. Это примус ЗИВ, ранняя советская копия Ювеля. Аппарат довольно редкий.
— «Смерть туриста» с ручкой для переноски, приклепанной к кожуху отдельно от петли крышки. Ранняя серия. Небезынтересно, но не более того.
— Оптимус-8 (не R) или один из его европейских клонов в алюминиевом кожухе. Редкая послевоенная серия, когда алюминий был дешевле стали:)
— Оптимус-8 в кожухе со съемной крышкой. Это не 8:) Это 99.
— Ювель-33 с переключателем на колокольчике горелки. Мультитопливная головка для «Эдельвейсов». Редкая штука.
— Оптимус-8r cо сдвоенным держателем на крышке кожуха — под ключ и консервооткрывалку. Ранняя серия. Но может быть и просто 8r в кожухе от 8.
— На довоенных и ранних послевоенных горелках встроенной иглы нет.
— На Ювелях и ранних Свеях ключ управления торчит под углом вниз.
— На «Ювелях» встроенной иглы нет. Если есть — вам парят «Огонек».
— На истинных Свеях на баке есть надпись «Made in sweden». На поздних, китайского производства — просто «sweden»
— Бесшумные головки ни одну горелку ни редкой, ни коллекционной не делают:) Это тупой афтермаркет.
[ 2. Неполная разборка примуса ] 2. Неполная разборка примуса.
Этот ритуал полезен для оценки любого приобретенного примуса, периодической очистки и прочих нечастых осмотров.
— Вынимаем горелку из кожуха.
— Стравливаем давление из бака. Удаление топлива может потребоваться в зависимости от предполагаемых работ.
— Откручиваем колокольчик горелки. Это не представляет трудостей; в конце концов, отвертка вставляется в отверстия колокольчика и проворачивается. НО! Закручивать колокольчик нужно только от руки!
— Специальным ключом из принадлежности или подобраннным рожковым ключом (но не клещами и не плоскогубцами!) выкручиваем жиклер. Резьба жиклера мелкая, а узел ответственный, так что аккуратно!
Кстати, обратите внимание, насколько поганый ключ!
— Заглядываем в горелку: из ее глубин должна торчать игла. Иногда там что-то торчит, но без иглы; иногда видны лишь темные глубины. Ручкой управления поворачиваем кран против часовой стрелки до тех пор, пока увиденное что-то с иглой или без не выйдет из горелки так, что его можно будет вытащить пальцами.
И да, кстати, это донор, причем здорово убитый. Следы на штоке хорошо видны.
Таак, рейка есть, иголки нет. Естественно, она заклинила в жиклере, который я уже давно починил.
— Ключом из принадлежности или рожковым ключом (что лучше; в принадлежности ключи откровенно суррогатные) открутить гайку на кране управления и снять ее.
— Продолжить выкручивание крана ручкой управления против часовой стрелки. Здесь могут быть затыки из-за прокладки крана. Многие эксперты рекомендуют в этом случае физически разрушить прокладку острым шилом, а советские эксперты дополнительно рекомендуют сохранить остатки. Да, жадность и глупость. Проблема в том, что в иногда прокладка со стороны рукоятки закрыта стальной шайбой, так что удачи с шилом! В общем говоря, если прокладка заклинила, но вы точно уверены, что ее нужно вытащить — смотрите дальше раздел «Удаление нагара».
— Осмотреть выкрученный кран управления: состояние резьбы, иглы (конической части) крана и зубчатки, если она есть. Крану нужна резьба и игла. Если зубчатка привода прочистки повреждена — ну обойдетесь без нее. Здесь можно осмотреть прокладку на наличие второй шайбы, если есть — снять ее и удалить прокладку. Здесь можно использовать силу; сама прокладка нам уже не понадобится.
Ну да, советский турист крутил заклинившую рукоятку с такой силой, что сломал шестеренку привода. Прокладка рассыпалась при извлечении.
— Снимите крышку с бака, выкрутите предохранительный клапан и оцените состояние прокладок.
На этом неполная разборка закончена. Сборка производится в обратном порядке.
Это может понадобиться раз в три-четыре десятка лет и то не факт. При этом, после начала работ они становятся необратимыми; если вы начали разбирать, то должны разобрать. В общем, очень хорошо подумайте, нужно ли оно вам. По-моему, оно может понадобиться если:
= примус точно работал на низкокачественном топливе.
= Есть подозрения на загрязнение бензопровода.
= примусу больше трех десятков лет.
= у вас есть донор и вам очень любопытно.
Итак:
— Выполняем неполную разборку горелки.
— ПОЛНОСТЬЮ удаляем топливо из бака. «Полностью» — это значит вылить, высушить, прожарить паром, высушить — так, чтобы и запаха бензина не было.
— Осматриваем горелку. Если это «Смерть туриста» или «Огонек», резьба может быть заклеена советским фиксатором резьбы типа эпоксида. На других тоже внимательно осматриваем соединение горелки с баком на наличие подозрителных подтеков. Резьба здесь коническая и самогерметизируемая. Это значит, что нам не удастся пролить эту резьбы смывкой для эпоскида, а еще это значит, что при повреждении восстановить резьбу уже не удастся. Вы точно уверены, что оно вам надо? Тогда с помощью фена (400 градусов) или горелки (Горелкой осторожно! Нужно выжечь фиксатор резьбы, а не сварить горелку с баком!) нагреваем резьбу «до дымка», который будет едким и противным — и оставляем остывать.
— После остывания, проливаем вэдэшкой/заливаем керосином (резьбу! не бак!) и оставляем еще на день. На следующий день берем тиски, ставим накладки на губки и зажимаем в тиски горелку (если это вертикальная) или гайку бензопровода (если это «смерть туриста). Ни один гаечный ключ вам не поможет. Зажав горелку (гайку) в тиски, ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНО выкручиваем бак руками. Насчет постукивания — можно, но еще аккуратнее. Если вы не вполне понимаете, причем тут постукивание — не надо! Потом потренируетесь на стальных болтах, старых двигателях — все потом! В общем, аккуратно выкручиваем бак. Из него покажется грязного цвета хвостики фитиля.
— Вытаскиваем фитиль из горелки
На этом полная разборка завершена. При сборке резьбу проще фиксировать на герметик. Для «смерти туриста» и аналогов — можно даже на самый обычный (но не антисептический) — температуры там невысокие; все охлаждается бензином. А вот для «огонька» и прочих свей с ювелями — только на термостойкий автомобильный.
Напоследок пару видео от мастера-примусолога. Я могу лишь еще раз повторить, что для советских (да и несоветских тоже) бачок, особенно в первый раз следует откручивать очень бережно и только через тиски. Ни один ключ не поможет и только повредит металл.
Замена прокладок в крышке понадобится, если
— примус не набирает давление
— видно пламя из-под резьбы пробки
— видны трещины на прокладке
— вы потеряли резинку клапана:)
Проще всего взять их из ремкомплекта, заботливо собранного для вас. Вот только он не всегда есть, так что продолжаем. В крышке есть две прокладки: кольцевая и прокладка аварийного клапана.
Обе они могут быть изготовлены из листовой маслобензостойкой резины (прокладки в автомобильных моторах). Также подойдет нейлон, силикон и прочие синтетические аналоги резины. На всякий случай, если не совсем понятно, что за резина — замочите ее на недельку в бензине и сами увидите, стойкая она или нет. Нестойкая разбухнет, раскрошится или превратится в осадок на дне банки.
В Родоначальниках использовались пробковые (корковые) прокладки. Это тоже хороший материал, но для прокладки лучше брать «восстановленную» пробку, спрессованную из пробковой крошки. Цельная пробка может иметь трещины и неоднородности; прессованая — более-менее однородна.
Относительно паронита — лично я его не люблю. Этим и ограничимся.
Кольцевую прокладку можно просто вырезать; прокладку клапана лучше высечь. Для этого берется металлическая трубка подходящего размера, затачивается ее край и этим заточенным краем выбивается круглая прокладка.
Кстати говоря, в аварийном случае подойдет и прокладка из душевого шланга. Сколько она прослужит — вопрос другой, но на время воткнуть можно.
На использованых прокладках видны канавки. Их вырезать не надо. Если ваша резина мягче металла, то канавки на ней скоро появятся естественным путем.
Пружину предохранительного клапана лучше сразу подрастянуть, тем более, если речь зашла о прокладках — пружина там точно уже немолодая и подуставшая.
Необходимость замены прокладки крана видна сразу — об этом сигранизирует огонек у ручки управления, не гаснущий при затягивании гайки.
Для замены нужно провести неполную разборку горелки. Обязательно!
Физически удалить со штока остатки предыдущей прокладки, оставив только внутреннюю шайбу. На всякий случай запомните примерный размер прокладки.
Здесь еще видны фрагменты предыдущей прокладки; их надо удалить.
Взять напильник, графит и наточить немного графитового порошка. Графит берется, например, из простых карандашей, щеток двигателей (свалка/базар), троллейбусных токосъемников (депо, разворотные круги), блоков и стержней реактора (ну а вдруг?)
Взять тонкую асбестовую нить и тщательно вывалять ее в графите. Асбест — материал довольно нежный, так что постарайтесь не рвать нитку случайно.
Вывалянную в графите нитку плотно, но не сильно натягивая (она рвется!) намотайте на шток крана от внутренней шайбы к рукоятке против часовой стрелки. Полученная бобина должна быть немного толще и шире оригинальной прокладки.
Здесь несколько слоев нити, так что витки можете не считать.
Ставить ли вторую шайбу? Конструкция гайки позволяет обойтись без второй шайбы при асбестовой прокладке. Обратите внимание, на гайке есть коническое углубление — вот оно сделано специально для вас! Оно и позволит сделать из нашей бобины хорошую прокладку! Оно же обеспечивает обжатие, герметизирующее кран.
Вставьте шток в горелку и аккуратно запихните за ним не влезшую часть бобины.
А теперь вкрутите шток до упора и начинайте закручивать гайку. Гайка пойдет туго; это нормально. Сейчас она запрессовывает асбест и делает из него прокладку. Когда гайка будет закручена примерно наполовину — покрутите рукоятку. Она должна двигаться плотно, но не туго, без заметных усилий. Если да — работа закончена. Если нет — можете еще подтянуть гайку или выкрутить ее и домотать еще немного графитованной асбонити. Я лично предпочитаю, чтобы после сборки еще треть резьбы оставалась в резерве на случай износа прокладки.
Починка жиклера назрела, если примус горит ярко-оранжевым пламенем с язычками, как у свечи или зажигалки, коптит, не выходит на режим и никакими регулировками не корректируется. Или наоборот, бензин не проходит сквозь жиклер из-за его засорения. По документам в жиклере на бензин должно быть калиброванное отверстие в 0,3-0,35 мм. Кажется, убитый жиклер — это уже приговор.
Ремонт жиклера настолько прост, что становится просто обидно за бесцельно потерянные горелки. Здесь есть два способа: Простой и Правильный. Правильный обеспечивает лучший результат, но довольно неудобный. Простой не гарантирует отличный результат с первого раза, но гораздо удобнее. Есть еще Настоящий, с высверливанием калиберным сверлом, но его мы упоминать не будем:)
Правильный способ. Так поступали хорошие примусологи еще сто лет назад.
Нам понадобится стержень с фаской и диаметром с внутренний диаметр жиклера. Короче говоря, жиклер должен плотно надеваться на стержень. Это обязательно! Стержень — единственное, что защищает жиклер от повреждения резьбы. НЕЛЬЗЯ восстанавливать жиклер без стержня, вкрученный в горелку или куда-нибудь еще или вообще в голом виде! Только надетым на стержень!
Нам понадобится шарикоподшипник, а если точнее — шарик в 3-4 мм.
Шарик кладется на стол, на него отверстием ставится жиклер, насаженный на стержень. Аккуратными ударами молотка по стержню отверстие осаживается до меньшего размера. Хитрость здесь в том, что при косом ударе шарик вместо того, чтобы криво зачеканить жиклер, выскакивает и укатывается. Это же и главное неудобство способа. Диаметр отверстия проверяется самой тонкой (нулевой) гитарной струной или штатной иглой. Игла должна входить в отверстие, но не болтаться в нем.
Я уже говорил, что диаметр отверстия обычно составляет 0,3мм «примерно». Вот так это «примерно» и получается:)
Простой, но не очень правильный способ. Он дает результат похуже, но заметно проще.
Снова понадобится стержень с фаской и диаметром с внутренний диаметр жиклера, но на этот раз можно взять сверло с подходящим торцом. Честно, я просто не мерял, а подбирал на месте; это слишком нечастый процесс.
Сверло зажимается в тиски торцом вверх и сверлом вниз. На торец надевается жиклер так, чтобы он не касался тисков.
На отверстие жиклера кладется подшипник из рулевой колонки велосипеда шариком на отверстие. Или даже стержень с заточкой под полушарие. И снова молотком осаживаем отверстие, меряем иглой, осаживаем, меряем, подгоняем.
Плохо здесь то, что защиты от косого удара нет и струю может перекосить, так что придется переделывать. Это и есть расплата за облегчение работы.
Такие ремонты при сохранении резьбы жиклер переносит множество раз.
Вот с резьбой все намного хуже. Это становится заметно по прорывающемуся мимо жиклера пламени, кашляющему и пыхающему огню со вспышками в колокольчике и т.п. Здесь гарантий полного восстановления дать нельзя, но кое-что сделать можно.
На Смерть туриста жиклер идет с резьбой М8х0,5. В принципе, если пошел прорыв, нужно внимательно осмотреть горелку и жиклер на наличие грязи, заусенцев и т.п. Если нашли — ну хорошо, может и повезет, получится заполировать. Нет — можно осторожно пройти резьбу леркой, но чуда от этого ждать не приходится. Здесь важно не доломать горелку, в смысле, не повредить ее устье. Жиклер потом проще снять с донора и восстановить его.
Есть еще аварийный способ герметизации жиклера с ушатанной резьбой. Нужно взятть самую тонкую асбестовую нить и распустить ее на еще более тонкие.
Эту нитку смочить водой.
Полученную мокрую нитку намотать в один виток с перехлестом на горлышко жиклера, туда, где резьба исчезает.
Прижать так, чтобы асбест прилип к жиклеру, превратившись в что-то, напоминающее прокладку.
Вкрутить жиклер в горелку. Теперь до откручивания все будет работать.
Ну, тут есть масса вариантов. Но, естественно, паять твердым припоем вы не умеете:) Так что все варианты сжимаются до одного:
Срезаем остаток иглодержателя.
Самым тонким диском дремеля делаем прорезь в рейке.
Делаем Г-образный загиб на самой тонкой гитарной струне.
Чуть-чуть поджимаем разрез и вставляем туда струну перекладиной «Г».
Дожимаем, фиксируя струну и обрезаем миллиметров на 5.
Собираем горелку и повторно обрезаем струну дремелем так, чтобы из жиклера при выдвинутой до упора игле торчало не больше 1 мм.
Рейку можно изготовить из штыря электрической вилки, но это напилинг, причем, долгий и муторный. Поэтому, если иглу починить не удалось, проще изготовить внешнюю иглу. Выглядит она вот так:
Металлическая полоска с зажатой в загибе все той же струной.
В конце концов, внешними иглами пользовались повсеместно полсотни лет!
Фитиль может выглядеть, как кусок хлопчатобумажной веревки или как фитиль Зиппо — с вплетенной проволокой. Если вплетенной проволоки нет, посмотрите, начало фитиля, спрятанное в трубке бензопровода, должно быть окружено тонкой металлической сеточкой. Если фитиль вытащили, а сеточки на нем нет, поищите ее в бензопроводе. Если ее нет и там — ну, придется поставить.
Сеточка нужна для улучшения испарения бензина; латунной сетки с ячейкой в 0,5 мм вполне хватит. Длина сеточки должна быть чуть короче той части бензопровода, куда она вставляется вместе с фитилем, а ширина — на один оборот вокруг фитиля с небольшим перехлестом.
Сам фитиль, конечно, лучше всего будет изготовить из фитильного материала:) Но если его нет — сгодится обыкновенный бинт. Х/б веревка тоже будет хороша, но вот гарантировать, что в ней нет синтетических нитей — сложно. Синтетику использовать для фитиля нельзя — расплавится или растворится в бензине и заглушит бензопровод. Нельзя использовать и асбест — он пылит и рано или поздно засорит горелку. Медные и вообще металлические косички тоже не стоит — это сильно увеличит нагрев бензина в баке, а в прошлом посте я писал, что в этом случае происходит.
Размеры фитиля определяются по месту. Скрученный фитиль вместе с сеточкой должен входить в бензопровод — ну да, плотно, прочно, но без чрезмерных усилий. В смысле, он не должен запечатать бензопровод наглухо и не должен выпасть из него при тряске.
Хвосты фитиля можно сделать вдвое длиннее того, что вы вытащите. И даже втрое. Хотя забивать бак фитилем «под пробку» не стоит.
Протеряли? Бывает! Ручка управления состоит из трубки и барашка на ней. В старых моделях (ойвей, а что, уже молодые появились?) ручка совмещается с гаечным мультиключом, впрочем достаточно поганого качества.
Для изготовления ручки управления понадобится тонкая трубка (добывается из хлама, например, разбитого холодильника, кондиционера, антенна старого радиоприемника. ) Один конец трубки обжимеатся под квадрат — по размеру оси крана; второй — изгибается буквой «Т». «Барашек» лепится на эту самую «Т» из эпоксилина (холодная сварка) или отливается из модельной (да вообще, какой найдете) эпоксидки.
Как повезет. Более-менее гарантированно подходят детали с однотипного донора. Но межвидовая трансплантация ограничивается только грубыми частями. Рассекатель, ручка . Между Туристом и Огоньком совместимы прокладки, иглы, колокольчик. Кстати говоря, рассекатель с Туриста показал лучший результат на Свее, в сравнении с родным — при одинаковом виде и размерах. Газодинамика такая сука.
Дополнительно дам некоторые размеры резьб советских примусов. Со шведскими они несовместимы, но между собой — более-менее.
Для «Смерти Туриста»
Жиклер: М8х0,5; совпадает с кнопкой-микриком КМ1-1 — на случай, если будут идеи.
Колокольчик: М12х0,75; совпадает со средним тумблером КЭП 51.
Пробка: М20х1,5
Гайка крана: М10х1
Шток крана: М8х1,25
Источник