Последствия не работает генератор

Неисправности генератора — признаки, диагностика, причины, проверка

Калькулятор перевода силы тока в мощность

Перевести сколько ампер у квт онлайн. Калькулятор перевода силы тока ампер в мощность ватт

Неисправности электрооборудования автомобиля встречаются весьма часто и занимают одно из лидирующих мест в списке поломок. Их можно условно поделить на неисправности источников тока (аккумуляторов, генераторов) и неисправности потребителей (оптика, зажигание, климат и т.д.). Основными источниками электропитания автомобиля являются аккумуляторные батареи и генераторы. Неисправность каждого из них ведет к общей неисправности автомобиля и эксплуатации его в ненормальных режимах, а то и вовсе — к обездвиживанию автомобиля.

В электрооборудовании автомобиля аккумулятор и генератор работают в неразрывном тандеме. Если выйдет из строя одно — через некоторое время выйдет из строя и другое. Например, разрушившийся аккумулятор приводит к увеличению зарядного тока генератора. А это влечет за собой неисправность выпрямителя (диодного моста). В свою очередь, при неисправности регулятора напряжения, поступающего от генератора, может увеличиться зарядный ток, что неизбежно приведет к систематической перезарядке батареи, «выкипанию» электролита и скорому разрушению.

Распространенные неисправности генератора:

  • износ или повреждение шкива;
  • износ токосъемных щеток;
  • износ коллектора (токосъемных колец);
  • повреждение регулятора напряжения;
  • замыкание витков статорной обмотки;
  • износ или разрушение подшипника;
  • повреждение выпрямителя (диодного моста);
  • повреждение проводов зарядной цепи.

Распространенные неисправности аккумуляторной батареи:

  • короткое замыкание электродов/пластин батареи;
  • механическое или химическое повреждение пластин аккумулятора;
  • нарушение герметичности банок аккумуляторов — трещины корпуса аккумулятора в результате ударов или неправильной установки;
  • химическое окисление выводных клемм аккумулятора.Основными причинами указанных неисправностей являются:
  • грубые нарушения правил эксплуатации;
  • истечение срока службы изделия;
  • различные производственные дефекты.
Читайте также:  Как настроить гугл карты для пешеходов

Автомобилисту очень полезно знать основные причины неисправностей генератора, способы их устранения, а также профилактические меры по предотвращению поломок.

Все генераторы подразделяются на генераторы переменного и постоянного тока. Современный легковой транспорт оснащается генераторами переменного тока с встроенным диодным мостом (выпрямителем). Последний необходим для преобразования тока в постоянный, на котором работают электропотребители автомобиля. Выпрямитель, как правило, находится в крышке или корпусе генератора и представляет с последним одно целое.

Все электроприборы автомобиля рассчитаны на строго определенный диапазон рабочих токов по напряжению. Как правило, рабочие напряжения — в диапазоне 13,8–14,8 В. Ввиду того, что генератор «привязан» ремнем к коленчатому валу двигателя, от разных оборотов и скорости движения автомобиля, он будет работать по-разному. Именно для сглаживания и регулирования выдаваемого тока предназначен реле-регулятор напряжения, играющего роль стабилизатора и предотвращающего как скачки, так и провалы рабочего напряжения. Современные генераторы снабжены встроенными интегральными регуляторами напряжения, в просторечье именуемые «шоколадкой» или «таблеткой».

Уже понятно, что любой генератор это достаточно сложный агрегат, чрезвычайно важный для любого автомобиля.

Виды неисправностей генератора

Ввиду того, что любой генератор — это электромеханическое устройство, соответственно и разновидностей неисправностей будет две — механические и электрические.

К первым относятся разрушение креплений, корпуса, нарушение работы подшипников, прижимных пружин, ременного привода и другие, не связанные с электрической частью поломки.

К электрическим неисправностям относятся обрывы обмоток, неисправности диодного моста, выгорание/износ щеток, межвитковые замыкания, пробои, биения ротора, неисправности реле-регулятора.

Нередко симптомы, указывающие на характерные неисправного генератора, могут появиться и вследствие совершенно других неполадок. Как пример — плохой контакт в гнезде предохранителя цепи обмотки возбуждения генератора покажет на неисправность генератора. Тоже подозрение может возникнуть из-за обгоревших контактов в корпусе замка зажигания. Так же, постоянное горение лампы-сигнализатора неисправности генератора может быть вызвано поломкой реле, мигание этой лампы включающего может свидетельствовать о неисправности генератора.

Основные признаки неисправности автогенератора:

  • При работающем двигателе мигает (или непрерывно горит) контрольная лампа разряда аккумулятора.
  • Быстрый разряд или перезаряд (выкипание) аккумуляторной батареи.
  • Тусклый свет автомобильных фар, дребезжащий или тихий звуковой сигнал при работающем двигателе.
  • Значительное изменение яркости фар при увеличении числа оборотов. Это может быть допустимо при увеличении оборотов (перегазовки) с режима холостого хода, но фары, загоревшись ярко, дальше яркость свою увеличивать не должны, оставаясь в одной интенсивности.
  • Посторонние звуки (вой, писк) исходящие от генератора.

Необходимо регулярно контролировать натяжение и общее состояние ремня привода. При трещинах и расслоениях необходима немедленная замена.

Ремкомплекты генератора

Чтобы устранить указанные неисправности генератора, понадобится провести ремонт. Начиная поиск ремкомплекта генератора в интернете, стоит приготовиться к разочарованию — предлагаемые комплекты, как правило, содержат шайбы, болты и гайки. А вернуть генератору работоспособность порой можно только заменой — щеток, диодного моста, регулятора… Поэтому храбрец, решившийся на ремонт, составляет индивидуальный ремкомплект из тех деталей, которые подходят к его генератору. Выглядит это примерно так, как показывают таблице ниже, на примере пары генераторов для ВАЗ 2110 и Форд Фокус 2.

Генератор КЗАТЭ 9402.3701-03
Деталь Каталожный номер Цена (руб.)
Щетки 1127014022 105
Регулятор напряжения 844.3702 580
Диодный мост БВО4-105-01 500
Подшипники 6303 и 6203 345
Генератор Bosch 0 986 041 850
Деталь Каталожный номер Цена (руб.)
Щетки 140371 30
Щеткодержатель 235607 245
Регулятор напряжения IN6601 1020
Диодный мост INR431 1400
Подшипники 140084 и 140093 140/200 рублей

Диагностика неисправностей

На современных автомобилях использование «дедовского» способа диагностики путем скидывания с клеммы аккумулятора может привести и к серьезной поломке множества электронных систем автомобиля. Значительные перепады напряжения бортовой сети автомобиля способны вывести из строя почти всю бортовую электронику. Именно поэтому современные генераторы всегда проверяются только путем замера напряжения в сети или диагностики самого снятого узла на специальном стенде. Сначала производится замер напряжения на клеммах аккумулятора, пускается двигатель и снимаются показания уже при работающем моторе. До запуска напряжение должно быть около 12 В, после запуска — от 13,8 до 14,8 В. Отклонение в большую сторону свидетельствует, что идет «перезаряд», что подразумевает неисправность реле-регулятора, в меньшую — что ток не поступает. Отсутствие тока подзарядке свидетельствует о неисправности генератора или цепей.

Причины поломок

Распространенные причины неисправностей генератора – это банальный износ и коррозия. Почти все механические неисправности, будь-то износ щеток или развалившиеся подшипники — следствие долгой эксплуатации. Современные генераторы оснащаются закрытыми (необслуживаемыми) подшипниками, которые просто подлежат замене по истечении определенного срока или пробега автомобиля. То же относится и к электрической части — часто узлы подлежат замене целиком.

Также причинами могут быть:

  • низкое качество изготовления комплектующих;
  • нарушение правил эксплуатации или работа вне пределов нормальных режимов;
  • внешние факторы (соль, жидкости, высокая температура, дорожная «химия», грязь).

Самостоятельная проверка генератора

Самый простой способ — проверить предохранитель. Если он исправен, осматривается генератор и его расположение. Проверяется свободное вращение ротора, целость ремня, проводов, корпуса. Если ничего подозрений не вызвало, проверяются щетки и контактные кольца. В процессе работы щетки неизбежно изнашиваются, их может заклинить, перекосить, а канавки токосъёмных колец забиться графитовой пылью. Явный признак этого — избыточное искрение.

Нередки случаи полного износа или поломки, как подшипников, так и поломка статора.

Самая распространенная механическая проблема генератора – износ подшипников. Признак данной неисправности — вой или свист при работе агрегата. Конечно, подшипники нужно немедленно заменить или попытаться восстановить чисткой и смазкой. Ослабление натяжения приводного ремня также может быть причиной слабой работы генератора. Одним из признаков может быть высокий по тону свист из-под капота, когда автомобиль газует или разгоняется.

Для проверки обмотки возбуждения ротора на короткозамкнутые витки или обрывы, нужно подключить мультиметр, переключенный в режим измерения сопротивления, к обоим контактным кольцам генератора. Нормальное сопротивление — от 1,8 до 5 Ом. Показания ниже свидетельствует о наличии короткого замыкания в витках; выше – прямой обрыв обмотки.

Для проверки обмотки статора на «пробой на массу», их нужно отсоединить от выпрямительного блока. При показаниях сопротивления, выдаваемых мультиметром, имеющих бесконечно большое значение можно не сомневаться в отсутствии контакта статорных обмоток с корпусом («массой»).

Для проверки диодов в блоке выпрямителя используется мультиметр (после полного отсоединения от обмоток статора). Режим проверки — «проверка диодов». Плюсовой щуп подсоединяется к плюсу или минусу выпрямителя, а минусовой – к выводу фазы. После этого щупы меняют местами. Если при этом значения показаний мультиметра сильно отличаются от предыдущих — диод исправен, если не отличаются — неисправен. Еще одним признаком, свидетельствующим о скорой „кончине“ диодного моста генератора — окисление контактов, а причина этого – перегрев радиатора.

Ремонт и устранение неисправностей

Все механические неполадки устраняются путем замены неисправных узлов и деталей (щеток, ремня, подшипников и т.п.) на новые или исправные. На старых моделях генераторов зачастую требуется проточка контактных колец. Приводные ремни меняются вследствие износа, максимального растяжения или истечение срока эксплуатации. Поврежденные обмотки ротора или статора, их, в настоящее время, меняют на новые в сборе. Перемотка хоть и встречается среди услуг автомастеров, но все реже — это дорого и нецелесообразно.

А вот все электрические проблемы с генератором нужно решать вследствие проверки, как других элементов цепи (в частности АКБ), так и непосредственно его деталей и выходного напряжения. Одной из частых проблем, с которой приходится сталкиваться автовладельцам — это перезаряд, или же наоборот, низкое напряжение генератора. Устранить первую неисправность поможет проверка и замена регулятора напряжения либо диодного моста, а с выдачей низкого напряжения разобраться будет чуть сложнее. Причин, почему генератор выдает низкое напряжение, может быть несколько:

  1. увеличение нагрузки на бортовую сеть потребителями;
  2. пробой одного из диодов на диодном мосте;
  3. выход из строя регулятора напряжения;
  4. проскальзывание поликлинового ремня (вследствие слабого натяжения)
  5. плохой контакт массового провода на генераторе;
  6. короткое замыкание;
  7. посаженный аккумулятор.

Источник

Разборка ABW.BY. Взрыв на электростанции, или Что выводит генератор из строя и как ему не навредить?

— Говорить о слабых местах генераторов надо с обязательной привязкой к годам выпуска автомобилей. В современных генераторах используются коллекторы малого диаметра. Из-за этого уменьшилась скорость, с которой щетки скользят по контактным кольцам коллектора. Соответственно уменьшился их износ, а экономить на высоте щеток производители пока не додумались.

Поэтому и щетки в частности, и щеточно-коллекторный узел в целом стали намного долговечнее, чем в генераторах, которые ставились на старые машины. И я бы не сказал, что щетки — номер один среди поставщиков проблем современных генераторов. В них щетки замены требуют намного реже, чем было раньше.

С этого начался наш разговор с заместителем директора ООО «Модников» Игорем Никипоренком о слабых местах и причинах неисправностей генераторов, а также о том, что должен или, наоборот, не должен делать автовладелец, если он хочет, чтобы генератор прослужил как можно дольше.

— У современных генераторов, — продолжил Игорь, — другая проблема. Почти все из них обзавелись цифровым управлением. Реле-регуляторы у них с процессором, с шиной обмена данными с блоком управления двигателем. Надежность таких реле-регуляторов пока под вопросом. Может, со временем ее улучшат, но сейчас их хватает на 3-6 лет, кому как повезет.

При этом выходят из строя они каждый раз по-разному. То «умирает» цифровая часть, которая начинает выдавать ошибки, хотя зарядка есть, то «кончается» зарядная часть, а цифровая остается исправной — ошибок нет, но и зарядки тоже нет. Разбираем генератор — он в идеальном состоянии, но реле-регулятор под замену.

Второй момент — практически все современные генераторы оснащены шкивами с обгонными муфтами. Начиналось это в свое время с дизелей, затем обгонные муфты стали появляться на машинах премиум-класса, а теперь и на обычных бензиновых автомобилях генераторы идут с обгонными муфтами.

Этот узел тоже не самый надежный — прослужит обгонная муфта чуть больше 100 тысяч километров пробега, а дальше можно ждать от нее сюрпризов.

Вот вам еще один кандидат на первый номер среди слабых мест генератора.

Но если говорить о старых моделях генераторов, где нет обгонной муфты и цифрового управления, то они, конечно, в ремонт попадают чаще всего из-за щеток.

Причины — механический износ из-за трения щеток по поверхности контактных колец коллектора и выгорание в месте контакта.

Влияет на скорость, с которой идут эти процессы, нагрузка на генератор, а также электрофизический фактор, из-за которого плюсовая щетка изнашивается быстрее минусовой. Чем хуже контакт щетки с кольцом, тем сильнее в нем искрение, а выгорание ускоряет процесс выхода щеток из строя.

В какой-то момент высота щеток уменьшается настолько, что они перестают доставать до коллектора, после чего прерывается подача тока на обмотку ротора — генератор отказывает.

Контактные кольца изнашиваются и выгорают медленнее, но после одной-двух замен щеток они тоже выходят из строя из-за глубоких канавок, которые в них «выгрызли» щетки.

Еще одна жертва механического износа — подшипники ротора. Повлиять на их досрочный выход из строя может неправильное натяжение приводного ремня.

Но все же самый главный враг — коррозия. От нее страдают все генераторы: и старого поколения, и новые. Особенно достается тем, которые расположены близко к дороге, если можно так сказать — ниже ватерлинии, или, говоря проще, на уровне полуосей. Такое размещение характерно для итальянских и французских машин, соответственно и проблем из-за коррозии с ними больше.

Генератор сильно греется во время работы и нуждается в охлаждении. Есть генераторы с водяным охлаждением, но это редкость, от их производства, кстати, сейчас вообще отказались, а подавляющее большинство генераторов — с воздушным охлаждением.

В крышках предусмотрены отверстия для вентиляции, есть в зависимости от модели одна или две крыльчатки, которые вращаются вместе с ротором. Образно говоря, это «пылесос», который вместе с воздухом затягивает и прогоняет через генератор грязь, воду, реагенты от гололеда. Что-то через вентиляционные прорези вылетает обратно, что-то остается внутри — вот в чем проблема.

Сердечник обмотки статора набирается из пластин из электротехнической стали. Этот материал очень чувствителен к коррозии. Сердечник буквально раздувается от ржавчины.

Из-за этого выбирается зазор между ротором и статором. Ротор начинает цеплять за статор, а если генератор осенью успел схватить соли, затем на машине всю зиму не ездили, то весной может оказаться, что ротор заклинил в статоре.

Нередко разбухший статор и вовсе разрывает корпус генератора — мы с такими случаями сталкиваемся регулярно.

Также коррозия может «убить» обмотки. Если щетки, обгонную муфту, реле-регулятор, подшипники можно заменить, то коррозия превращает генератор в мусор, который восстановлению не подлежит.

Кроме того, из-за воздействия соли и влаги может сгореть диодный мост. От этого часто страдают генераторы Denso на Toyota, некоторых других «японцах», Volvo, Ford. У них корпус диодного моста алюминиевый, а оболочки диодов, которые в корпус запрессованы, стальные.

Алюминий и сталь — гальваническая пара. Рассол проникает между корпусом и диодами, где затем образуется пленка окислов, которая работает как теплоизолятор.

Диоды при работе сильно нагреваются, но передача тепла в корпус нарушена. В результате диоды перегреваются и перегорают.

У генераторов Valeo на 120 и 150 ампер другая конструктивная особенность — у них приклеенные обмотки ротора. От перегрева клеевое соединение разрушается, появляется люфт, а затем и обрыв обмотки. На новых моделях на 180 ампер такого уже нет — исправили.

Впрочем, это уже частности, а если говорить в общем, то все слабые места, из-за которых генераторы попадают в ремонт, я назвал. К причинам, вызывающим неисправности, надо добавить, что вредны и технические жидкости, которые тоже, как влага и соль, могут попасть внутрь генератора.

Ситуация как со щетками стартера. Во-первых, топливо, моторное масло, жидкость из гидроусилителя руля разъедают щетки. Во-вторых, на слой жидкости налипает графитовая пыль, которая появляется в результате износа щеток. Получившаяся «каша» проводит ток, из-за чего сильнее выгорают щетки и коллектор. Кроме того, из-за грязи щетки хуже перемещаются в держателях, даже могут зависнуть в каком-то положении.

Сильно влияет на срок службы нагрузка, с которой конкретному генератору приходится работать. Чем выше нагрузка, тем сильнее генератор нагревается, а там и до перегрева недалеко.

Наихудший вариант — когда генератору приходится заряжать сильно разряженный аккумулятор и при этом вырабатывать энергию для потребителей, которые в это время также включены. Для зимы обычное дело, когда после запуска включаются все обогревы, какие в машине есть, на полную мощность работает обдув стекла и печка, включены фары, магнитола, что-то еще. Надо понимать, что в этот момент генератор работает фактически на расчетном пределе, а значит, быстрее расходует свой ресурс. Если это повторяется раз за разом, не стоит ожидать от генератора максимально возможного срока службы.

Если же автомобилю в хозяева достанется любитель тюнинга, который к штатному электрооборудованию добавит мощный сабвуфер, что-нибудь еще, тогда и вовсе беда, потому что дополнительное оборудование нарушает энергетический баланс, предусмотренный производителем машины. Современные генераторы заметно мощнее старых, но по размерам они в лучшем случае остались такими же, а часто даже стали меньше. Соответственно уменьшились детали, те же подшипники, например. Поэтому современные генераторы не имеют лишнего запаса надежности по отношению к механическим и электрическим нагрузкам, тем более к перегрузкам.

Наибольшая перегрузка для генератора — «прикуривание» с работающим двигателем на донорском автомобиле. Это даже не перегрузка — генератор на работу в режиме, который сопоставим с режимом короткого замыкания, не рассчитан вообще. Аккумулятор рассчитан, генератор — нет. Пока люди будут «прикуривать», не заглушив мотор «донора», мы без работы не останемся.

Бывает также, что при подключении проводов для «прикуривания» путают клеммы, а в результате сгорает диодный мост.

Быстрая проверка исправности генератора сбрасыванием клеммы с аккумулятора при заведенном двигателе или чирканьем провода от выводной клеммы генератора по «массе», которой пользовались наши отцы и деды, для современных генераторов очень опасна. Кое-кто по старинке или по совету старших товарищей так делает, а потом мы меняем перегоревший регулятор напряжения и диодный мост.

Отдельная тема — самостоятельный ремонт. Тут уж кто во что горазд. Кое-что после «самодельщиков» можно исправить, но, например, если обмотка статора вклеена и ее зачем-то отодрали, самому назад с теми микронными зазорами, которые должны быть, назад обмотку ни за что не вклеить. А дальше при первом же включении генератора магнитное поле притягивает обмотку статора к ротору — и пошла «мясорубка», после которой генератор целиком идет в мусорку.

В чем еще проявляет себя человеческий фактор? Если ремень привода генератора должен натягиваться вручную и при этом его перетянуть, увеличивается нагрузка на подшипники, что, естественно, сокращает их срок службы. А слабо натянутый ремень скользит по шкиву, сам изнашивается и изнашивает рабочую поверхность шкива.

Большое значение имеет состояние аккумулятора. Общепринято ездить, пока батарея не отдаст концы полностью, но о том, как отражается на генераторе необходимость заряжать аккумулятор, в котором жизнь уже едва теплится, никто не задумывается. Фактически же получается, что деньги, придержанные на покупку новой батареи, пока старая не сдалась окончательно, впоследствии придется вкладывать в преждевременный ремонт генератора. И хорошую батарею, которая по каким-то причинам глубоко разрядилась, лучше заряжать до нормы на стационарном зарядном устройстве, а не с помощью генератора.

Качество аккумуляторов тоже отдельная тема. Оно снизилось. Сужу как по нашему опыту, так и по тому, насколько уменьшили гарантию продавцы аккумуляторов. Мы же сталкивались с тем, что аккумулятору год или чуть больше, а в нем уже замкнувшие банки. Такая батарея все тянет на себя — генератор горит.

Чтобы не допустить попадания внутрь генератора технических жидкостей, нельзя мешкать с устранением течей из узлов и трубок, расположенных выше генератора. Если задумали помыть двигатель — генератор, как и стартер, оберните целлофаном.

В эксплуатации единственное, что хоть как-то мешает воде и соли попасть в генератор, — защита под двигателем. Пластиковую защиту на наших дорогах часто ломают, обрывают, теряют, но это форс-мажор, а некоторые владельцы ее вообще убирают, чтобы облегчить себе работы по обслуживанию машины, — это уже никуда не годится. Наверное, таким владельцам будет полезно хотя бы на фотографиях увидеть то, с чем мы в своей практике сталкиваемся ежедневно.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора
ABW.BY

Благодарим за консультацию и помощь в организации фотосъемки ООО «Модников»

Источник

Оцените статью