- Не работает регулятор громкости
- Ремонт энкодера автомагнитолы
- Чем удобен валкодер?
- Что делать в случае, когда неисправен энкодер?
- Ремонт регулятора громкости когда он совсем не убавляет (увеличивает) звук и почему магнитола вырубается
- Не регулируется громкость
- Вырубается или пропадает звук при увеличении громкости
- Моргает дисплей на большой громкости
- Ремонт регулятора громкости магнитолы когда он совсем не убавляет звук
- Если не регулируется громкость
- Механические разновидности
- Почему вырубается магнитола при увеличении громкости
- Модели ЕР
- Зависимость между перемещением движка и сопротивлением
- Линейные потенциометры
- Как действует на двигатель потенциометр?
- Настройка преобразователя частоты с программированием параметров
- Настраивание значений параметров управления частотой наружным потенциометром
- Подстроечные резисторы Trimpot® Bourns
Не работает регулятор громкости
Ремонт энкодера автомагнитолы
В практике ремонта автомагнитол бывают случаи, когда устранение неисправности решается простой чисткой.
При длительной эксплуатации автомагнитол возникают неполадки, связанные с механическими элементами прибора. Поскольку всё управление автомагнитолой происходит через переднюю съёмную панель, то и поломке подвергаются те элементы, которые на ней установлены. Обычно это всевозможные кнопки, реже миниатюрные лампы подсветки дисплея (у более старых автомагнитол), регуляторы громкости, многоконтактный разъём, соединяющий съёмную панель с основной частью автомагнитолы.
Вы наверняка видели, что у многих автомагнитол роль регулятора громкости выполняет не набор кнопок, а валкодер. В официальной документации валкодер, как отдельную радиодеталь, принято называть энкодером, хотя по сути это одно и то же. Кроме этого данное чудо техники называют шаттлом. Но слово шаттл означает уже встроенный в прибор элемент управления, а не отдельную радиодеталь.
Так выглядит энкодер
Чем удобен валкодер?
Важно понять, что валкодер является частью цифровой электроники и служит он для ввода информации посредством поворота ручки регулятора. Всё управление происходит посредством изменения угла поворота ручки валкодера. Сам валкодер внешне очень похож на обычный переменный резистор, который ранее применялся в полуцифровых и аналоговых автомагнитолах для регулировки громкости.
Но если с помощью переменного резистора выполнялась лишь одна функция – регулировка звука, то с помощью валкодера возможна регулировка громкости звука, установка параметров низких и высоких частот, навигация по меню и многое, многое другое. Естественно, такая широкая функциональность возможна лишь с применением цифровой электроники.
Энкодеры можно встретить в любой технике, где применяется цифровое управление функциями.
Всё бы хорошо, валкодер вне всяких сомнений является очень удобным, компактным и многофункциональным. Но поскольку он имеет механические части конструкции, то рано или поздно он выходит из строя.
Так, при неисправности валкодера, наиболее часто имеет место следующая неисправность у автомагнитол:
При повороте ручки валкодера звук регулируется хаотично. Показания уровня громкости на дисплее также хаотично изменяются. При этом точная установка уровня громкости очень сложна и доставляет массу неудобств.
Что делать в случае, когда неисправен энкодер?
Заменять неисправный энкодер лучше новым, но что делать, если его нет в наличии или его трудно достать? В таком случае можно починить неисправный, правда, для устранения поломки потребуется разборка энкодера.
Устройство энкодера напоминает конструкцию обычного переменного резистора. Как уже говорилось, даже по внешнему виду они очень схожи.
Внешне энкодер очень похож на обычный переменный резистор
Обычно в энкодеры, которые применяются в цифровых автомагнитолах, встраивают микрокнопку, которая служит неким аналогом кнопки ENTER (ввода или подтверждения выбора). Эта кнопка расположена под валом регулятора (см. фото). У валкодера три вывода. Вместе с выводами от микрокнопки – 5. Также для жёсткой установки на плату предусмотрены два широких вывода от верхней планки корпуса. Они запаиваются в плату.
Энкодер в разобранном виде
Перед тем, как приступить к разборке валкодера и его чистке необходимо выпаять его из печатной платы передней панели. На первый взгляд операция простая, но на практике процесс осложняется тем, что рядом с энкодером обычно находятся мелкие SMD элементы и есть вероятность при выпайке валкодера их повредить.
Поэтому для демонтажа энкодера с печатной платы лучше воспользоваться специальным инструментом для выпайки многовыводных деталей. Подробнее об этом читайте здесь.
Разбирать валкодер стоит аккуратно без применения излишней силы. Главная задача – добраться до внутренних контактов и почистить их от грязи и окислов. Можно слегка отогнуть подвижные контакты, чтобы они лучше контактировали с фиксированными контактами при скольжении.
Чистку контактов лучше производить специальными средствами. Для этого можно использовать, например, спрей-очиститель DEGREASER. Он легко наноситься на поверхность, быстро испаряется не оставляя следов, хорошо очищает от застывшей канифоли, окислов, грязи и мелкодисперсной пыли. Спрей лучше нанести на зубную щётку в небольшом количестве и затем аккуратно почистить поверхность внутренних контактов валкодера. После этого проводим сборку валкодера и впаиваем в печатную плату.
Обычно, после проведения такой чистки валкодер работает стабильно и неисправность с хаотичной регулировкой громкости больше не проявляется.
Источник
Ремонт регулятора громкости когда он совсем не убавляет (увеличивает) звук и почему магнитола вырубается
При возникновении неисправности автомагнитолы, оказывающей влияние на воспроизведение музыки, важно понять, что является источником проблемы. Причин, по которым ремонт магнитолы не убавляет звук, много.
Не регулируется громкость
Управление прибором происходит с помощью передней съемной панели, поэтому чаще ломаются элементы, установленные на ней (или лампы подсветки дисплея, различные рычаги и кнопки).
За регуляции громкости в магнитоле отвечает рычаг — энкодер, второе название которого — валкодер. Он похож на переменный резистор, встроенный в старые автомагнитолы, с помощью которого можно было регулировать только силу звука. Если эта крутилка громкости не работает в магнитоле, ее можно починить.
Для этого надо аккуратно извлечь энкодер из платы на передней панели с помощью инструментов для выпайки многовыводных деталей.
После этого следует разобрать регулятор громкости, чтобы добраться до внутренних контактов и почистить их. Обработка осуществляется с помощью специальных спреев и зубной щетки или другого похожего приспособления. Потом надо собрать энкодер и впаять его в печатную плату.
Если ремонт регулятора громкости автомагнитолы не решил проблему, следует заменить валкодер.
Вырубается или пропадает звук при увеличении громкости
Частой причиной того, что по мере роста громкости пропадает звук, является заводской брак: дефекты внутри микросхем, которые вызывают проблемы в работе прибора.
Если при проверке вольтметром оказалось, что при увеличении громкости на схему магнитолы подается напряжение менее 12В, то звук пропадает из-за того, что устройству не хватает питания. Это может быть вызвано неисправностью аккумулятора или недостаточной мощностью аккумуляторной батареи. Поможет устранить неполадки замена проводки аккумулятора или установка конденсаторов.
Когда они уже установлены, надо проверить конденсаторы в основной цепи питания автомагнитолы и заменить из при обнаружении поломки. Они ставятся, если нет возможности провести питание от аккумуляторной батареи. В таком случае следует проложить провод от аккумулятора и большого сечения.
Внезапные отключения устройства могут быть вызваны неправильным подключением проводов динамиков к разъемам автомагнитолы. Когда владелец автомобиля заводит двигатель, происходит замыкание в проводах с входом в штекер. Чтобы устранить проблему, достаточно проверить уровень контакта и вставить плотнее штекеры динамиков в разъемы автомагнитолы.
Повреждение проводов, соединяющих магнитолу с динамиками, тоже может стать причиной проблем с воспроизведением музыки. Они могут быть передавлены или перекручены. Возможно достаточно будет вернуть провода в правильное положение. Если они сильно повреждены, то лучше будет заменить проводку.
На некоторых магнитолах есть защита от перенапряжения, которая срабатывает при резком повышении мощности. Так как усиление громкости вызывает увеличение потребления энергии из аккумуляторной батареи, звук автоматически отключается. Если убрать эту защиту, магнитола может сгореть. Лучше установить между ней и динамиком усилитель звука. Предохранитель также срабатывает, когда сечение проводов не выдерживает нагрузки. В таком случае замена проводов на более толстые поможет избежать отключения автомагнитолы при увеличении громкости звука.
Моргает дисплей на большой громкости
Дисплей способен моргать в момент включения сильного звука при повреждении проводки или конденсаторов.
Чтобы понять, в чем причина неисправности экрана, надо разобрать магнитолу и проверить амперметром все установленные конденсаторы. Неисправные провода следует заменить.
Если конденсаторы в порядке, надо проверить провода, измерив напряжение на них амперметром (оно должно быть 6В).
Поврежденные провода лучше заменить на новые.
В случае если после принятых мер отсутствует подсветка, надо заменить мигающий диод. Чтобы выпаять штатную подсветку устройства, понадобится паяльник. Из новой лампы достаются 1 резистор и 2 светодиода, подтачиваются при необходимости. После этого следует вставить их в соответствующие входы и соединить диод с резистором.
Есть случаи, когда ни один из этих методов не помог в решении проблемы. Проблему могут устранить в автомастерской. Специалист может посоветовать заменить магнитолу, если это будет целесообразно.
Источник
Ремонт регулятора громкости магнитолы когда он совсем не убавляет звук
Если не регулируется громкость
Одна из причин возникновения этой неполадки — это неисправность регулятора громкости для автомагнитолы. При повороте ручки энкодера громкость будет расти вместо того, чтобы уменьшаться, если это устройство неисправно или сильно изношено. Уровень звука может не регулироваться из-за неправильной установки съемной лицевой панели или заводского брака головного устройства.
На старых магнитолах звук может совсем не регулироваться из-за износа токопроводящего слоя переменного резистора, который играет роль регулятора громкости. В этом случае при вращении ручки в динамиках будет прослушиваться сильный треск либо звук будет пропадать вовсе, если регулятор не работает.
Для выполнения диагностики следует снять головное устройство с автомобиля и разобрать переднюю панель, чтобы добраться до крутилки громкости. Затем потребуется покрутить ручку. Если наблюдается сильный люфт или нечеткая фиксация, то энкодер надо заменить. Для грубой проверки валкодера можно использовать мультиметр, а для точной — специальный тестер.
Перед установкой нового регулятора следует очистить плату передней панели.
Новый энкодер припаивается с помощью паяльника, рассчитанного для монтажа многоконтактных деталей.
Перед заменой резистивного регулятора громкости для магнитолы надо определить сопротивление и количество выводов. Новая деталь должна иметь такие же параметры. Если нужный резистор не удается найти, новый нештатный регулятор устанавливается отдельно и подключается экранированным кабелем. Ремонт регулятора громкости автомагнитолы своими руками заключается в натирании токопроводящего слоя карандашом марки Т и подгибе подвижной части резистора для восстановления контакта.
Механические разновидности
Продолжаем изучать потенциометр. Что это такое в механическом исполнении, рассмотрим далее. Устройство представляет собой регулятор тока, оснащенный контроллером поворотного типа. Ключи – резистивного типа, имеется два вывода, сквозное сопротивление выдерживает до 3,5 Ом. Предельный показатель линейных искажений – 90 дБ, отрицательное напряжение по максимуму – 3,5 В.
Следует отметить некоторые особенности этого вида устройств, а именно:
- Тип резисторов – открытый.
- Реостатный режим – преимущественно отсутствует.
- Допустимое положительное напряжение – 2,4 вольта.
- Маркировка корпусов – РР-20 или Т23.
- Средняя частота среза – 2400 кГц.
Механическая модель отлично подходит для реверсивного управления, а полоса пропускания зависит от параметров ключа.
Почему вырубается магнитола при увеличении громкости
Есть несколько причин появления этой неполадки. Одна из них — это некачественная проводка питания. Если между автомобильным аккумулятором и красным или желтым проводом автомагнитолы есть слабый участок, то на нем может возникать падение напряжения, растущее по мере увеличения громкости звука. Это может быть связано с неплотным сращиванием токопроводящих жил или с необдуманным использованием тонкого провода. Кроме того, на большой громкости будет моргать дисплей, что является еще одним признаком этой неисправности.
Когда напряжение питания становится недостаточным, магнитола выключается. После повторного включения все настройки сохраняются. Есть также и другие причины, по которым магнитола может вырубаться при повышении громкости:
- использование неподходящих динамиков, например с чрезмерно низким сопротивлением;
- неправильное подсоединение громкоговорителей;
- неплотный контакт штырьков коннектора или попадание пыли и грязи;
- чрезмерное перекручивание проводов;
- повреждение акустической проводки или ее замыкание на массу.
В этом случае будет срабатывать встроенная защита от перегрева и перегрузки. Для устранения этой неполадки следует вначале проверить проводку питания головного устройства. При длительной работе магнитолы на повышенной громкости будут нагреваться поврежденные или неплотные участки проводки. Их нужно удалить, а затем заново подключить магнитолу к бортовой сети. Для этого используются цельные куски провода толщиной не менее 1,5 мм. Следует избегать подключения к точкам, к которым подсоединено 2 и более потребителя.
Если установленная магнитола имеет высокую выходную мощность, то питание берется напрямую с клемм аккумулятора, а места соединения плотно скручиваются и тщательно пропаиваются паяльником. Для дополнительной защиты нужно предусмотреть предохранитель, рассчитанный на ток не менее 25 А. Если во время осмотра акустического кабеля обнаружились повреждения, то он подлежит замене. При прокладке любой проводки для автомагнитолы надо избегать чрезмерных изгибов и прохождения рядом с острыми и горячими деталями.
Модели ЕР
Устройство этой марки под индексом 1200 подключается посредством пары выводов. Датчик потенциометра выдерживает четыре цикла с частотой среза до 2300 кГц. Модификация подходит для регулировки звука и тембра гитар, а также используется в качестве элемента вычислительной техники.
ЕР-3000 отличается малым разбросом сопротивления. Ключ реостатного типа находится возле выводов, корпус имеет специальную защиту. Присутствует опция программной выборки, калибровка выполняется по мостовым схемам, предусмотрен один резистор. Версия не подходит для настойки фильтров и регулировки коэффициента усиления.
Модификация ЕР-2110 применяется для цифрового реверсивного управления. Имеется реостатный ключ, пара выводов в нижней части корпуса, программная выборка. Настройка производится автоматически без участия мостовых схем.
Зависимость между перемещением движка и сопротивлением
Один из главных концептов, связанных с потенциометрами – это зависимость между перемещением движка потенциометра и создаваемым сопротивлением. Исходя из этой зависимости потенциометры бывают линейными и логарифмическими.
Линейные потенциометры
Это самый распространенный вид потенциометров. У них зависимость между перемещением движка и создаваемым сопротивлением является линейной. Это значит, что если выставить движок в среднюю позицию, выходное напряжение будет равняться половине напряжения, проходящего через потенциометр. Подробнее смотрите на картинке ниже:
Потенциометры с линейной зависимостью помечаются буквой «B».
Как действует на двигатель потенциометр?
Нередко владельцы современных автомобилей пытаются выжать предельную мощность из авто, нажимая до упора педаль акселератора. Такое решение не приносит успеха, поскольку агрегация между силовым агрегатом и педалью газа происходит через специальный датчик дроссельной заслонки (потенциометр). «Мерседес», «БМВ», «Фольксваген» и большинство других иномарок оснащены подобным устройством.
Прибор предназначен для регулировки подачи топлива в двигатель дозированными порциями. Кроме того, приспособление отслеживает динамику нажима на педаль акселератора и определяет число оборотов на холостом ходу. Составляющими элементами потенциометра для автомобиля являются два резистора, один из которых стабильного типа, второй – изменяемый аналог. Суммарное сопротивление элементов равняется 8 кОм.
Настройка преобразователя частоты с программированием параметров
При нажатии клавиши Prog высвечивается группа значений. Стрелками задаем необходимый номер, нажимаем на ВВОД, появляется номер параметра. Это значение меняем клавишами, возвращаемся к группе параметров клавишей MODE.
Для подтверждения выбора значения – клавиша Prog, на дисплее появляется значение. Изменяем его клавишами, подтверждаем клавишей Ввод.
После сохранения параметра высвечивается надпись End ненадолго. При возникновении ошибки появляется Err, означает недопустимые параметры, неправильное действие (многие параметры программируются при выключенном приводе).
Настраивание значений параметров управления частотой наружным потенциометром
VFD-B Pr.02-00 = 01 — сигнал (0…+10) В на входе AVI; или Pr.02-00 = 03 — сигнал (-10…+10) В на входе AUI;
VFD-F Pr.02-00 = 01 — сигнал (0…+10) (0…5В) В на входе AVI;
VFD-G Pr.02-00 = 01: Аналоговый вход AI1 (10 бит); или Pr.02-00 = 02: Аналоговый вход AI2 (10 бит);
VFD-E, EL, L Pr.02-00 = 01: Сигнал (0 … +10)В на входе AVI; VFD-C2000, VE Pr.00-20 = 02 Аналоговый вход (Pr. 03-00); необходимо сделать настройку опции аналогового дискретного входа Pr.03-00 = 01 Определение частоты.
Подстроечные резисторы Trimpot® Bourns
Для калибровочных цепей измерительной, медицинской, промышленной и профессиональной электроники характерны вполне определенные требования: высокая стабильность сопротивления, низкий уровень шумов. Для этих целей наиболее подходят резистивные элементы, выполненные по металлокерамической технологии.
Компания Bourns предлагает однооборотные и многооборотные подстроечные резисторы Trimpot®.
Однооборотные подстроечные резисторы серий 3303, 3306, 3313, 3314, 3329, 3362, 3386 имеют схожие характеристики, но имеется и ряд отличительных черт (таблица 6, рисунок 10).
Рис. 10. Однооборотные подстроечные резисторы Bourns
Таблица 6. Параметры однооборотных подстроечных резисторов Bourns
Параметр | Серия | ||||||
3303 | 3306 | 3313 | 3314 | 3329 | 3362 | 3386 | |
Резистивный элемент | Кермет | ||||||
Износостойкость, об. | 20 | 50 | 100 | 200 | |||
Число оборотов | 1 | ||||||
Мощность, Вт | 0,15 | 0,2 | 0,125 | 0,25 | 0,5 | ||
Монтаж | SMD | В отверстия | SMD | В отверстия | |||
Диапазон сопротивлений | 100 Ом…1 МОм | 10 Ом…2 МОм | 10 Ом…1 МОм | 10 Ом…50 кОм | 10 Ом…2 МОм | ||
CRV/ENR, % | 5 | 3 | 1 | 2 | |||
TKR, ppm/°C | ±250 | ±150 | ±100 |
Серии негерметичных потенциометров 3303 и 3306 имеют самые скромные показатели шумов (5% и 3%) и невысокую износостойкость (20 и 50 циклов). Уровень ТКС для них составляет ±250х10-6/°C. Серии 3313, 3314, 3329, 3362, 3386 отличаются герметичным исполнением. При этом серии 3329, 3362, 3386 имеют повышенную износостойкость – до 200 циклов оборотов. Серии 3362 и 3386 отличаются меньшим уровнем шумов (1% и 2%), большой допустимой мощностью (0,5 Вт), низким ТКС (±100х10-6/°C). Серия предназначена для монтажа в отверстия.
В многооборотных подстроечных резисторах Trimpot® серий 3224, 3266, 3296, 3006 и 3214 используются металлокерамические резистивные элементы (таблица 7, рисунок 11). По характеристикам данные серии близки к описанным выше однооборотным образцам: TKC для них составляет ±100х10-6/°C, диапазон доступных сопротивлений – 10 Ом…5 МОм, износостойкость – 200 циклов. Уровень шумов и изменения контактного сопротивления лежит в границах ±1% (или 2 Ом).
Рис. 11. Многооборотные подстроечные резисторы Bourns
Таблица 7. Параметры многооборотных подстроечных резисторов Bourns
Параметр | Серия | ||||
3224 | 3266 | 3296 | 3006 | 3214 | |
Резистивный элемент | Кермет | ||||
Износостойкость, об. | 200 | ||||
Число оборотов | 12 | 12 | 25 | 15 | 5 |
Мощность, Вт | 0,25 | 0,25 | 0,5 | 0,75 | 0,25 |
Монтаж | SMD | В отверстия | SMD | ||
Диапазон сопротивлений | 10 Ом…2 МОм | 10 Ом…1 МОм | 10 Ом…2 МОм | 10 Ом…5 МОм | 10 Ом…2 МОм |
CRV/ENR, % (Ом) | 1 (2) | 3 (3) | |||
TKR, ppm/°C | ±100 |
Серии 3224 и 3214 предназначены для поверхностного монтажа. Серии 3296, 3266, 3006 имеют выводное исполнение.
Источник