- Карьеры разошлись с дипломами в разные стороны
- Почти половина российских выпускников не работают по специальности
- Публикации в СМИ
- Россия: почему миллионы выпускников работают не по специальности?
- Отсутствие профессиональных навыков
- Трудности преподавания
- Несоответствие ожиданиям работодателя
- Почему много людей работают не по специальности в 2021 году: статистика и основные причины
- Статистика людей, работающих по специальности
- Почему выпускники не хотят работать по специальности
- В каких сферах чаще всего остаются, а из каких уходят
- Нужно ли работать по профессии после получения диплома
- Что делать, если не хочется работать по специальности
Карьеры разошлись с дипломами в разные стороны
Почти половина российских выпускников не работают по специальности
40% выпускников российских колледжей и вузов никогда не работали по специальности, указанной в их дипломах, говорится в исследовании сервиса «Работа.ру» и портала Rambler. Ранее Росстат обнародовал свою статистику, согласно которой треть всех выпускников не работает по специальности. При этом опрошенные “Ъ” эксперты критикуют саму постановку вопроса, указывая, что термин «работа по специальности» плохо описывает современные реалии рынка труда.
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото
Сервис «Работа.ру» и портал Rambler в сентябре провели серию опросов, в которой приняло участие более 8 тыс. человек из всех российских регионов. «Большинство опрошенных (64%) указали, что не работают по профессии, которую получали в училищах или вузах,— констатируют авторы исследования.— При этом 40% респондентов отметили, что вообще никогда не работали по специальности из диплома, а 24% работали, но в прошлом».
Работать по профессии, которую изучали в вузах, продолжают 36% респондентов.
В исследовании отмечается, что 50% опрошенных несколько раз меняли профессию. Еще 25% ответили, что не меняли ее или меняли лишь однажды, а 28% респондентов указали, что им пришлось сменить профессию из-за низких доходов. Каждый пятый опрошенный отметил, что не мог найти подходящее место для работы по профессии, а 13% заявили, что «выгорели» и устали от предыдущего рода деятельности. При этом 10% сменили профессию из-за полученного нового образования.
В июне 2020 года Росстат проанализировал трудоустройство выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений за 2016–2018 годы. Согласно данным ведомства, не работает по специальности каждый третий — 31% (1,2 млн человек). Но если взять только выпускников колледжей и техникумов, то там эта доля выше — от 43% в колледжах до 50% в профессиональных училищах. В Высшей школе экономики в рамках проекта «Мониторинг экономики образования», опираясь на представленные Росстатом данные, отмечали, что «наиболее приверженными полученной в вузе специальности оказались выпускники в области здравоохранения и медицинских наук (97%), образования и педагогических наук (80%), искусства и культуры (79,6%), а также обороны и безопасности государства (79%)».
«Реже всех по специальности работают те, кто недавно получил диплом о высшем образовании в области сельского хозяйства (44%), математических и естественных наук, наук об обществе (по 66%),— отмечается в аналитической работе.— Вопреки сложившемуся стереотипу выпускники гуманитарных специальностей работают по специальности чаще, чем дипломированные инженеры».
Директор Центра внутреннего мониторинга Института образования НИУ ВШЭ Иван Груздев, комментируя для “Ъ” исследование «Работы.ру» и Rambler, заявил, что «термин “работа по специальности” плохо описывает современные реалии рынка труда».
«Быстрые изменения в экономике приводят к появлению новых профессий,— пояснил он.— Говорить о том, что между направлениями подготовки в вузах и конкретными профессиями всегда можно провести прямое соответствие, было бы неправильно. В этом смысле скорее стоит говорить о том, используются ли компетенции, полученные в ходе обучения, в профессиональной деятельности. И насколько полезными оказались годы, проведенные в университете, для построения успешной карьеры». Он сообщил, что, согласно ежегодным опросам, которые проводятся в НИУ ВШЭ, среди выпускников 2019 года полученные в «Вышке» знания на работе использует 80%. Как оказалось, 82% работает уже на момент окончания университета, а общий уровень трудоустройства выпускников — 96%.
Замдиректора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников считает, что «нет ничего катастрофического в том, что кто-то работает не по специальности». «Это во многом зависит от того, как широко или узко мы определяем, что такое специальность,— говорит он.— Математик, выучившийся в педагогическом вузе, который работает в IT,— вот он по специальности работает? В зависимости от критериев наши цифры будут сильно меняться».
Научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Виктор Рудаков привел данные, которые специалисты ВШЭ получили в 2019 году вместе с португальскими коллегами:
«Те, кто работает по специальности, зарабатывают на 12% больше и в среднем более удовлетворены работой».
Он также отметил, что работать по специальности часто остаются медики, «так как человеческий капитал, который они получают в процессе обучения, является, скорее специфическим и не может быть без потери использован в других сферах»: «Если они меняют свою сферу, то получают штраф в заработной плате».
Легче всего, по его мнению, менять профессию специалистам в сфере общественных и гуманитарных наук: «Человеческий капитал, который они приобретают в процессе получения формального образования, является скорее общим, а не специфическим и может быть использован в любых сферах занятости».
В 2019 году сервис Headhunter также провел исследование на эту тему: тогда 41% респондентов с высшим образованием заявили, что не работают по специальности. 54% сообщили, что «пытались работать по специальности», но затем все же оставили эту работу. При этом 37% соискателей с высшим образованием вовсе не начинали работать по профессии из-за низкой зарплаты.
В прошлом году ВЦИОМ подсчитал: число сторонников мнения, что диплом о высшем образовании нужно получать, потому что так принято, немного выросло — с 6% в 2010 году до 18% в 2019-м. Также наибольшее распространение имеет практика получения высшего образования с целью повышения социального статуса. Впрочем, авторы исследования констатировали, что «укрепляется скептический настрой в отношении высшего образования как обязательного условия удачной карьеры» (45% считало так в 2008 году, 68% — в 2019 году). Снизилась доля тех, кто считает, что без высшего образования человек «обречен на низкооплачиваемую и непрестижную работу»,— с таким доводом в 2008 году соглашалось 41% опрошенных, в 2019 году — 33%.
Отметим, что в конце 2019 года тогдашний министр науки и высшего образования России Михаил Котюков заявлял, что 60% выпускников российских вузов находят работу по специальности.
Источник
Публикации в СМИ
Россия: почему миллионы выпускников работают не по специальности?
Cистема образования не соответствует запросам рынка труда ни по количеству выпускников, ни по качеству их подготовки, отмечают авторы обзора на портале Eurasianet. В материале приводятся данные разных аналитических центров страны и нескольких исследований ИСИЭЗ. В частности, представлены результаты Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ и выводы доклада «Российская молодежь: образование и наука».
Около трети выпускников вызов работают не по специальности, причем каждый четвертый закончивший институт трудится на работе, не требующей высшего образования. С одной стороны, выпускники сталкиваются с разнообразными трудностями при поиске работы, с другой — их навыками недовольны 91% работодателей.
Причины, по словам экспертов, в том, что система образования не соответствует запросам рынка труда — ни по количеству выпускников, ни по качеству их подготовки. Юристов и экономистов в 10 раз больше потребностей рынка, в то время как не хватает специалистов в сферах информационных технологий, науки и здравоохранения. В учебных заведениях устаревшее оборудование, преподаватели не могут сконцентрироваться только на своей работе из-за низких зарплат, а сами студенты в период обучения работают не для получения навыков, а для заработка денег.
Согласно последним полным данным Росстата (исследования проводятся каждые пять лет), в 2010-2015 годах получили диплом 10,7 миллиона человек. Из них 5,5 миллиона выпускников (из 7,3 миллиона искавших работу) столкнулись с трудностями при трудоустройстве, главным образом из-за отсутствия опыта (3,8 миллиона), низкого уровня зарплаты (2,3 миллиона), в связи с отсутствием вакансий (1,7 миллиона) и из-за трудности найти работу по специальности (1,2 миллиона). В результате в первый год после выпуска трудоустроились 5,9 миллиона человек из 7,3 миллиона, искавших работу, следовательно, остались без работы в этот период — 1,4 миллиона.
Проблемы с трудоустройством испытывают выпускники как высших учебных заведений, так и средних. По данным Минобразования РФ, из получивших диплом в 2014 году, сидели без работы в течение года 43% выпускников средних учебных заведений и 23% выпускников вузов. По выпускникам 2015 года имеются данные только по вузам: в течение года не смогли трудоустроиться 25% человек.
Отсутствие профессиональных навыков
По данным Высшей школы экономики (ВШЭ), в 2005 — 2015 годах снизился интерес работодателей к выпускникам. Например, в строительстве доля предприятий, нанимавших выпускников, сократилась с 70% в 2005 году до 43% в 2015 году, в торговле — с 53% до 38%, в промышленности — с 73% до 62%. Руководители российских компаний не удовлетворены навыками самоорганизации выпускников, их умением анализировать, решать задачи в нестандартных ситуациях, а их профессиональную подготовку они оценивают в 3,5-3,7 балла из пяти.
О нехватке у выпускников вузов практических навыков, по данным ВЦИОМ, заявляет 91% работодателей, у выпускников средних профессиональных организаций, по информации «Бостон консалтинг групп» (The Boston Consulting Group), 60% работодателей.
Согласно выводам BCG, приобретению профессиональных навыков учащихся препятствует то, что система образования «не слышит» бизнес. Также этому способствует бедность материально-технической базы учебных заведений.
«Большая часть станочного парка в России — аналоговое оборудование. Но аналоговый тип был характерен до 1980-х годов, сейчас уже совсем другие реалии», — считает Роберт Уразов, генеральный директор союза WorldSkills Russia. Качественной подготовке студентов мешает и недостаток цифровых средств.
Компенсировать нехватку практических навыков мог бы опыт работы по профессии. Однако во время учебы большинство студентов средних учебных заведений (61,8%) работают не по специальности. Больше половины студентов всех видов учебных заведений (54%) работают исключительно для удовлетворения финансовых потребностей. За опытом, который впоследствии могли бы оценить работодатели, идут лишь 21,5% студентов средних профессиональных организаций и 28% студентов вузов.
Трудности преподавания
Есть вопросы и к уровню преподавания. Например, по данным ВШЭ на 2015 год, только 3,9% преподавателей средних учебных заведений используют в обучении студентов научную литературу на иностранном языке и 7% педагогов — учебную литературу. Это связано с низким уровнем владения иностранными языками и преподавателей, и студентов.
Нежелание преподавателей повышать свой уровень во многом объясняется их низкой зарплатой и высокой учебной нагрузкой. Несмотря на обещания государства повысить среднюю зарплату педагогов, ее уровень в 2017 году составил 76% к уровню в обрабатывающих производствах, и это всего на 1% больше, чем в 2011 году.
«Преподаватели вузов и школьные учителя получают нищенскую, унизительную зарплату, недостойную высокообразованных людей. Жалованье провинциального профессора составляет. менее 500 евро. Это превращает российских преподавателей в люмпен-пролетариев умственного труда, вынужденных постоянно искать дополнительные источники существования, что плачевно сказывается и на качестве их труда, и на их здоровье» — говорится в открытом письме министру образования РФ (апрель 2017 года), автором которого является Вера Афанасьева, профессор Саратовского госуниверситета.
Несоответствие ожиданиям работодателя
По словам управляющего партнера консалтинговой компании Odgers Berndtson Романа Тышковского, спрос работодателей не соответствует предложению вузов ни по количеству специалистов, ни по качеству их подготовки. По данным Рособрнадзора, юристов и экономистов выпускается в 10 раз больше необходимого количества. А по информации ЦБ, дефицит квалифицированных кадров наблюдается в здравоохранении, образовании, науке, технике и информационных технологиях.
Частично несоответствие рабочей силы запросам рынка труда может быть вызвано сильной распространенностью работы не по специальности. По различным данным, не по своей специальности работают от 60% до 73% экономически активного населения.
Другая особенность российского рынка труда заключается в том, что каждый четвертый выпускник вуза выполняет работу, не требующую высшего образования. Например, такое образование имеют 14% российских продавцов и охранников. Это объясняется тем, что многие работодатели ищут сотрудников с высшим образованием не потому, что оно требуется в работе.
«Работодатель считает, что высшее образование дает работнику некий кругозор, кроме того, люди с высшим образованием более ответственные и лучше обладают коммуникативными навыками», — считает директор центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства и госслужбы Татьяна Клячко.
На фоне чисто российских проблем, в остальном мире, по мнению Клячко, растет спрос на либо очень высококвалифицированных специалистов, либо просто на ответственных исполнителей. Эта тенденция наблюдается на фоне развития информатизации и использования технологий.
«При сохранении существующей [характеризующейся отсутствием спроса на знания] структуры рынка труда еще на 7—10 лет отставание России от стран-лидеров мировой экономики рискует стать несократимым», — подчеркнул старший партнер и управляющий директор, председатель BCG в России Владислав Бутенко, комментируя итоги исследования «Россия 2025: от кадров к талантам», проведенного его компанией совместно со Сбербанком, WorldSkills Russia и Global Education Futures. — Удешевление технологий, повышение волатильности делают весьма вероятным сценарий «обрыва», т. е. достаточно резкого ухудшения экономической ситуации», если в ближайшие годы не произойдет качественных изменений.
Источник
Почему много людей работают не по специальности в 2021 году: статистика и основные причины
В статье мы привели статистику HeadHunter и Росстата с количеством работающих по профессии в 2021 году. Расскажем, нужно ли трудиться по специальности после получения высшего образования и как можно быстро переучиться.
Статистика людей, работающих по специальности
Сайт для поиска работы, HeadHunter, провел опрос более 5,5 тысяч соискателей, чтобы определить процент работающих по специальности после получения высшего образования. Статистика следующая:
- Примерно 40% респондентов не работают по той профессии, которую получили в ВУЗе, большая часть из них – это представители сферы продаж, туризма, услуг, а также административный персонал. Более трети из них не пытались трудоустроиться по профессии.
- Около 20% кандидатов некоторое время работали по специальности, но быстро перешли в другую отрасль, преимущественно в производство и транспортную сферу.
- Среди нынешних студентов планируют развивать карьеру по своему профилю только 61%, а более 20% уверены, что уйдут в другую отрасль.
В прошлом году Росстат провел исследование, чтобы выяснить, сколько выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений не работают по специальности – более 30%. Многие из тех, кто все-таки начал карьеру по профессии – это врачи (97%), педагоги (80%), деятели культуры и искусства (79%), военные (79%). То есть в основном представители тех сфер, в которых есть строгие требования к образованию.
Почему выпускники не хотят работать по специальности
Распространенные причины, по которым выпускники ВУЗов не работают по специальности:
- Профессия устарела или перестала быть востребованной.
- Низкий уровень доходов в выбранной отрасли.
- Отсутствие карьерных перспектив.
- Мало подходящих вакансий.
- Выбор учебного заведения – желание родителей.
- Факультет был выбран только из-за возможности попасть на бюджетное место.
- Плохое качество образования, большая часть полученных знаний не используется на практике.
- Захотелось перейти в другую, более перспективную, сферу деятельности.
- Работу пришлось сменить после декрета.
- Появилась необходимость перейти на фриланс.
- Хобби стало новой профессией.
Причина, по которой хочется сменить работу или освоить новую специальность, может быть любой. Благодаря современному онлайн-образованию это легко реализовать. В онлайн-школах учат самым перспективным и востребованным направлениям: IT, дизайн, интернет-маркетинг, аналитика данных и т. д. За несколько месяцев можно стать профессионалом в новой сфере. Основные плюсы онлайн-курсов:
- Большой выбор учебных программ – можно учиться с нуля или повышать квалификацию, пройти экспресс-курсы или программу проф. переподготовки за 1-2 года.
- Удобный график. Вы можете смотреть онлайн-вебинары или видеоуроки в записи и заниматься только в свободное время, например, после работы или по выходным.
- На курсах есть не только теория, но и практика. За время обучения вы сделаете несколько проектов для портфолио, получите по ним персональные комментарии от преподавателей.
- В онлайн-школах преподают специалисты-практики (опытные программисты, маркетологи, дизайнеры и пр.). Они расскажут о трендах и современных инструментах, дадут советы и лайфхаки.
- После обучения у вас будет документ – свидетельство, сертификат или даже диплом гос. образца, если школа работает по лицензии.
Переходите в наш раздел профессионального образования, там можно выбрать дистанционные курсы по любой профессии! Настройте под себя фильтр и выбирайте только то, что интересно вам.
В каких сферах чаще всего остаются, а из каких уходят
Как мы уже кратко упомянули, есть сферы, представители которых работают по специальности сразу после ВУЗа:
- Медицина. Обучение в медицинском ВУЗе – это долгий и сложный процесс, поэтому туда поступают целенаправленно. Обычно к поступлению начинают готовиться за 2-3 года до окончания школы, поэтому тех, кто попал в медицину «случайно», крайне мало. Кроме того, в этой отрасли может быть высокий доход. К примеру, опытный хирург или стоматолог всегда будет востребован.
- Образование. Учителями и воспитателями обычно также становятся по призванию. Не у всех представителей данной профессии высокий заработок, но педагог может подрабатывать после школьных занятий: давать индивидуальные уроки или работать в частных школах и развивающих центрах по вечерам.
- Деятели культуры и искусства. Актеры, музыканты, художники редко уходят из профессии, особенно после получения высшего образования. Большинство творческих личностей не хотят или не могут работать в других отраслях, например, административным персоналом, в продажах, на производстве и т. д.
Теперь расскажем о том, представители каких профессий чаще всего не работают по специальности:
- Гуманитарии – культурология, социология, филология, исторический факультет и т. д. В данных сферах на сегодняшний день мало спроса и карьерных перспектив.
- Менеджмент – чтобы получить профессию «Менеджер», нужно учиться в ВУЗе 4-5 лет. Но те знания, которые дают в университете, почти не используются в работе. Поэтому студенты-менеджеры сталкиваются с проблемами при трудоустройстве.
- Экономисты, бухгалтеры, маркетологи – данные специальности слишком общие. Чтобы сегодня работать, допустим, маркетологом, нужно знать не только инструменты офлайн-маркетинга (которым и обучают в ВУЗе), но и диджитал-продвижения.
Основная причина, почему люди не работают по специальности – это низкие доходы и невостребованность профессии. Даже в такой отрасли, как IT, выпускникам бывает сложно найти работу: академические знания, полученные в ВУЗах, часто не применяются в разработке. Лучший выход в данной ситуации – повышать свой уровень квалификации с помощью курсов.
Онлайн-школы следят за трендами во всех сферах, вы получите только актуальные знания, которые точно пригодятся в работе. После курсов обычно помогают с трудоустройством, например, предлагают вакансии партнеров.
Нужно ли работать по профессии после получения диплома
Есть только одна ситуация, при которой выпускник должен работать по профессии после получения диплома – целевой контракт. Некоторые крупные предприятия заинтересованы в подготовке высококвалифицированных кадров, поэтому готовы оплачивать обучение будущим сотрудникам.
В этом случае абитуриент заключает договор с компанией, которая платит за 5 лет учебы в ВУЗе. После окончания выпускник обязательно должен отработать на предприятии определенный срок, который указан в контракте (от 3 до 10 лет). Во всех остальных случаях вы сами решаете, нужно ли вам работать в данной отрасли или лучше сменить профессию.
Что делать, если не хочется работать по специальности
Если вам не хочется работать по специальности, то можно освоить новую профессию и делать то, что не только хорошо получается, но и высоко оплачивается. Например, онлайн-курсы по интернет-маркетингу или дизайну можно пройти за 5-6 месяцев, а за 1-1,5 года стать программистом или аналитиком данных. Но только новичком, а дальше уже устраиваться на работу и нарабатывать навыки + дополнительно обучаться, повышая квалификацию.
Онлайн-образование удобно совмещать с основной работой. На многих курсах учебная программа составлена таким образом, чтобы вы смогли брать первые простые заказы на фрилансе еще во время обучения – так вы сможете частично окупить свои расходы.
Выбирайте онлайн-курсы только от проверенных онлайн-школ и специалистов! А сделать это можно только на УчисьОнлайн.ру;)
Источник