Снятие и установка компрессора кондиционера
Компрессор установлен на блоке цилиндров двигателя и приводится во вращение от шкива коленчатого вала поликлиновым (многоручьевым) ремнем. Компрессор обеспечивает циркуляцию хладагента в системе кондиционирования. Вал компрессора установлен в передней крышке корпуса на подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником.
Компрессор системы кондиционирования воздуха: 1 — шкив привода; 2 — передняя проушина крепления; 3 — колодка жгута проводов электромагнита; 4 — кронштейн держателя жгута проводов; 5 — трубопровод низкого давления; б — трубопровод высокого давления; 7 — задняя проушина крепления; 8 — крышка блока лепестковых клапанов; 9 — блок лепестковых клапанов; 10 — корпус насосной части; 11 — передняя крышка корпуса; 12 — прижимной диск муфты
Идентификационная табличка на компрессоре
Каталожные номера детали см. тут
Шкив компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращается. При включении кондиционера крутящий момент передается от шкива к валу компрессора через фрикционную муфту с электромагнитным приводом.
В крышке блока лепестковых клапанов компрессора установлен регулятор давления. В случае роста давления в системе (отказ датчика давления, электрического вентилятора или иные нештатные ситуации) более установленного максимума, клапан перепускает часть хладагента из контура нагнетания во всасывающий контур.
О ремонте компрессора кондиционера
Компрессор кондиционера — достаточно сложный агрегат. Компании, производящие комплектующие для ремонта насосной части компрессоров в розничную продажу не поставляют. Единственным узлом компрессора, который можно отремонтировать самостоятельно, является электромагнитная муфта его привода.
Рис. 9.6. Электромагнитная муфта привода компрессора: 1 — стальной поводок ведомого диска; 2 — прижимной диск муфты; 3 — подшипник; 4 — внутренняя обойма подшипника; 5 — рабочая поверхность шкива; 6 — обмотка электромагнита; 7 — жгут проводов электромагнита; 8 — корпус электромагнита; 9 — ручьи шкива; 10 — шлицевое отверстие ведомого диска муфты
При эксплуатации автомобиля выход муфты компрессора из строя — очень распространенная неисправность. Как правило, сначала начинает разрушаться подшипник 3 (рис. 9.6) шкива. Причиной может послужить неправильное натяжение ремня привода, попадание воды при проезде глубокой лужи, проскальзывание прижимного диска 2 и, следовательно, перегрев подшипника и т.д. По мере разрушения подшипника начинает появляться люфт шкива. Когда люфт достигнет критического значения, внутренняя поверхность шкива при вращении начинает тереться о поверхность корпуса 8 катушки электромагнита.
Происходит электрическое замыкание — электромагнит выходит из строя. В самых запущенных случаях происходит заклинивание подшипника и проворачивание внутренней обоймы 4 подшипника на посадочной шейке передней крышки компрессора. После этого компрессор приходится заменять, а это дорогой ремонт в специализированных сервисных центрах.
Чтобы не подвергать себя ненужным расходам, при осмотрах автомобиля обращайте внимание на нехарактерные шумы при работе компрессора кондиционера. При подозрении на возникновение проблем с подшипником шкива снимите ремень привода и рукой проверните шкив. Шкив должен вращаться на подшипнике равномерно, бесшумно, без заеданий. Не должно быть осевого и радиального люфта.
При необходимости замените подшипник, не дожидаясь его полного разрушения.
Установить автомобиль на подъёмник, или смотровую яму, затормозить стояночным тормозом и отсоединить клемму «–» от аккумулятора (ключ «на 10»).
Выгрузить хладагент из системы кондиционирования (см. тут).
Отвернуть болты крепления переднего правого колеса, поднять автомобиль на высоту, удобную для работы, снять колесо (головка «на 17»).
Отвернуть десять винтов 2, рисунок 5-4, крепления щитка 3 переднего крыла, извлечь четыре пистона 1, снять подкрылок (головка Torx Т20, отвёртка плоская).
Рисунок 5-4 — Подкрылок переднего крыла:
1 — пистон крепления подкрылка переднего крыла;
2 — винт самонарезающий крепления щитка переднего крыла;
3 — подкрылокпереднего крыла
Отвернуть тринадцать болтов 1, рисунок 5-5, крепления брызговика 2 двигателя, снять брызговик (головка «на 10», вороток и удл.).
Рисунок 5-5 — Брызговик двигателя:
1 — болт крепления брызговика двигателя;
2 — брызговик двигателя
Снять заглушку натяжного ролика 1, рисунок 5-6, ослабить гайку 3 крепления и перевести натяжной ролик в верхнее положение (головка «на 13», Torx Т55).
Снять ремень со шкива компрессора.
Рисунок 5-6 — ремень привода навесных агрегатов
1 — ролик натяжной;
2 — ремень привода навесных агрегатов;
3 — гайка крепления ролика
Отвернуть болты 3, рисунок 5-7, крепления трубопроводов высокого 1 и низкого 2 давления к компрессору 4, отсоединить трубопроводы от компрессора. На трубопроводы и в отверстия компрессора установить технологические заглушки (головка «на 8»).
Рисунок 5-7 — Отсоединение трубопроводов от компрессора:
1 — трубопровод компрессора высокого давления;
2 — трубопровод компрессора низкого давления;
3 — болт крепления трубопровода;
Отсоединить колодку 2, рисунок 5-8, жгута проводов от электромагнитной муфты компрессора 1.
Рисунок 5-8 — Крепление компрессора:
2 — колодка жгута проводов;
3 — болт крепления компрессора
Отвернуть болты 3 крепления компрессора (головка «на 10»).
Выверните задний и два передних болта крепления компрессора к кронштейну.
Выньте болты из отверстий.
Немного опустите компрессор вниз и отсоедините от кронштейна на компрессоре пластиковый держатель жгута проводов.
Снимите компрессор, опустив его вниз.
Установку компрессора проводить в последовательности, обратной снятию.
— перед присоединением трубопроводов установить на трубопроводы новые уплотнительные кольца, на уплотнительные кольца нанести масло компрессорное.
Момент затяжки болта крепления блока трубопроводов к испарителю 6. 8 Н.м (0,6. 0,8 кгс.м) (головка «на 8», вороток и удл.).
Установить ремень привода навесных агрегатов на шкив компрессора.
Примечание:
Воспользуйтесь случаем и проверьте состояние ремня привода вспомогательных агрегатов, а также состояние подшипников натяжного ролика и генератора. Рукой проверните ролик и генератор. Они должны вращаться в подшипниках равномерно, бесшумно, без заеданий. Не должно быть осевого и радиального люфтов.
Произвести натяжение ремня привода навесных агрегатов, для этого:
— перевести натяжной ролик в нижнее положение в направлении по часовой стрелке и затянуть гайку крепления натяжного ролика.
Момент затяжки гайки 30. 36 Н.м (3,0. 3,6 кгс.м) (головка «на 13», Torx Т55).
Выполнить вакуумирование системы кондиционирования и загрузить систему хладагентом согласно требованиям инструкции по эксплуатации на сервисное оборудование (хладагент R134a или HFO (1234) yf, в зависимости от комплектации, норма загрузки 390 ± 20 г).
Проверить работу системы кондиционирования.
Источник
Поиск и устранение неисправностей кондиционера
Если система исправна, во время включения кондиционера слышен щелчок — это прижимной диск под действием электромагнитной муфты входит в зацепление со шкивом привода, и начинает вращаться ротор компрессора. Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.
1. При выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторонние звуки, греется или появляется запах гари — признаки начала разрушения ее подшипника. В этом случае необходимо заменить подшипник. В некоторых запущенных случаях может потребоваться замена муфты компрессора в сборе или составляющих ее частей.
2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:
— произошла утечка хладагента, и система управления блокирует включение компрессора;
— вышел из строя датчик давления в системе;
— неисправности в электрических цепях системы управления: проверьте соответствующие предохранители и реле ( );
— обрыв электрической цепи обмотки катушки электромагнита муфты;
— блок управления двигателем по какой-либо причине (высокая температура охлаждающей жидкости двигателя, низкий заряд аккумуляторной батареи) заблокировал включение компрессора.
3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глохнет двигатель, то, скорее всего, заклинило компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.
4. И последний, самый коварный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а прохлады в салоне нет. В этом случае только кажется, что компрессор работает, а в действительности он ничего не перекачивает. Установить истину может только опытный специалист при наличии специального контрольно-диагностического оборудования.
Наиболее точно определить причину неисправности можно после полной диагностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.
Причина отказа системы
Причина отказа узла
Способ устранения неисправности
Не работает вентилятор отопителя
Неисправен или перегорел предохранитель
Неисправен переключатель на контроллере САУКУ (блок управления)
Заменить контроллер (блок управления)
Неисправен регулятор частоты вращения вентилятора (РЧВ)
Проверить электропроводку и устранить неисправность
Неисправен электродвигатель вентилятора
Заменить вентилятор отопителя
САУКУ (блок управления)
Заменить контроллер (блок управления)
Не работает компрессор
Отказ электромагнитной муфты
Недостаток хладагента в системе
Проверить количество заправленного хладагента, устранить утечки, восстановить количество хладагента
Неисправен переключатель на контроллере САУКУ (блок управления)
Заменить блок рычагов управления отопителем
Испаритель покрыт льдом
Неисправен вентилятор отопителя
Проверить и, при необходимости, заменить предохранитель или поврежденные провода и клеммы, или контроллер САУКУ (блок управления), или РЧВ, или вентилятор
Заменить картридж ресивера-осушителя
Влага в системе
Разгрузить хладагент из системы, заменить картридж ресивера-осушителя, осушить и заправить систему
Неправильная установка ТРВ
Загрязнен или заклинен ТРВ, забита его сетка
Утечка в термобаллоне
Не закрывается клапан ТРВ
Недостаток хладагента в системе
Проверить количество заправки хладагента, устранить утечки, восстановить количество хладагента
Неисправны клапаны компрессора
Проскальзывание ремня привода навесных агрегатов
Подтянуть или заменить ремень привода навесных агрегатов
Воздух и неконденсирую-щиеся газы в системе
Выпустить воздух и неконденсирующие газы
Заменить картридж ресивера-осушителя
Неисправен вентилятор отопителя
Не включается вентилятор отопителя
Проверить и, при необходимости, заменить предохранитель, поврежденные провода и клеммы или контроллер (блок управления), или ТРВ, или вентилятор
Не работает вентилятор конденсатора
Очистить конденсатор или заменить вентилятор охлаждения
Загрязнен воздушный фильтр вентиляции салона
Очистить или заменить фильтр
ПОВЫШЕННЫЙ ШУМ КОМПРЕССОРА
Недостаток или избыток масла в системе
Проверить уровень масла и довести до нормы
Ослаблены элементы крепления компрессора
Изношены или сломаны детали компрессора
Избыток хладагента в системе
Разгрузить избыточное количество хладагента
Низкое напряжение питания электромагнитной муфты
компрессора или она неисправна
Замерить напряжение питания, проверить надежность соединений в электропроводке. Если муфта неисправна, заменить компрессор
ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ ВСАСЫВАНИЯ
Избыток хладагента в системе
Проверить количество заправки хладагента, выгрузить избыток
Высокая температура наружного воздуха
Нормальная температура эксплуатации системы до +45°С
Плохой обдув испарителя
Неисправен вентилятор отопителя
Проверить и, при необходимости, заменить предохранитель или поврежденные провода и клеммы, или контроллер (блок управления), или ТРВ, или вентилятор
Неисправны клапаны компрессора
Высокое давление нагнетания
Избыток хладагента в системе
Выгрузить избыток хладагента
Воздух и неконденсирующиеся газы в системе
Выпустить воздух и неконденсирующиеся газы в системе
Загрязнен конденсатор, не работает вентилятор конденсатора
Очистить конденсатор, устранить неисправность вентилятора охлаждения
Не работает вентилятор отопителя
Проверить и, при необходимости, заменить предохранитель, или контроллер (блок управления), или ТРВ, или вентилятор, или устранить неисправность в электропроводке
НИЗКОЕ ДАВЛЕНИЕ ВСАСЫВАНИЯ
Недостаток хладагента в системе
Проверить количество заправки хладагента, устранить утечки, восстановить количество заправки хладагента
Заменить картридж ресивера-осушителя
Загрязнен или обмерз испаритель
Выггрузить хладагент из системы, заменить картридж ресивера-осушителя, осушить и заправить систему
Не работает вентилятор отопителя
Неисправен или перегорел предохранитель
Неисправен переключатель на контроллере САУКУ (блок управления)
Заменить контроллер (блок управления)
Проверить электропроводку и устранить неисправность
Неисправен электродвигатель вентилятора
Неисправен контроллер (блок управления)
Заменить контроллер (блок управления)
ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ НАГНЕТАНИЯ
Избыток хладагента в системе
Проверить количество заправки хладагента, выгрузить избыток
Загрязнен конденсатор, не работает вентилятор конденсатора
Проверить работу вентилятора охлаждения, очистить конденсатор
Высокая температура наружного воздуха
Нормальные условия эксплуатации системы до температуры +45°С
Не работает вентилятор отопителя
Неисправен или перегорел предохранитель
контроллера САУКУ (блок управления)
Заменить контроллер (блок управления)
Проверить электропроводку и устранить неисправность
Неисправен электродвигатель вентилятора
Неисправен контроллер (блок управления)
Заменить контроллер (блок управления)
Воздух и неконденсирую-щиеся газы в системе
Выпустить воздух и неконденсирую-щиеся газы
НИЗКОЕ ДАВЛЕНИЕ НАГНЕТАНИЯ
Недостаток хладагента в системе
Проверить количество заправки хладагента, устранить утечки, восстановить количество хладагента
Низкая температура наружного воздуха
Нормальные условия эксплуатации системы до температуры не ниже + 5°С
Неисправны клапаны компрессора
Проскальзывание ремня привода навесных агрегатов
Подтянуть или заменить ремень привода навесных агрегатов
Низкое давление всасывания
Недостаток хладагента в системе
Определить и устранить утечки хладагента и заправить систему
Заменить картридж ресивера-осушителя
Выгрузить хладагент из системы, заменить картридж ресивера-осушителя, осушить и заправить систему
Не работает вентилятор отопителя
Проверить и, при необходимости, заменить предохранитель, или контроллер САУКУ (блок управления), или РЧВ, или вентилятор, или проверить и устранить неисправности в электропроводке
Видео
Источник