«Хочу петь, а голоса нет». Что делать?
Пение – самый простой, естественный способ музицирования. Пение – ключевой элемент человеческой культуры. Только вдумайтесь – в мире не существует ни одной народности, ни одного, даже самого дикого племени, где отсутствует пение! В нашей родной русской (да и во всех остальных) культуре песня сопровождала каждое событие жизни человека.
Желание петь – это очень глубокое, и очень естественное желание человека. Учёные выяснили, что это не просто желание, а самая настоящая психологическая потребность! Через пение человек освобождается от «застрявших» в нём негативных эмоций. Уровень стресса существенно снижается, человек успокаивается и приходит ко внутреннему равновесию. Я бы могла привести много примеров на эту тему, выдержек из научных и психологических наблюдений, но тогда это будет отдельная большая книга. А в этой статье мне хочется как можно скорее перейти к практике.
Чтобы петь красиво и правильно, не надо обладать особым даром. Пению как навыку можно обучиться, причём достаточно быстро и эффективно, за считанные месяцы. Но на пути освоения этого навыка у многих людей в голове сидит вирусное убеждение, что у них «нет голоса».
Я часто спрашиваю на тренингах, которые провожу для начинающих : «Что вы чувствуете, когда подпеваете певцу под радио, или поете наедине с собой, в машине, или в большой компании друзей?» Все, как один отвечают: «радость, эмоциональный подъем, прилив энергии и эйфорию!». Да – пение заряжает, вдохновляет, освобождает! «А почему, — продолжаю я спрашивать кого-то из участников — ты не поёшь один, сольно?» Типичнейший ответ: «Потому что у меня голоса нет».
Что значит «нет голоса»? Начинаем выяснять.
Один ученик говорит «мой голос слишком тихий, а у певцов голос мощный». И действительно, он еле – еле слышно шелестит. Я даю ему в руку маленький мячик, прошу кинуть в дальний угол класса, и крикнуть «ГООООООЛ!», как будто мы на стадионе. (Только крикнуть надо не как придется, а с применением пары техник!) Итог — ученик кидает мяч, и его «ГООООООЛ» заставляет дребезжать все стекла в классе, а меня оглушает. Он звучит в раз в 20 громче, чем сам от себя ожидал. Вывод: голос есть – раз, он мощный — два. Значит, таким голосом можно запеть!
Второй ученик, например, жалуется, что голос громкий, но не мелодичный, а «резкий и писклявый». Я вижу (и слышу по голосу!), что пережаты мышцы в области гортани. Голосовым связкам некомфортно работать в таких условиях, и голос искажается, порой до неузнаваемости! Я показываю упражнения, как расслабить гортань, а заодно все мышцы, окружающие горло и шею. Вуаля! Голос глубокий, волнующий, мелодичный, богато модулированный!
На каждый случай есть решение если педагог владеет спектром различных вокальных методик, техник и приёмов.
А вам, дорогие читатели, сразу предлагаю простейшее, но очень эффективное упражнение, чтобы голос раскрылся и приобрел силу и звучность. Нужно закрыть рот, затем зевнуть с закрытым ртом и зафиксировать такое положение рта. Вокалисты называют это положение «вокальный купол». Вы почувствуете что полость рта увеличится в объёме. И на выдохе, сохраняя положение зевка (или ощущение, как будто набрали полный рот воды) «прогудите» долгий звук «МММММ» на очень низком тоне, как будто с удовольствием произносите «мммм. вкусно!». Идеально, если в процессе «гудения» у вас начнёт щекотать губы или кончик носа.
Если несколько выдохов так погудеть, то голосовые связки разогреются, мышцы гортани расслабятся, голос начинает играть красками. Если будете делать это упражнение по утрам, (особенно если ваша деятельность связана с длительным говорением), то в течение дня голос будет значительно меньше уставать, и вам начнет нравиться ваше звучание.
Помните: нет безнадёжных голосов, есть педагоги, которые не знают, что делать со сложными случаями. Если вы захотите, и будете усердно заниматься, через некоторое время вы запоёте очень красиво!
Поддержите автора лайком и подписывайтесь на канал, чтобы узнать о вокале всё!
Источник
Мутация голоса у подростков: как она происходит и можно ли петь в этот период?
Мутация голоса, или, как часто её называют — ломка голоса — это процесс активного роста гортани, который происходит во время переходного периода у девочек и у мальчиков. Длится процесс мутации у всех очень индивидуально, от нескольких месяцев до нескольких лет. Начало мутации, как правило, происходит с 11 до 13 лет, а окончание ее может состояться в 16, 17 или даже в 18 лет.
Вот пример, как звучит типичный «ломающийся» юношеский голос и послушайте, как к этому относятся судьи на шоу:
У девочек, как правило, этот процесс происходит более плавно и иногда почти незаметно, у мальчиков он более ярко выражен. Поэтому с девочками как правило не возникает затруднений в вокальной работе: поём, как раньше, и всё. Единственное, что, пожалуй, не стоит давать слишком сильную нагрузку на голос, например, использовать приёмы экстрим-вокала такие как расщепление, рык, хрип, и т.п. Также не стоит очень сильно и активно тянуть диапазон до крайних нот вверх и использовать бэлтинг.
Даже если мутация девочки происходит плавно и внешне незаметно, надо иметь ввиду, что для растущей и развивающейся гортани это может быть непосильная нагрузка. Поэтому лучше использовать мягкие техники и растягивать диапазон очень плавно, постепенно и без спешки.
Мужская мутация происходит очень бурно, ярко выраженно и за короткий срок голос меняется до неузнаваемости: ещё вчера он был звонким и высоким , а сегодня это густой бас. У юношей часто голос не сразу меняется в одну сторону, а некоторое время «прыгает» туда-сюда, то в «старый» то в «новый» голос, иногда пугая родителей своей странностью и нестабильностью.
И если ребенок начал петь совсем в ранние детские годы и думает продолжать вокальные занятия, а может быть, даже вокальную карьеру, то период юношеской мутации — это время повышенной осторожности в обращении с голосом и для ученика, и для педагога. В вокальном мире все слышали печальную историю Робертино Лоретти, который не приостановил занятия на время мутации, и в итоге потерял свой великолепный звонкий и подвижный голос.
Я рекомендую в период очень остро выраженной мутации у юношей всё-таки прекращать на некоторое время вокальные занятия и отдать это время на занятия сольфеджио, теории музыки или игре на музыкальном инструменте. Дело в том, что во время мутации у голоса ещё нет определённости, в какую сторону он преимущественно начнёт развиваться, станет ли юноша тенором, баритоном или басом. А для разных типов голосов нужен разный план развития.
Если же мутация у юноши происходит довольно плавно и безболезненно, то можно попробовать заниматься вокалом. Но только в сверхщадящем режиме под руководством очень опытного и очень чувствительного к голосу педагога, который будет давать нагрузку максимально бережно, будет учитывать все индивидуальные особенности ученика, грамотно реагировать на малейшие изменения в звучании и будет практиковать строго индивидуальный подход.
Но если даже при небольшой нагрузке на голос у юноши наблюдаются боль, дискомфорт, сип, хрип, несмыкание связок, то занятия следует отложить. В это время гортань и связки максимально чувствительны к любому воздействию, их легко можно повредить, и очень тяжело голос восстановить.
Помимо пения, в период мутации юношам следует избегать крика, резких громких звуков и очень активного, длительного говорения. Очень не рекомендуется петь в хоре, потому что там нет индивидуального контроля за развитием голоса, и голос можно сорвать. А при большой вынужденной нагрузке на голос надо обязательно давать ему отдохнуть в режиме молчания.
Как понять, что мутация закончилась?
По окончании мутации голос становится сильным, гибким, подвижным и однородным по звуку. Исчезают так называемые «петухи» в голосе — резкие, бесконтрольные высокие звуки, которые часто сопровождают звучание во время мутации. Голос становится устойчивым и послушным. Петь становится легко и исчезает характерная «резкость» или «надтреснутость» голоса.
Возобновлять вокальные занятия следует тоже постепенно, не так, как будто дорвались и теперь отрываемся по полной. Надо набраться терпения и рассчитывать нарастание нагрузки, как это делают спортсмены во время тренировок.
Пишите в комментариях ваши вопросы по поводу мутации голоса, и делитесь своими историями!
Источник
Как я потеряла и восстановила голос. Ошибки вокалиста. Дисфункция горла
Голос — дан всем, но это самый тонкий музыкальный инструмент и если его использовать не должным образом — он ломается. К тому голос, как гитару или фортепиано, купить или заменить на новый нельзя — это наше тело, он — часть тела. И поэтому мой рассказ будет о том, как бережно отнестись к своему голосу и правильно его использовать, потому что у меня в этом плане был самый интересный опыт.
Конкурсы, непосильная концертная работа, плохое озвучивающие оборудование, неправильная постановка голоса, некомпетентные педагоги, психологические стрессы, да и просто физические нарушения в организме — это все причины потери голоса или проблем со связками.
Когда я была студенткой Гнесинки мне приходилось работать на трех вокальных работах и из-за неправильно поставленного голоса и нагрузок я потеряла голос. Я получила кровоизлияние голосовых складок и мне было запрещено даже говорить. Я тихо прощалась с профессией которой посвятила всю жизнь. Самое обидное, что голос не лечится ни чем, кроме голосового покоя, то есть связки должны быть в полном покое а это значит что даже слушать музыку нельзя, общение эмоциональных людей, тем более пение вокалистов.
Когда теряешь способность даже говорить — это очень жестокое наказание, будто перекрыли кислород.
Когда я осознала, что без пения я не смогу и надо что то делать — с этой точки я начала изучать (наконец) разные техники вокала и с этого начался мой настоящий путь Эксперта голоса.
На самом деле я сейчас думаю, что если бы этого не произошло — я не научилась бы тому чему мне пришлось научиться.
Голос очень медленно восстанавливался (это мне говорил фониатр на осмотрах) но если я не выдерживала и начинала говорить, то снова связки страдали. И я читала, читала, и изучала как сумасшедшая всякие техники — Итальянское Бельканто, Резонансное пение, Как стать звездой, Мистицизм звука.
Потом пришло время — когда все зажило на физическом уровне — можно было снова петь!
НО человеку, который молчал 2 месяца — это было невозможно. У меня появился психологический страх — я не могла издавать никаких звуков. Было страшно петь.
Что же вывело меня из молчания? Мне помогал один известный человек (пока не буду называть его имени)
Который заставил меня Крикнуть
Это был не просто Крик — это был крик на дыхании, на плотной голосовой опоре — Правильный Крик. В основе него была мощная прокачка низкого дыхания. И работа всего организма.
Оказывается Правильный Крик — это самая безопасная форма смыкания связок — связки плотно смыкаются и таким образом защищены, в отличии от шепота при котором очень напрягаются связки и мышцы гортани.
В дальнейшем, я посвятила все свои дни изучению голоса, обучению профессиональных певцов и разработала программу для обучения с нуля. Выпустила три альбома, выступала на больших площадках — и у меня никогда не было никаких проблем с голосом.
Пишите в комментариях — кто испытывал подобные проблемы с голосом и мы будем вместе это преодолевать!
Надежда Миронова — голосовой тренер, эксперт по вокалу
Источник
Мутация детского голоса «Петь или не петь?»
Елена Лизунова
Мутация детского голоса «Петь или не петь?»
Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). В период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.
Занимаясь с детьми вокалом, тема мутации стала для меня очень актуальной. Так как, сделав несколько лет назад большой набор детей одного возраста, сейчас мы с ними подошли к периоду мутационных изменений. Поэтому мне пришлось изучить специальную литературу, прочитать множество статей, чтобы самой разобраться в этой проблеме и объяснить детям, те изменения, которые с ними происходят. К сожалению, в специальной литературе не так много внимания уделяется этому вопросу, а в годы обучения в учебных заведениях нам эту проблему также освещали лишь вскользь, не углубляясь. Поэтому я решила объединить разрозненные сведения в данной работе, а также провела беседу с детьми и их родителями о проблемах мутации. Так как на своем опыте убедилась, что лучше заранее детям объяснить, что с ними будет происходить (а с кем-то уже происходит, чем потом «рассеивать» детские страхи по поводу того что «у меня пропал голос», или «что со мной?» и т. д. и т. п.
Вопрос о воспитании мутирующего голоса решался уже достаточно давно. И ответов на вопрос «нужно ли заниматься пением во время мутации?» существует два,прямо противоположных друг другу: одни педагоги утверждают, что можно и даже нужно, другие – что ни в коем случае нельзя. Попробуем разобраться и решить для себя, кто же все-таки прав.
Резко отрицательное было отношение к мутирующим певчим в средние века, вплоть до 19 века. После того как голос мальчика, поющего и обучающегося в школах при церквях и соборах, начинал мутировать, его попросту «выбрасывали» на улицу. Наиболее показателен здесь пример Йозефа Гайдна, который обучался и работал в капелле при соборе св. Стефана в Вене. В 17 лет он остался на улице, без средств к существованию, только по тому, что голос его уже не имел того детского легкого звучания.
К счастью, прогресс не стоит на месте и, начиная с 19 века, проводятся исследования и в области мутационных изменений.
Авторы знаменитого труда «Метод пения Парижской консерватории», изданный в 1803 году – профессора Гара, Б. Менгоцци, Меполь, Мегюль, Госсек и Керубини – пришли к выводу, что заниматься пением в переходный возраст целесообразно. В этом труде дается ряд конкретных методических рекомендаций. На своем опыте профессора Парижской консерватории доказали, что заниматься вокалом в период мутации не только не вредно, но и протекает она быстрее. Только есть одно «но»: лишь под умелым руководством.
Об этом же говорят и современные данные педагогических и лабораторных исследований.
В связи с этим стоит привести пример диагностических исследований, проведенных группой ученых-специалистов в училище им. А. Б. Свешникова. Было обследовано 47 мальчиков-хористов в возрасте от 10 до 17 лет. Состояние здоровья как в непосредственно мутационный период, так и до и после него определялось на основании личных жалоб врачам и экспериментальных клинических показаний.
Основанием для жалоб была трудность взятия высоких нот.Это и понятно: если голос снижается на целую октаву, то тянуть выше, разумеется, нелегко.Удивительно другое: проблема возникала и с очень низкими нотами — мальчикам-подросткам они тоже давались с трудом. И все же сопровождаемый «ломкой голоса» критический возраст у вокалистов проходит легче, чем у «обычных», не поющих ребят, без сильных болей и невротических расстройств. Был сделан вывод, что, скорее всего, это связано с равномерной «загрузкой» голосового аппарата, при которой изменения тембра идут постоянно, достигая критической планки в мутационный период.
Что нужно знать о мутации.
Как уже было сказано, «мутация» в переводе с латинского – «изменение» — перемена голоса у подростков с наступлением полового созревания. Это процесс неизбежный, естественный, поэтому бояться его ни в коем случае нельзя.
В каком же возрасте начнется мутация?Это зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Обычно у детей, проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 12–15 лет и продолжаются от месяца до 2–3 лет. Тогда как у южан мутация наступает гораздо раньше.
Возрастная мутация обусловлена изменениями гортани (увеличивается в размере у мальчиков в 1,5-2 раза, у девочек на 1/3). Голосовые складки увеличиваются в размере по всем параметрам (длина, ширина, толщина, начинают колебаться всей массой. Тогда как в домутационный период голосовые связки колеблются только самыми краями, т. е. смыкаются неполностью.
Голосовой аппарат.
Необходимо остановиться на том: где же, собственно говоря, формируется голос и за счет чего происходит звучание голоса.
Голос — любая совокупность звуков, образуемая голосовым аппаратом человека (крик, плач, смех, речь, пение).
Голосовой аппарат — комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании.
Механизм голосообразования центрально обусловлен, т. е. в коре головного мозга находится центр вокализации, но для образования голоса необходима струя воздуха, без которой колебание голосовых складок беззвучно. Голосовой аппарат имеет три периферических отдела, взаимосвязанных между собой и регулируемых корой головного мозга: органы дыхания (легкие, бронхи, трахея, гортань с голосовыми складками (в гортани образуется слабый первичный тон голоса, надставная труба (полость рта, носа, глотки, придаточные пазухи носа). В надставной трубе голос усиливается и приобретает дополнительную окраску.
Для характеристики голоса крайне важны резонаторы. Резонатор — полое тело, заполненное воздухом, имеющее выходные отверстия. Стенки резонатора колеблются, накладывая обертоны и усиливая звук. Чем больше резонатор, тем ниже тон голоса. Самый большой резонатор — грудная клетка.
Голос каждого человека индивидуален. Звуки голоса характеризуются по силе, тембру, высоте. Высота определяется частотой колебаний голосовых складок в секунду. Чем чаще колебания, тем выше звук.
Мутация у девочек и мальчиков. Три стадии.
Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать преподавателю вокала для того, чтобы правильно подобрать репертуар, поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.
Различают три основных стадии развития голоса:
10—13 лет — домутационный период;
13—15 лет — собственно мутация (изменение детского голоса в период полового созревания подростка);
15—18 лет — послемутационный период, становление голоса взрослого человека.
Каждому из этих этапов присущи свои особенности и характерные признаки, которые необходимо знать преподавателю вокала, руководителю вокального ансамбля, хора, то есть всем тем, кто занимается с детьми. Все признаки мутации выявляются:
а) по изменениям в звучании голоса;
б) по субъективным ощущениям поющих детей;
в) при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии).
Домутационный период. До 10—11-ти лет голос, как правило, имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, легкий,про него говорят: «головное звучание», «фальцетное звучание» или «высокое резонирование». Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются неполностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. При правильном вокальном воспитании процесс становления голоса проходит плавно как у мальчиков, так и у девочек. В гортани развивается очень важная мышца — голосовая. Ее строение постепенно усложняется, и к 12—13-ти годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку, и голос делается сильнее и компактнее («собраннее», «полнее»).
После 12 лет в организме ребенка происходит глубокая перестройка. Меняется анатомия гортани. Увеличивается просвет трахеи и бронхов, глубина и высота твёрдого нёба, изменяется форма ротовой и глоточной полостей.
Как я уже говорила, гортань девочек увеличивается лишь на 1/3. Поэтому мутация у девочек не так ярко выражена как у мальчиков, менее заметна. Хотя и здесь возникают определенные мутационные трудности, которые также характерны и мальчикам, но в гораздо большей степени. (Об этом мы поговорим чуть позже.)
Гортань мальчиков вырастает на 2/3, резко вытягивается вперёд, образуя кадык, голосовые складки также соответственно удлиняются. Бурный рост гортани сопровождается усиленным приливом крови к растущим тканям и воспалительными изменениями в них. Эти изменения вызывают резкие нарушения в голосообразовании. Это приводит к тому, что мальчики не могут пользоваться голосом в привычной для них манере.
В этот период поведение ребенка резко меняется: появляется излишняя нервозность, лёгкая возбудимость, задумчивость, замкнутость. Разговорная речь в начале периода остаётся ещё детской. Позже появляется некоторая тусклость в голосе: впечатление осиплости или глубокой фонации, теряются крайние верхние ноты диапазона. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые ноты, постепенно теряет лёгкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость.
В средней, собственно мутационной (острой) стадии (13-15 лет) все явления прогрессируют. Определить приближение мутации поможет целый ряд признаков, характеризующих наступление этого периода. Обычно перед мутацией голос мальчиков значительно улучшается, увеличивается его сила, но вскоре они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, которые раньше исполняли легко и непринуждённо. У мальчиков и девочек в голосе появляется сипота, скрипучесть. Нередко они поют фальшиво (детонируют, чего ранее не было, утрачивается ровность звучания, напевность и звонкость голоса. Голоса мальчиков ломаются. Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или, как говорят, «петушит» (срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает ещё до мутации, так как разговорный голос переходит во взрослый раньше).
У мальчиков часто наблюдаются и чисто внешние признаки: повзросление лица, расширение переносицы. Девочки испытывают артикулярные неудобства, связанные с активным ростом языка. Значительные изменения претерпевает диапазон голоса: у девочек он, как правило, понижается на один-два тона, у мальчиков — на октаву и больше. Резкое покраснение гортани, обилие слизи, нарушение дыхательных функций нередко приводит к временной потере голоса; такое явление особенно характерно для мальчиков, но может наблюдаться и у девочек.
Мутация у мальчиков протекает от 6-8 месяцев до 2-3 лет. У девочек она не бывает столь продолжительной, но может повториться в 15-16 лет.
Для третьей, завершающей стадии — послемутационный период (15-18 лет) характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идёт на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми нижними нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы, иногда и больше. У девушек явления мутации к 17 годам исчезают полностью, диапазон голоса значительно расширяется. Некоторые ребята теряют фальцет, который позже при правильной работе непременно восстанавливается. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть ещё слабыми по силе и неопределёнными по тембру. К концу этого периода более или менее ясно выкристаллизовывается вид будущего взрослого голоса (тенора или баритона).
Педагогическая практика показывает, что мальчикам, а уж тем более девочкам, в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса.
Но для поющих мутантовустанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намёка на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, т. е. возможной средней силы.
Их пение ограничивается по времени, они должны часто отдыхать.
Делать перерыв в занятиях следует только в случаях, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить.
Обычно мальчики-юноши при появлении первых нот с грудным звучанием стараются искусственно сгущать тембр и расширять свой диапазон вниз, т. е. петь ещё не свойственным им звуком, что ведёт к перенапряжению голосовых мышц.
Пение в характере и диапазоне детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход недостаточно развитого голосового аппарата к грудному регистру, даёт возможность при новом способе голосообразования сохранить ноты в пределах первой октавы. Благодаря этому после мутации голос обретает полный певческий диапазон, что особенно важно для высоких мужских голосов (теноров).
Существует даже целая наука – гигиена голоса – эта группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Они рекомендуют в период мутации:
1. Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и отдыха.
2.Правильная техника вокала: своевременное переключение регистров при пении; избегать использования низкоэнергетического фальцетного режима; достижение техники нижнереберно- диафрагмального дыхания; выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.
З. Избегать форсированного звука, твердой атаки звука, резкого форте, визга, крика.
4. Пение во время мутации только с опытным педагогом, активные занятия спортом, закаливание.
6. Точное определение типа голоса, пение произведений характерных для данного типа.
7. Запрещение выступлений вокальных коллективов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С, пение в условиях шума движения городского транспорта.
8. Избегать длительной, монотонной речи, ведущей к накоплению статического напряжения, шепотной речи.
9. Отказ от курения, алкоголя.
10. Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.
11. Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов.
12. Работа в чистых помещениях, с достаточной влажностью.
13. Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.
15. Правильная работа с микрофонами
16. Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.
17. Своевременное лечение ЛОР-органов и других органов и систем.
Надо не допускать дефектного и слишком длительного пения, после которого голос «садится», то есть устает, тускнеет, теряет звонкость, хрипнет. Это происходит в результате форсировки голоса, перенапряжения гортани, утрировки грудного тембра на высоких звуках, пения в неудобной тесситуре. Существует ряд приемов для снятия напряжения гортани. Можно привести в качестве примера упражнения для укрепления горла, снятия напряжения.
1. «Лошадка». Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.
2. «Ворона». Произносите «Ка — аа — аа — ар». Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое небо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.
3. «Колечко». Напряженно скользя кончиком языка по небу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.
4. «Лев». Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.
5. «Зевота». Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
6. «Трубочка». Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем — до подбородка. Повторить 6-8 раз.
7. «Смех». Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение ощущается при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно. С точки зрения работы мышц не имеет значения смеетесь вы или просто произносите «ха-ха-ха». Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение, приведет к натуральному веселью.
Охрана детского голоса.
Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организма в процессе взросления. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно понять и уяснить необходимость бережного отношения к нему.
Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – «узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.
Проблемы с голосом возникают и вследствие перенапряжения нервной системы. У детей, испытавших сильный стресс, возможен даже паралич голосовых связок.
В любом случае проблемы, возникшие с голосом, нельзя оставлять без внимания, а при их частом возникновении заниматься самолечением. Необходимо комплексное обследование не только у отоларинголога, но и у фониатра, невропатолога и логопеда.
Профилактика заболеваний голосазаключается в соблюдении простых правил:
1. Летом не увлекаться холодными напитками, зимой прикрывать шею, не ходить нараспашку.
2. При появлении малейшего дискомфорта дать голосу передышку – помолчать. Если говорить все же необходимо, лучше делать это тихим голосом.
3. Важно воздерживаться от речевой нагрузки, и тем более от пения, во время гриппа, ларингита и других респираторных заболеваний.
4. Не стоит увлекаться караоке. В подростковом возрасте слепое подражание чужой манере пения с хрипотцой или надрывом может надолго лишить начинающего певца собственного голоса.
5. Ни в коем случае нельзя курить. Голосовые связки одними из первых принимают на себя никотиновый удар. Дым, вдыхаемый при курении, имеет очень высокую температуру. Он обжигает слизистую оболочку гортани, дыхательные пути, и, конечно же, голосовые связки. Отечность, кровоизлияние, утолщение, узлы – далеко не полный перечень патологических изменений голосовых связок курильщика.
Самый главный вывод из всего сказанного: беречь голос во время мутации!
Особая роль в воспитании ребёнка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются с первых дней жизни, слушая колыбельные песни матери. Музыкальные впечатления приносят ребёнку также радио, телевидение, порой независимо от его воли и желания, а также окружающих его людей.
К сожалению, современная музыка не всегда оказывает благоприятное воздействие на детей, иногда они увлекаются не лучшими произведениями эстрады. Поэтому так важно в годы детства, когда пробуждается духовный мир ребёнка, формируются его вкусы и пристрастия, научить понимать искусство, понимать гармонию красок и звуков.
И здесь особая роль принадлежит пению. Оно оказывает могущественное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего, никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать.
И еще. Каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь. Другое дело, что занятия детским вокалом могут не привести к профессиональному исполнению, пригодному для большой сцены, но ученик будет петь во всех смыслах грамотно — и в отношении техники, и в исполнительском плане.
1. Л. Дмитриев «Основы вокальной методики». Из-во «Музыка», М. 1968.
2. А. М. Егоров «Гигиена голоса и его физиологические основы». Из-во «Медгиз», Л. 1970.
3. И. Левидов «Певческий голос в здоровом и больном состоянии». Искусство, Л. 1939.
4. Р. Юссон «Певческий голос«. Из-во «Музыка», М. 1974.
5. П. А. Эстрова «Нарушения голоса в период мутации, их предупреждения и коррекция». М. 2007
«Птицам песни петь не лень — сегодня праздник мамин день!» Сценарий 8 марта для детей второй младшей группы Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60» «Птицам песни петь не лень — сегодня праздник.
Для чего детям нужно учиться петь Пение – самый доступный вид детского творчества. Песня объединяет мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Пение не только.
Фотоотчёт «Мы весёлые ребята, любим петь, гулять, играть» Видео «Мы весёлые ребята,любим петь,гулять,играть\»-так назвали мы свой фотоотчёт для родителей о проделанной работе за 2017-2018 учебный год.
Консультация для родителей «Учите детей петь» Музыка — одна из важных составляющих гармоничного эстетического воспитания, поэтому занятия вокалом включены в программу ДОУ. В детском.
Консультация для родителей «Зачем петь малышу колыбельные песни?» Колыбельные — первые уроки родного языка для ребёнка. Песни, которые ребёнку поёт мама, бабушка, способствуют тому, что ребёнок запоминает.
Упражнения по постановке детского голоса на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении ГБДОУ детский сад №53 Василеостровского района г. Санкт-Петербург Методическая разработка УПРАЖНЕНИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ДЕТСКОГО ГОЛОСА.
ООД по музыке в подготовительной группе «Мы учимся петь» Целевые ориентиры: овладение навыками активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Развивать способность учитывать интересы и чувства.
Памятка для родителей «Охрана детского голоса» Памятка для родителей «Охрана детского голоса» Голос ребёнка — естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Пение является.
Памятка для родителей «Учимся петь, играя!» Игры для развития вокальных навыков Памятка родителям, которые хотят научить ребёнка петь 1. Создайте дома небольшую фонотеку с детскими песнями, потешками, музыкальными сказками,.
Уметь петь — значит уметь правильно дышать! Голос – красивейший инструмент, созданный самой природой. Человек пользовался им с давних пор. Общеизвестно, что ребёнок слышит голоса окружающего.
Источник