Работаю совсем не по образованию

Без высшего образования: какие шансы?

Если вы соискатель без «корочки»

Соискатели без высшего образования сталкиваются с несколькими проблемами:

  1. их часто отсеивают просто по умолчанию («Смотрим всех, у кого высшее образование»);
  2. они стесняются на собеседованиях и обманывают в резюме;
  3. они могут проигрывать в конкуренции с кандидатом, у которого есть высшее образование.

Еще один вариант той же проблемы — отсутствие профильного образования. Например, вчерашний дизайнер решил уйти в ИТ-сферу и начал изучать программирование самостоятельно, хотя на технической специальности никогда не учился. Работодатели вполне могут отложить резюме только на том основании, что у человека нет соответствующего диплома.

Существуют должности, для которых крайне важны конкретные и узкие профессиональные навыки, однако многие соискатели не получают даже возможности показать себя.

Что дает высшее образование на самом деле?

Служба исследований HeadHunter, опросив более 12 000 работников, выяснила следующее. Те, кто окончил вуз, подчеркивают, что в первую очередь улучшили общее интеллектуальное развитие во время обучения — это отметили 60% опрошенных. А те, кто получил среднее профессиональное образование, говорят, что в первую очередь овладели конкретными профессиональными навыками (65%).

Согласно сегодняшним представлениям о необходимых для успешной работы компетенциях, важны как конкретные умения, так и метанавыки, которые обычно как раз относят к «общему развитию». Таким образом, свои сильные стороны есть и у высшего, и у среднего специального образования. Однако важно отметить, что, кроме развилки «вуз или колледж» существует множество других вариантов для обучения.

Читайте также:  Калина не работает усилитель руля спидометр

Мы решили спросить у работодателей и сотрудников, действительно ли образование играет такую значимую роль в трудоустройстве.

Евгений Смирнов

Мне всё равно, есть ли у сотрудника «корочка» или нет. Более того, я, честно говоря, не знаю, у кого из моих сотрудников есть высшее образование, а у кого — нет. Вернее, так: знаю только о двух людях, так как оба заканчивали тот же факультет университета, где я учился.

В современном мире образование — это не гарант навыков или уровня соискателя. Программы любого российского вуза, если говорить об ИТ, безнадежно отстают от рынка. Поэтому 90% нормальных разработчиков начинают работать с первого курса, чтобы к концу обучения получить 4-6 лет опыта работы в индустрии, а не красный диплом.

О нескольких своих сотрудниках я знаю, что они прекратили обучение в вузах (в том числе, топовых в Санкт-Петербурге) именно по причине бессмысленности этого процесса с точки зрения карьерного роста.

Нормальная современная компания не оценивает кандидата по наличию или отсутствию высшего образования. Оцениваются умения и знания (hard skills), социально-эмоциональные навыки (soft skills), а также рекомендации. Я бы рекомендовал бежать из компании, в которой высшее образование является обязательным критерием, поскольку подобные компании вымрут, как мамонты.

Мария Кочакова

Когда меня нанимали на первую работу, в требованиях было гуманитарное образование — филфак или журфак, а также требовался красный диплом. У меня как раз был красный — это роль сыграло, думаю. Довольно абсурдное требование, которое сильно снижало количество возможных кандидатов. Но тем не менее красный диплом добавил баллов.

В профессии сценариста компьютерных игр и преподавателя сценаристики компьютерных игр мне очень пригодилось образование филолога — и начитанность, и русский язык, и педагогическая практика. Сценарному делу я в вузе не училась, только на практике. Но филологическое образование — литературоведение, лингвистика, русский язык — пошло на пользу.

Я сейчас как раз занимаюсь тем, чтобы технарям преподавать основы гуманитарных знаний на частных онлайн-курсах, потому что люди приходят совсем без базы. Например, им нужно поднимать сложный большой пласт мифологии, который на том же филфаке изучают на первом курсе.

При этом для того, чтобы быть сценаристом, не обязательно получать диплом сценариста. Но гуманитарное образование поможет. Я периодически нанимаю людей на аутсорс, по самым разным задачам — и на образование не смотрю, только на выполнение тестового задания и опыт, указанный в резюме.

Елена Савчук

Руководитель event-направления и клиентских коммуникаций в HeadHunter

Университет я так и не окончила: поступала в два вуза и уходила из них с первого курса, примерно через полгода. Мне казалось, что я уже взрослая, работаю, у меня есть деньги, а значит, нечего мне там делать. Из-за работы мне приходилось пропускать семинары, были проблемы с допуском к экзаменам, я волновалась и в итоге решила, что все это не для меня.

Работаю в общей сложности уже 17 лет. На каждом собеседовании мне приходилось краснеть и скрывать, что я неуч. Вернее, не скрывать, а давать ложную информацию — неоконченное высшее. Или говорила, что диплом вуза есть, но нужно его поискать, был переезд, документы потерялись. Чувствовала себя ужасно неловко в эти моменты и старалась побыстрее закрыть тему.

В результате работодатели мне не напоминали о дипломе, и вопрос сам собой сходил на нет. В целом, проблем не возникало, кроме морально-этических.

Отсутствие диплома в моем случае никак не влияет на рабочий процесс. Уже больше 10 лет я занимаюсь организацией бизнес-форумов и конференций, а этому не учат в вузах. Все познавала на практике и на опыте коллег. Сейчас сама могу кого угодно консультировать в этой сфере.

Так нужен ли диплом?

Высокая карьерная лабильность сегодня становится все более популярной тактикой профессионального развития. Многие специалисты круто меняют карьеру, переучиваясь и открывая для себя новые сферы. При этом возможностей для образования и самообразования делается больше. Альтернативой второму и третьему высшему образованию, получение которого займёт несколько лет, могут стать массовые открытые онлайн-курсы, занятия с репетиторами и, конечно, практика. Готовые проекты — это уже интересная тема для обсуждения на собеседовании.

Есть основания предполагать, что в ближайшие годы образовательная система будет развиваться и становиться сложнее, а привычные этапы и статусы утратят свою силу. Однако уже сейчас работодателям лучше обращать внимание на конкретные умения и таланты, а соискателям — запасаться рекомендациями и готовыми проектами, которые говорят об успехах куда больше, чем оценки в дипломе.

А вам приходилось сталкиваться со строгим отбором по уровню образования?

Источник

Мнение: начинающих специалистов без высшего образования видно сразу

Этот текст — комментарий читателя Т⁠—⁠Ж. Вы тоже можете поделиться своим мнением: напишите развернутый комментарий или пост в Сообщество.

Почти для любого специалиста — не каждого, к медицине, например, это не применимо — наличие любого образования лучше, чем его отсутствие. А отсутствие профильного часто некритично.

Если разложить на цифры: 9 классов дают вам 0%, 11 классов — 15%, среднее специальное образование — 30%, вышка непрофильная — 80%, профильная — 100%.

Сейчас объясню: то, из чего обычно состоит образование, — усвоение информации, построение логических цепочек, решение задач с конкретной целью и на оценку, запоминание и воспроизведение, взаимодействие с людьми и командой — это прекрасное микроупражнение для человека, его мозга и характера. Его приходится выполнять минимум по 5—10 раз в семестр, и почти каждый раз — в новой предметной области. Как конкретно человек справляется — как положено или, хм, за счет софт-скиллов , — не так-то уж и важно.

Пройти подобный курс упражнений не обязательно именно в вузе. Понятно, что в каких-то заведениях напряженная программа тренировок, а куда-то в основном приходят за гаражами с тренером покурить. Пара лет напряженной разносторонней «работы на работе» тоже подойдет. Получение диплома — чем не проект с дедлайном? Но по начинающим специалистам очень хорошо видно, кто с вышкой, пусть даже и неоконченной, а кто без.

Уже много раз ловил себя на мысли «вот этот разгвоздяй точно без вышки» — и оказывалось, что точно определил.

Помогла ли мне вышка? Очень. Оказалось, что «Водопроводные сети высокого давления», «Экономическая теория» и «Детали машин» не менее полезны, чем профильные «Теория массового обслуживания в вычислительных сетях» и «Теория конечных автоматов». Похоже, это все натренировало меня погружаться в разные предметные области работодателя или заказчика, быстро и без «ой все».

А учитывая, что я работал почти фултайм со второго-третьего курса и прогулял не более пары занятий, еще и потренировал тайм-менеджмент — или как там это называется сейчас.

Мнения. Читатели делятся мыслями на любую тему

Источник

Кто работает не по профессии??

Комментарии

Кстати. У меня есть пример подруги.
Училась на заочном на логопеда, и работала логопедом в саду. Переехала в другой город (ещё не получив диплома, последний курс, защита диплома), и не приняли работать воспитателем. При этом конечно все достижения по логопеду сняли, грубо говоря она начала работать без опыта с мин.зп. Так что смысла идти в другую отрасль работать, не вижу.
А что ты пока в декрете сидела не училась? Сейчас кроме заочки и дистанционки много.

Её приняли работать воспитателем.

Дистанционно вообще не рассматривала и не рассматриваю, как по мне так толку от этого мало. В декрете не училась, потому что возможности не было, дом строили, ребёнок маленький, я работала. На учёбы нужно много времени.

Ну раз не попробовав так говоришь, то ладно)))

Что не попробовав? Дистанционку ты имеешь ввиду?

Да.
Всё зависит от самой себя. Если сама учиться не будешь, а будешь все работы покупать-конечно толку то, ради корочки если) а если самой учить материал и все сдавать-то толк будет. Чем заочка лучше-не понимаю))
Вообще лучше очного конечно ничего не бывает. Но для меня заочка и дистанционнка равны. Есть опыт на трёх отделениях узнать как все обстоит.

Это понятно, я согласна с тобой, но тут вопрос в том, что после дистанционного у нас вообще не куда не берут. Если бы это было какое то другое направление, то ещё может быть. Но тут такая профессия, в которой у ошибки высокая цена. На заочке, можно хоть вопросы задать на сессиях. У меня на юр факе сессии по месяцу были, начитка большая и общение с преподавателем очень много дало.

В мне очень нравилось работать в суде ?если бы не мизерные зп то возможно и работала бы)

Что то тебя в разные стороны мотыляет))
А если пойти в сад нянечкой работать? Рядом с сыном будешь, а там уже и повышение до логопеда как окончишь универ, возможно и чуть раньше.

Нянечкой. Интересно, как мне это поможет в работе логопедом, гораздо больше шансов, что после практики оставят, чем после нянечки. И полы мыть, как то не очень

Связи будут уже в саду, коллектив знакомый. И они не только полы моют)) с детьми тоже занимаются, всякие 5ти минутки устраивают.

Не знаю как у вас, у нас нянечки не занимаются с детьми, они даже образования в основном педагогического не имеют. Они моют полы, посуду, помогают детям одеваться и раздеваться, а к занятиям с детьми их не допускают

Во многих садах нянечки читают например сказку подгруппе детей, пока вторая подгруппа занимается с воспитателем. И да, нянечки не имеют образования специального.

Блин, да не важно кем работать, но должны быть умения хоть какие-то, склонности. Как работать дизайнером после трехмесячных курсов. Как работать логопедом, если даже начального образования в этой сфере нет.

Вы хотя бы читайте, что написано, я же написала, что буду учиться в универе на логопеда, предле чем идти работать. Но учиться мне 4 года и эти 4 года, нужно тоже где то работать.

Я читаю. Ну так и работайте эти четыре года там, где есть образование и опыт.

Я не хочу рабрть по специальности, вся суть поста была в этом. Вопрос лишь в том, чем заниматься во время учёбы. Я не хочу ходить на работу как на каторгу.

Но и ходить на работу не имея образования и опыта тоже нельзя. Так что либо работать там, где есть образование и опыт, либо заниматься неквалифицированным трудом. Не думаю, что вам какой-нибудь там кассир Пятерочки будет лучше, чем работа по образованию.
Вам эту каторгу потерпеть 4 года всего же.

Ну может вы конечно и правы, буду смотреть, в любом случае выход найдётся.

Главное, чтобы потом нравилось то, чем будете заниматься.
Для меня кошмарно, когда человек работает там, где не нравится.

Я всегда хотела идти работать с детьми, у меня вся семья педагогов, но мама меня отговорила. А я очень люблю детей, не хочу себя хвалить, но мне очень многие говорят, что я не в ту профессию пошла меня слушают дети, я много смотрю обучаещего материала по работе с детьми, и детей своих подруг и читать научила и считать, так что я уверена, что это моё

А почему мама отговорила, если вся семья педагогов?

Поэтому и отговорила сказала собачья работа. Хотя сама уходила с сада, и все равно через 6 лет вернулась, потому что тянет, это её, она рождена доя этого. Сейчас очень жалеет что отговорила, а я в 17 лет не особо и знала, что мне надо. Вот так получилось. Но я не жалею что училась, знания в любом случае не лишние.

Может вам и идти на эти 4 года в садик, можно же нянечкой без образования работать.

А какой смысл. Нянечки не имеют доступа к детям, там надо полы мыть, а не на занятия детей глазеть.

Наша и кормила и одевала. Помогала во всем воспитателю.

Да, ездила на учебу на два месяца от работы. и сейчас постоянно учат нас.а опыт только нарабатывать нужно.

А ты там же сейчас?

Да. Занятия каждую неделю сейчас, кстати

И как тебе, нравится?

Конечно нет) я же дегустатор на пряничной фабрике?. Вопрос в деньгах. Но сейчас такая фигня происходит, наверное, контракт доработаю и уйду. Хотя жалко, столько лет.

Вот я вообще не хочу работать тшько ради денег, проходили уже это. Хочется что бы работа была по душе. А я как представлю 4 года работать в месте где мне не нравится, аж дурно становиться.

Я все равно не могу уйти. Надо заплатить 5000 примерно, если разорвешь досрочно контракт.

То есть, вы хотите заочно учиться и ещё работать?
А как же вы будете работая дизайнером, писать практики логопеда?!

А что в этом такого, я и на юриста училась и работала. Спокойно проходила практику.

А как она дизайнером будет без опыта работать? Я — дизайнер. И в нашей среде профессионалами не считают людей с сомнительными трехмесячными корочками

А вы наверное сразу с опытом были, опыт надо где то брать, и с чего вы всегда делаете такие выводы, почему сомнительные курсы.

Ну вы же понимаете, кто вас возьмёте в госучреждение если вы придёте и скажете, я на практику. Этой практики и набраться ещё надо)
Я педагог-психолог и тоже крайнее образование получала заочно работая в детском саду.
Вы понимаете, что работа с детьми, тем более логопедом и учась заочно, а за плечами у вас жаде простого педагогического образования нет, будет очень трудно…

Про дизайнера и трехмесячные курсы я не говорю!
Речь о другом, о практике работы с детьми. Человек даже близко не в этой сфере и сразу логопедом идти…

Во первых прежде чем как вы выражаетесь «сразу» идти работать, я буду 4 года учиться в высшем учебном заведении. Во вторых без специального образования у нас к детскому саду ты на расстояние пушечного выстрела не попадёшь. На практику попасть намного легче. Учебное заведение выдаёт направление в детские сады и коррекционные центры. И самой договориться о прохождении практики можно. Я всегда сама себе искала практику и в милиции и в таможне и в суде.

Вы понимаете что 4года вам будут читать лекции и вы будете сдавать работы, все! Это сухая теория. Практика, работа с детьми, это совсем другое дело.
Я просто вам пытаюсь донести, что нереально стать хорошим логопедом, не работая с детьми. Вы учитесь конечно, в жизни эти знания пригодятся.
У нас в России вас бы не одно ДОУ не взяло вас, потому что берут своих, то есть, тех из своего садика пошёл учиться. Возможно частные центры и возьмут вас, хотя… логопедом без практики…

Вы про одно, я про другое. Сначала люди получают образование, а потом практику, а не в обратном порядке. И вы тоже куда то, когда то пришли работать без практики.

А дизайнером?) Типо: вот фигня-профессия, чё там делать?)

Олесь, я художественное образование 14 лет получала, чтобы дизайнером работать! И такие посты мне, конечно, кажутся верхом неблагоразумия. Хороший коллектив найти ооочень тяжело, мне на первой работе вообще полмиллиона должны остались, дело я бы не выиграла. Это к тому, что бросать профессию после первого блина нельзя. Хотя, видимо, если потенциала хватает только на секретариат, ни опыта, ни знаний у тебя нет (хотя я могу и ошибаться). Все мои друзья-юристы практиковались ещё в вузах, а теперь работают на очень и очень крутых местах. Так что такую профессию я бы не бросала

Не знаю, как в Беларуси, но в России сейчас ни в одну школу без пед.образования с определенным количеством часов не устроиться

Я разве так сказала. Я же написала, что у меня другая цель, но к ней мне идти 4 года, эти 4 года нужно где то работать, а когда я работала в рекламе мне нравилось, и я бы с удовольствием занималась этим 4 года. И в жизни навыки пригодятся. У меня подруга работает в салоне штор, хорошо зарабатывает, тоже заканчивала курсы дизайна. Есть куча мест куда такие курсы пойдут. Я не ставлю себе цель, стать дизайнером и заниматься этим всю жизнь.

Я бы не стала распыляться на всё на свете. Хочешь учиться — учись и ищи любую возможность практиковаться.

Откуда вам знать, на что у меня хватает потенциала, я просто привела пример с суда, я спокойно могла пойти на работу и в таможню и в милицию, но зачем, если я понимаю что это не моё. И да, у нас очень много людей начинают с секретариата, а нотариусом, адвокатом, следователем и причими сразу опять же не становятся. Я не хочу начинать этот путь, на берегу зная что мне эта работа не будет приносить удовольствия.

Вы сами себе противоречите, любой разумный человек понимает, что практиковаться просто так в этой отрасли нельзя, сначало надо получить пед образования, а потом меня подпустят к детям

Я не противоречу. Практика и официальная работа — не одно и то же. В коррекционную нулевых не берут точно, сразу после института тоже. Туда вообще только блатных берут

Вы ж все знаете, и про юристов и про логопедов. Кого и куда берут, про потенциал людей. Честно меня всегда поражают люди всезнайки

Знаю, потому что сама в коррекционной школе работала и пыталась туда подругу-логопеда после института пропихнуть. Не вышло. Лучше во многом ориентироваться, чем в лужу сесть.

Так вы ж дизайнер, при чем тут коррекционая школа. Хорошего специалиста возьмут, главное практику в хороших местах проходить и показывать себя. И если так было у вас, это не значит, что по другому не может быть, или такой мысли у вас не возникает.

А дизайнеров в коррекционных школах не бывает?)
Еще как бывают, если это одна из лучших школ в стране.
Говорю не от балды, сама хотела уйти в педагогику, благо, образование имеется. Но сейчас сокращают школы, мест мало, конкуренция большая. Объективно сложно.

Вы не понимаете, по сути, вы будете человек с улицы в этой сфере, и да, я пришла работать в детский сад младшим воспитателем пока получала первое образование, потом через год стала воспитателем, набралась практики и опыта и пошла на психолога для детей с ОВЗ, образование получила и уже ждали психологом, но я уволилась и переехала в другую страну

Да я сейчас про логопеда, конечно, её с заочным образованием без опыта ждут во всех садах

Вам не знать, кто и где меня ждёт, это ваш путь, и я рада что у вас все получилось. Но существуют ещё другие пути. И вместо своей злости, можно пожелать человеку успехов, мне очень жаль, что вы как педагог так изьясняете свои мысли, и столько у вас какого то стеба в комментариях.

Дизайнер в коррекционной школе, это что то новое. Я не спрашивала совета по поводу педагогики, логопед и и прочего, пост был вообще не об этом. Это вы перевернули его с ног на голову и пытаетесь тут показать насколько вы умны во всех сферах, делаете выводы о других людях которых в глаза не видели. В любом случае, спасибо что потратили на меня свое время. Мне было очень интересно почитать ваши мысли по этому поводу.

Какая злость?! Я вам пытаюсь донести, что трудно рабочее место вам будет найти! А в жизни это образование пригодится, у вас сын растёт.
Конечно, могу пожелать вам только удачи.
Где именно вы увидели стеб?!

Ну вы вообще то не совсем со мной общались, а с девушкой выше, логопедом, преподавателем или дизайнером, я так до конца и не поняла. Ваши комментарии, везде её ждут
..
В принципе, в жизни все не так просто даётся. Но я уже точно поняла одно, что когда человек на своём месте, то у него всё идёт гораздо легче, когда занимаешься своим делом. А я точно знаю, что это моё дело, и я этого хочу. Я уже год изучаю программу смотрю видио, читаю книги. И знакомые у меня есть и в садах и в коррекционных школах. На практику попаду точно, а там уже все в моих руках, и я уверена что я не подведу себя прежде всего.

В России с этим проще… Пока жила в Беларуси, как-то не приходилось не по специальности работать… Здесь, уже трижды в процессе работы получала нужное образование, и то, для себя только так как интересно было вникнуть

Источник

Оцените статью