- СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ. статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Что такое позитивный настрой и как его поймать?
- Что такое позитивный настрой?
- В чем смысл позитивного настроя?
- Как настроиться на позитив?
- 1. Символы и ритуалы.
- 2. Аффирмации.
- 3. Позитивное окружение.
- 4. Проактивное мышление.
- 5. Юмор.
- 6. Жизненный опыт.
- 7. Мотивация.
СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ.
статья по теме
В каждый момент своей жизни человек что-то чувствует. Он то бодр, то весел, то грустен, то спокоен. Эмоциональное самочувствие человека во многом определяется с соответствием или несоответствием происходящего его интересам. Поэтому, воздействие на эмоции, в сущности, есть своеобразное напоминание партнеру о его же собственных интересах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_polozhitelnogo_emotsionalnogo_nastroya.docx | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА УРОКА
В каждый момент своей жизни человек что-то чувствует. Он то бодр, то весел, то грустен, то спокоен. Эмоциональное самочувствие человека во многом определяется с соответствием или несоответствием происходящего его интересам. Поэтому, воздействие на эмоции, в сущности, есть своеобразное напоминание партнеру о его же собственных интересах.
Если нам кажется, что поведение собеседника расходится с тем, каким оно должно бы быть, и не идет ему на пользу, мы упрекаем (стыдим, укоряем). Настроение собеседника портится, и чаще всего активность его затухает. А в идеале и сама направленность его поведения меняется.
Если же какая-то деятельность, по нашему мнению, соответствует интересам партнера, а он этого не видит и потому не активен или, придавая излишнее значение чему-то постороннему, действует слишком робко и нерешительно, мы ободряем его (подбадриваем, сочувствуем, жалеем)
Этими воздействиями мы стремимся изменять самочувствие окружающих либо в сторону его улучшения, либо ухудшения. Различают два вида воздействия на чувства-ободрять и укорять. Педагог начинает ободрять , когда он стремиться укрепить в сознании ученика уверенность в том, что в своих действиях и намерениях ему не нужно сомневаться, медлить, тянуть, раздумывать, колебаться. При этом в любых текстах типичным подтекстом являются: «Смелей!», «Решительней!», «Веселей!».
Действием укорять педагог как бы будоражит в сознании ученика то, что должно было бы определять, но не определяет его поведение. Типичные подтексты при этом: «Как же тебе не стыдно!», «Одумайся!», «Устыдись!», «Опомнись!».
Учителю вредно постоянно корить и одергивать учеников. Это ведет к укоренению в педагоге опасного мнения о себе, как о человеке всезнающем, никогда не ошибающимся в том, что хорошо и что плохо. Педагогу желательно следить за тем, чтобы действие упрекать не занимало существенного места в способах воздействия.
Если учитель постоянно упрекает, ворчит, проявляет недовольство, то это значит, что он потерял контакт с детьми и явно заблуждается в том, что можно, а чего нельзя требовать от них и от себя. Ворчание может оказаться тревожным сигналом профессиональной непригодности человека к педагогической деятельности.
Противоположный способ воздействия, обращенный к чувствам, эмоциям, самочувствию- одобрять . Мы говорим: «Ну!, Ну!», «Хорошо!», «Молодец!», «Умница!», «Не бойся!»- для того, чтобы поддержать его решимость, закрепить что-то хорошее. В оттенках одобрения просвечивает то, что люди называют добротой. Добрые глаза- это ободряющие глаза, то есть, ждущие чего-то хорошего, правильного от того, к кому они обращены. Добрый голос-это голос поддержки.
Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение субъекту, становится для него фактором развития.
Педагог должен позаботиться о том, что переживание в жизни равно как и счастье во многом зависит от удовлетворения, получаемого человеком в ходе его деятельности. «Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни». /Глассер У. Школа для неудачников- М-1991/
Ощущение успеха рождается у ученика, сумевшего преодолеть свой страх, свое неумение, застенчивость, непонимание, робость, растерянность, затруднение и прочее. Ситуация успеха-некий взлет для человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своем личностном развитии.
Ситуация успеха- это победа как по-беда, т.е. после беды, по окончании беды, сопротивление беде, то, что человек чувствует, когда преодолевает трудности. Переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудачи заставляют его сворачиваться, замыкаться от сознания своей второсортности.
Авансирование -принцип отношения к ученику, подход к нему с оптимистической гипотезой, с верой в его успехи, достижения и способности. Педагогический прием оглашения достоинств ребенка, которые он еще не успел проявить, но непременно проявит в будущем. В качестве принципа авансирование выступает как характеристика устойчивой педагогической позиции воспитателя: доброжелательность, ожидание успеха, забота о ситуации успеха, оглашение положительных качеств как постоянная черта отношений.
Вытеснение — метод психотерапевтического воздействия, который применяется с целью вызвать другое, более благоприятное состояние, заменяющее негативное переживание. Используется, когда необходимо устранить отрицательные проявления через включение ребенка в деятельность.
Игнорирование — метод психотерапевтического воздействия, состоящий в том, что предусматривается фиксирование педагогом неблагоприятного состояния субъекта (ребенка), но внешне инструментуется не замечание того, что происходит. Применяется с целью постепенного угасания накала состояния.
Концентрация на положительном -метод психотерапевтического воздействия, направленный на снятие неблагоприятного состояния. Он основывается на сосредоточении на позитивном, самом ребенке и переориентации его внимания на положительное в другом человеке. Цель данного метода- научит воспитуемого саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения.
Подавление — метод психотерапевтического воздействия, предусматривающий жесткое пресечение и ограничение действий ребенка с целью избежать тех из них, которые могут нанести ущерб. Применение подавления наиболее целесообразно, когда негативные проявления поведения ребенка грозят нанести вред его здоровью или возникает явная угроза жизни для окружающих.
Подкрепление положительное — самого разного рода воздействие, вызывающее у воспитанника удовлетворение происшедшим или произведенным. Конечная цель положительного подкрепления- формирование отношения к социальным и культурным ценностям и закрепление психологических новообразований. Способы положительного подкрепления: поощрение, психологическое поглаживание, положительная оценка, предоставление новых прав, возложение новых обязанностей, изменение формы обращения, признание симпатий, сувениры, подарки, символические знаки внимания и т.д. Подкрепление может быть мимическим ( улыбка, добрый взгляд, любовное выражение лица), пластическим (дружеский жест, восторженный взмах рук, нежное поглаживание), вербальным (доброе слово, комплимент), предметным (вручение цветов), действенным (протягивание руки, предложение чего-то уступка…). Следует помнить , что потребность в любви не насыщаема. Нельзя перелюбить ребенка, переласкать его. Он всегда будет испытывать нужду в добром расположении, признании его достоинств, нежности, внимании.
Ситуация успеха — субъективно воспринимаемые личностные достижения в какой-либо деятельности в контексте развития индивидуальности, приносящие ей глубокое удовлетворение как ходом, содержанием, так и результатом деятельности. Ситуация успеха обеспечивается доброжелательностью группы или отдельного лица, с которым взаимодействует ребенок, скрытой инструкцией, которую посылает ребенку педагог, снятием страха перед конкретными действиями, авансированием в адрес ученика, усилением мотивации, а также инструментовкой персональной исключительности ребенка в данной ситуации деятельности.
Шутка — очень эффективный и эффектный способ воздействия, снимающий психологическое напряжение, подчеркивающий доброжелательные взаимоотношения, приносящие маленькую радость, затмевающую унылое или агрессивное состояние духа, а следовательно, высвобождающий активный разум и помогающий решить ясно какой-то вопрос. Шутка активизирует, отвлекает, расслабляет, рождает эмпатию.
Методы педагогической поддержки здоровья. Выделено три группы методов педагогической поддержки здоровья. Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
-метод радостной перспективы –это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
Метод «увлечения весельем» -юмор всегда помогает преодолеть трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
Метод поощрения и похвалы- этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше путем одобрения (мимикой, взглядом, жестом, словом);
Метод самонаблюдения за своими эмоциями-метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.
Личностные установки и принципы работы учителя.
Истинность, открытость. Она предполагает открытость учителя своим собственным мыслям, чувствам и переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися. Эта установка на личностное поведение в классе рассматривается как альтернатива столь типичной для традиционного учителя установке на сугубо ролевое поведение.
Поощрение, принятие, доверие-является выражением внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося. Эмпатическое понимание –это видение учителем поведения учащегося, его разнообразных реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося, его глазами.
Психологические аспекты урока:
-соотношение положительного стимулирования, побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, поощряющие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и отрицательного стимулирования, принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации)
Психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт)
Эмоциональность изложения материала (интонация может нести до 40% информации).
Принципы педагогической деятельности:
Очеловечить среду, в которой живет ребенок
Прожить в ребенке свое детство.
ЗАПОВЕДЬ Ш.А.АМОНАШВИЛИ УЧИТЕЛЬ, БУДЬ СОЛНЦЕМ, ИЗЛУЧАЮЩИМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕПЛО, БУДЬ БЛАГОДАТНОЙ ПОЧВОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ И СЕЙ ЗНАНИЯ НЕ ТОЛЬКО В ПАМЯТИ И СОЗНАНИИ ТВОИХ УЧЕНИКОВ, НО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ В ИХ ДУШАХ И СЕРДЦАХ.
Букатов В., Ершова А Словесные воздействия в работе учителя./Педагогам о мастерстве общения с классом\ Библиотечка «Первого сентября» Классное руководство №1 2007
Щуркова Н. Новые технологии воспитательного процесса М.1994
Краткий справочник по педагогической технологии Под ред. Щурковой Н. М.1997
Источник
Что такое позитивный настрой и как его поймать?
Любое дело начинается со стремления ним заняться. Настрой задает тон всему будущему мероприятию. Если изначально не верить в возможный успех, то и добиться его становится практически невозможным. Позитивный настрой значительно увеличивает шансы на победу. Но стоит ли абсолютизировать это явление? Какие еще нужны предпосылки для успеха? Есть ли на этом пути, что-то важнее, чем настрой? Как можно его повысить своими силами? Существуют ли приемы, помогающие в привлечении успеха? Обо всем этом сейчас и поговорим.
Что такое позитивный настрой?
Настрой — это психоэмоциональная установка, с которой человек подходит к выполнению того или иного дела. Он может быть позитивным и негативным. Как правило, позитивный настрой заметно повышает шансы на успех. Это было подмечено еще на заре человечества. Отсюда и крылатые фразы по типу «мысли материальны» и т.д.
Оптимизм помогает человеку эффективнее преодолевать трудности, быстрее добиваться поставленных целей, вызывать симпатию у окружающих. Людям приятно общаться с теми, кто помогает им настроиться на позитив. Оптимисты не только сами притягивают удачу. Они помогают и другим становиться успешнее. Это важный механизм, стимулирующий развитие коллектива и общества в целом.
Позитивный настрой может зависеть от внешних факторов (например, хорошего символа или ритуала), но лучше всего, когда он зарождается в глубине души, становясь частью психики.
В чем смысл позитивного настроя?
Известна поговорка «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Люди, изначально настроенные на неудачу, намного реже пробиваются в этой жизни. Так устроен мир, в котором действует принцип обратной связи. Человек получает то, о чем думает. Соответственно, каким будет его настрой, такую отдачу он в итоге и получит.
Одной из хрестоматийных работ, посвященных вопросам оптимизма и настойчивости, можно считать известную книгу американского писателя Наполеона Хилла «Думай и богатей». Ее автор на десятках примеров убеждает читателя в необходимости позитивного настроя. Он преподносит это в качестве универсального вселенского закона, одинаково эффективного в любой сфере человеческой жизни.
Каждый может вспомнить случаи, когда настрой предопределял исход тех или иных событий. Например, перед сдачей экзамена, знакомством с девушкой, либо устройством на работу.
Безусловно, один лишь настрой на позитив без выполнения других условий будет малоэффективным. Глупо надеяться победить в профессиональном боксерском поединке, ни разу не занимаясь этим видом спорта, либо рассчитывать найти цветок папоротника (это растение не цветет). Цели должны быть реальными. Кроме этого, помимо настроя многое зависит и от уровня подготовки человека. Если совместить необходимые знания и умения, умножив все это на оптимизм, то шансы победить заметно возрастают.
Как настроиться на позитив?
Известно много способов и приемов, помогающих человеку смотреть в будущее с оптимизмом. Условно их можно разделить на два типа: внешние и внутренние стимулы. Позитивный настрой может появиться в результате подбадривания со стороны, либо в процессе самовнушения. Еще лучше, когда эти два процесса взаимно дополняются, усиливая друг друга.
К основным «магнитам», притягивающим позитивный настрой, относятся:
- Символы и ритуалы;
- Аффирмации;
- Позитивное окружение;
- Проактивное мышление;
- Юмор во всех его проявлениях;
- Позитивный жизненный опыт;
- Сильная мотивация.
А теперь разберем их по-отдельности.
1. Символы и ритуалы.
Суеверия, безусловно, не лучший союзник человека. Но даже их можно обратить себе в помощь. Например, придумать утренний ритуал, который подарит позитивный настрой на день. Также это может быть амулет или талисман, приносящий удачу. Можно использовать в этих целях всемирно признанные способы, либо изобрести свой личный. Подкова, четырехлистный клевер, желудь и многое другое, вселяют в своего владельца уверенность, значительно повышая его настрой на победу.
2. Аффирмации.
Самовнушение – наиболее эффективный прием, помогающий стать оптимистом. Его преимущество в том, что не нужны внешние стимулы. Не всегда рядом оказываются люди, которые захотят подбодрить. Амулет или талисман тоже можно потерять или забыть дома. Зато аффирмации всегда «под рукой». С их помощью можно повысить настрой всегда и везде. Достаточно просто повторять самому себе позитивную установку, пока она прочно не укорениться в подсознании, принося «плоды» уверенности и оптимизма.
3. Позитивное окружение.
Люди, которые находятся рядом, оказывают мощное психологическое воздействие на человека. Если окружить себя теми, кто поддерживает и развивает позитивный настрой, намного проще с оптимизмом смотреть в будущее. Подобная коллективная аффирмация оказывает более мощное воздействие. С кем поведешься, от того и наберешься. Стоит внимательно выбирать свое окружение, оставляя в нем людей, нацеленных на позитив и успех.
4. Проактивное мышление.
В тот момент, когда человек осознает, что победа зависит всецело от него самого, он начинает понимать всю ответственность за свое будущее. Позитивный настрой – неотъемлемый компонент проактивности. Если будет успех – это заслуга конкретного человека. В случае неудачи – также его вина. Понимая власть над происходящими событиями, человек ощущает свою внутреннюю силу, которая придает ему решимости и упорства в достижении поставленных целей.
5. Юмор.
Сам по себе юмор не гарантирует успех. Он скорее создает позитивную эмоциональную атмосферу, которая благоприятно влияет на психику человека, наделяя его необходимой силой и энергией. Настрой на победу зачастую появляется после эмоциональной подзарядки, роль которой выполняет смех. Получить эту подпитку можно из самых разных источников: концертов, фильмов, передач, книг, песен и т.д. Смех помогает преодолевать трудности и быстрее добиваться успеха. Большинство лидеров – это люди с развитым чувством юмора.
6. Жизненный опыт.
Накапливая позитивные события в жизни, человек подсознательно настраивает себя на будущий успех. В этих целях резонно завести Дневник успеха, в который необходимо заносить все, пусть даже маленькие, победы. Регулярно перечитывая его, автор дневника напоминает себе о том, что он уже неоднократно побеждал, тем самым вырабатывая позитивный настрой на будущее.
7. Мотивация.
Любые цели лучше достигаются при условии мотивированности исполнителя. Если это кто-то другой, следует подумать, как его заинтересовать. В случае, когда человек сам оказывается исполнителем, необходимо придумать способ самомотивации. Настрой напрямую зависит от осознания необходимости действий. Например, поход в спортзал для набора мышечной массы перед открытием пляжного сезона. Сюда же можно отнести курсы иностранного языка, уборку рабочего места и мн. др. Все, что привносит логику в предстоящее задание, становится хорошим мотиватором.
Позитивный настрой – важный компонент любого успеха. Тот, кто заранее убедил себя в достижимости поставленных целей, имеет намного больше шансов реализовать задуманное. Безусловно, стоит отличать самонадеянность и оптимизм. Но лучше все-таки немного переоценить свои возможности, тем самым заставляя окружающий мир в это поверить.
Источник