- РЕМОНТ УДИЛИЩ В «ДОМАШНИХ» УСЛОВИЯХ
- Сломался кончик маховой удочки
- 7 сообщений в этой теме
- Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
- Создать аккаунт
- Войти
- Недавно просматривали 0 пользователей
- kak.manesu.com
- Как отремонтировать сломанный спиннинг
- Ремонт бланка
- Ремонт вершинки
- Ремонт рукоятки
- При небольших трещинах:
- При больших ямках, трещинах:
- Ремонт пропускного кольца
- Замена колец
- Ремонт катушки для спиннинга
- Поломки телескопической удочки и ее ремонт
- Поломки фидерной удочки и ее ремонт
- Удочки с кольцами
- Виды спиннингов и катушек
- Виды поломок спиннинга
- Виды повреждений катушек:
- Ремонтируем удилище
- Проводим ремонт вершинки
- Замена тюльпана
- Ремонтируем безынерционные катушки
- Как правильно разобрать катушку
- Предохраняем спиннинг от поломок
- Когда может сломаться спиннинг?
РЕМОНТ УДИЛИЩ В «ДОМАШНИХ» УСЛОВИЯХ
Сломанное любимое удилище – это всегда большое расстройство. Ведь после поломки рыболов теряет «рабочий инструмент».
Во многих, но не во всех случаях, можно провести сносный по качеству ремонт непосредственно дома, своими силами.
Прежде чем приступить к ремонту, нужно оценить как техническую возможность самого ремонта, так и его целесообразность. Сначала нужно оценить именно целесообразность. Может получиться так, что материальные и трудовые затраты на ремонт превысят стоимость самого удилища. Если вы проживаете в крупном городе, в котором функционирует несколько рыболовных магазинов, то приобрести недорогую удочку вместо поломанной не составит большого труда, да и не нанесет ощутимого финансового удара. Иное дело, если вы поломали длинное маховое или штекерное удилище, приобретенное на выставке, по каталогу или по случаю и за приличные деньги. Тогда первым вопросом становится замена сломанного колена.
Теоретически это возможно, но только если сильно повезет. Во-первых, повезет, если вы приобрели удилище непосредственно у производителя, который позаботился о запчастях. Во-вторых, может повезти, если вдруг удастся подобрать колено от другого удилища. Даже если брать колена от одного удилища и заменять ими колена другого удилища, сделанного на одном и том же производстве, то все равно должно повезти, чтобы они стыковались. Хотя такие случаи и бывают.
Прежде чем приступить к ремонту, нужно точно оценить его возможность. Для того чтобы помочь это сделать, рассмотрим несколько наиболее распространенных типов поломок поплавочных удилищ и методов
ремонта.
На первом месте, безусловно, стоят поломки, которые произошли из-за неаккуратного обращения с удилищем.
Чаще всего на удилище наступают. Наступают обычно на середину колен. Если сломано одно колено, то проще, а вот если наступили и продавили несколько колен, то дешевле удилище выбросить и купить новое. Очень часто удилище придавливают дверью автомобиля. Такие случаи характерны, когда рыбалка плавно перетекает в расслабленный отдых, а сборы домой проводятся уже в темноте. Я лично видел колено удилища, сломанное в семи местах. Колено никак не хотело «залезать» в автомобиль и его постепенно пропихивали, каждый раз пытаясь закрыть дверь. И так – семь раз.
На втором месте стоят поломки, которые произошли во время перегруза удилища. Перегруз удилища возникает тогда, когда используются очень тяжелые оснастки, когда длинным и недостаточно мощным удилищем пытаются забросить оснастку против сильного ветра, а также во время попытки заброса оснастки с зацепленным за кусты крючком и во время попыток оборвать оснастку после «мертвого» зацепа с помощью удилища.
Во время перегруза излом колена происходит обычно в нижней его трети. Такие поломки подлежать достаточно простому ремонту. Для этого алмазным инструментом (любой другой инструмент не режет углеродное волокно, а ломает его) торцуют срез. Получают укороченную нижнюю часть колена. Верхнюю часть сломанного колена вставляют в нижнюю часть и подгоняют заход. Заход подгоняют, укорачивая нижнюю часть верхнего обрезка до тех пор, пока длина сопряжения не будет составлять три диаметра в месте стыка. Так стыковать сломанное колено можно даже на рыбалке.
В том случае, если колено сломано практически в середине, есть одна тонкость в ремонте. Для того чтобы максимально снизить вес колена после ремонта, нужно торцевать тонкий обломок и уже после этого обрезать торец толстого обломка до тех пор, пока заход обломков не станет нужной длины.
После подгонки обрезков их лучше склеить между собой капелькой водостойкого клея, но можно и не клеить.
Отремонтированное таким образом удилище имеет несколько другой строй, но ловить им можно неограниченно долго, то есть до второго непредвиденного случая.
Хуже обстоит дело, если произошло расщепление колена в верхней его части, с торца колена или если сломано комлевое колено. В этом случае применяется бандаж. Бандажирование сломанного колена также применяется при ремонте колен штекерных спиннингов и матчевых удилищ.
Провести самостоятельный ремонт в домашних условиях можно по следующей технологии. Сломанное колено нужно насадить на какую-либо оправку. Реально это может быть более тонкое колено удилища.
Для того чтобы потом отремонтированное колено снять с оправки, ее следует покрыть разделительным слоем.
В качестве такого слоя можно использовать полиэтиленовую пленку, но лучше воспользоваться смазкой.
Наилучшие результаты получаются, когда используется воск. Но достать натуральный воск относительно сложно, намного проще запастись восковой натиркой для полов. Смазка наносится на оправку по всей длине. На оправку со смазкой одевается колено, и можно приступить к ремонту. Берется тонкая, не толще 0,12 мм, стеклоткань. Можно взять кусочек стеклоткани, которая используется как электроизоляция или как теплоизоляция. Стеклоткань нужно обязательно отжечь на электроплите. Во время отжига происходит удаление парафиновых замасливателей с поверхности стеклоткани. Отжигать можно и на открытом огне, нужно только не перегреть стеклоткань, чтобы стекловолокна не начали плавиться. Если вы все же нечаянно прожгли ткань, то ее нужно заменить, иначе прочность бандажа будет низкой. После подготовки ткани можно приступить к изготовлению связующего. В качестве такового лучше использовать эпоксидную смолу, причем смолу, которая рассчитана на полимеризацию в течение не менее 10–12 часов. Чем медленнее пойдет полимеризация, тем прочнее будет соединение. Смола смешивается с отвердителем в той пропорции, которая рекомендуется в инструкции к ней. Смешивать очень удобно в крышечках из полиэтилена, которые используются для закрывания банок. Смолу тщательно перемешивают. Делать это лучше, поставив крышечку на теплую батарею отопления. Подогретая смола будет иметь меньшую вязкость и лучше пропитывать стеклоткань.
Из стеклоткани вырезается раскрой. Размеры раскроя делаются такими, чтобы бандаж перекрывал трещину колена по длине на 3–4 сантиметра с каждой стороны. Ширина стеклоткани должна быть такой, чтобы обернуть колено в месте излома приблизительно четыре раза. Раскрой ткани пропитывают подготовленной смолой и аккуратно обматывают излом. На следующем этапе стеклоткань нужно закрепить и уплотнить. Для этого используется лавсановая пленка. Удобно использовать старую магнитофонную ленту, причем узкую. Ленту нужно обязательно класть на стеклоткань той стороной, на которой нет магнитного слоя, иначе потом ее будет очень трудно снимать. Лента кладется виток к витку, причем с нахлестом и при постоянном натяжении. При этом избыток смолы будет выдавливаться на поверхность. После обмотки, которая называется опрессовкой, избыток смолы снимают тряпкой. На следующий день, прежде чем снять ленту, имеет смысл прогреть отремонтированное место. Для этого можно использовать фен или другой источник горячего воздуха. После прогрева прочность соединения возрастет. Можно поступить и по другому. Снять ленту, просто смотав ее, прогреть ремонтное место. В этом случае колено можно греть уже до температуры 100–120 градусов в течение получаса. При более высокой температуре смолы бытового назначения могут поменять прочностные характеристики, и лучше не рисковать.
Нужно отметить, что ремонт колена в домашних условиях не обеспечит полного восстановления прочности материала. Смолы холодного отверждения боятся воздействия влаги, поэтому придется после каждой рыбалки колено сушить. Но в целом такой способ ремонта обеспечивает нужную прочность и надежность.
Отдельные проблемы возникают, когда происходит излом самого верхнего колена. Если кончик не пустотелый, то его следует или заменить, или укоротить до места излома. Попытки ремонтировать с помощью бандажа приносят удовлетворительные результаты лишь в тех случаях, если удается состыковать обломки с помощью кусочка очень тонкостенной и легкой трубки. Но, как правило, ничего хорошего из такого ремонта не получается.
Все дело в той дополнительной массе, которая заключена в самой трубке. Каждый грамм лишнего веса на конце удилища очень сильно изменяет строй. Если происходит слом кончика спиннинга, а обычно место слома находится близко к тюльпану, лучше всего укоротить спиннинг до места излома и переставить тюльпан. Очень редко требуется еще переставить и следующее, ближнее к тюльпану пропускное кольцо. То же можно сказать и об удилищах с кольцами.
Источник
Сломался кончик маховой удочки
Автор Спин , 16 Мая 2012
7 сообщений в этой теме
Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Создать аккаунт
Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!
Войти
Есть аккаунт? Войти.
Недавно просматривали 0 пользователей
Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
Автор: Dust777
Создана 1 час назад
Автор: Филимон
Создана 16 Марта 2020
Автор: Wandam
Создана 17 Сентября
Автор: Ilya.S.
Создана 18 Июня
Автор: макс1
Создана 9 Ноября 2008
Автор: Александр-Рыбак
Создана Tuesday в 10:30
Источник
kak.manesu.com
Как отремонтировать сломанный спиннинг
Для того чтобы сделать ремонт спиннинга своими руками, необходимо прежде всего приготовить инструменты и материалы:
- острый малярный нож;
- газовая горелка;
- зажигалка;
- плоскогубцы;
- мелкий надфиль;
- наждачная бумага размером 1000;
- полотно по металлу;
- отрезки углепластикового удилища различной длины и диаметра для ремонта колена спиннинга, поврежденного или сломанного;
- клеи — водостойкий ПВА, эпоксидный, «Супер-клей» гель, для фиксации бандажей, пропускных колец, ремонта рукояти;
- водостойкий прозрачный лак;
- капроновая нить для закрепления на бланке устанавливаемых пропускных колец, маскировки места в котором сломался спиннинг;
- набор пропускных колец;
- пробки из-под бутылок от вина или шампанского.
Приготовив все необходимое, можно починить как вышедшее из строя последнее пропускное кольцо, так и сломавшийся около комля бланк.
Ремонт бланка
В современных двусоставных штекерных спиннингах из высокомодульного графита случаются такие виды поломок как:
- трещины или поломки первого (комлевого) колена хлыста спиннинга;
- растрескивание или поломка верхнего колена.
Ремонт бланка в обоих случаях не требует значительных расходов. Он состоит из следующих шагов:
- Осматриваем удилище в месте поломки на предмет продольных трещин. Если они есть, ремонту колено не подлежит — под нагрузкой трещина неминуемо будет увеличиваться в длину и приведет к полному выходу из строя всего колена.
- Если трещин не обнаружено, полотном по металлу торцуем края поврежденного колена.
- Из старых, но не расщепленных графитовых коленьев от другого сломанного удилища выбираем и выпиливаем кусочек 10−15 см длиной, плотно заходящий внутрь частей сломанного колена — шпигот.
В результате такого ремонта удилище сохраняет свою прочность, гибкость, незначительно изменяет строй, но в тоже время позволит избежать покупки дорогостоящего эксклюзивного колена. По затраченным же деньгам для любого рядового спиннингиста такой ремонт обойдётся в ничтожно малую сумму
Всегда необходимо учитывать целесообразность восстановления описанным выше способом — например, при поломке телескопических спиннингов из стекловолокна или композита, имеющих меньшую толщину стенки, прочность и гибкость, лучше всего подобрать взамен поврежденного колена новое. Ремонт не вернет бланку первоначальную прочность, значительно его утяжелит, при поклевке серьезного хищника отремонтированное колено сломается в месте прошлого повреждения.
Ремонт вершинки
Поломка кончика — очень серьезное повреждение удилища, влияющее на его функциональные свойства.
При ловле на джиговые легкие приманки для спиннинга вершинка очень важна. Благодаря ей рыболов делает дальние точные забросы миниатюрных твистеров, виброхвостов. Она позволяет делать игру приманок наиболее привлекательной. Кроме того кончик способен сигнализировать о самой слабой, неуверенной поклевке раньше, чем рыболов ее почувствует рукой.
Ремонт кончика спиннинга по ряду причин отличается от устранения аналогичного повреждения комлевого или второго колена. Его внутренний диаметр либо очень мал (подобрать подходящую вставку крайне сложно), либо же вершинка цельная (не имеет полости для шпиготного ремонтного соединения). Любое увеличение жесткости вершинки приведет к изменению ее чувствительности, ухудшит дальность заброса, негативно повлияет на игру приманки. Установленная в вершинку вставка при нагрузке ломает тонкие стенки изнутри, полностью выводит эту часть удилища из строя.
Поэтому для того чтобы устранить данную поломку следует прибегнуть к другому более деликатному способу ремонта:
- Сломанные части осматриваем на предмет продольных трещин;
- Если трещины не найдены, части вершинки в местах поломки обрабатываем мелким надфилем на длину 15−20 мм от края. При обработке снимается лак, незначительно уменьшается толщина стенки вершинки;
- Обе части соединяем шпиготом — трубочкой из плотной бумаги, которую предварительно смазываем быстросохнущим эпоксидным клеем. При соединении частей вершинки необходимо следить за тем, чтобы пропускные кольца располагались по одной оси;
- В 20−25 мм ниже и выше места стыка наматываем бортики из изоленты, которые при дальнейшем устройстве бандажа не дадут образовываться потекам клея;
При таком способе ремонта место, где сломалась вершинка спиннинга, почти незаметно, а само удилище сохраняет прочность, гибкость и другие свои важные свойства.
Ремонт рукоятки
Среди всех материалов, применяемых для производства рукояти в спиннинге одним из наиболее распространенных является пробка. Обладая множеством преимуществ (мягкостью, приятной на ощупь поверхностью, способностью не застывать в холодную погоду), этот материал имеет один большой недостаток — при длительном использовании на нем образуются ямки, трещины, сколы, приводящие со временем к разрушению ручки.
При небольших трещинах:
- Пробку от винной бутылки измельчаем на мелкой терке до состояния мелкой стружки;
- Полученную стружку смешиваем с клеем ПВА, заполняем полученным составом все дефекты;
- После высыхания клея шлифуем поверхность мелкой наждачной бумагой;
Вместо этого состава можно использовать подходящую по цвету шпатлевку для древесины
При больших ямках, трещинах:
- Поврежденный кусок вырезаем, делая в пробковом покрытии рукоятки прямоугольную выемку;
- Из пробки, не имеющей внутренних полостей, вырезаем кусочек (вставку) по размерам чуть больше выемки;
- Выемку и вставку смазываем водостойким клеем ПВА;
- Вставку под усилием вжимаем в выемку, фиксируем изолентой;
- Через 12−14 часов изоленту снимаем, выступающий над поверхностью ручки часть вклеенной вставки срезаем острым ножом;
- Рукоять зачищаем мелкой наждачной бумагой.
Ремонт пропускного кольца
Часто в пропускном кольце выходит из строя внутренний металлокерамический вкладыш. Процесс ремонта такого элемента очень прост:
- Закупаем набор колец разных диаметров с внутренними вставками из того же или лучшего качества что на удилище;
- Подбираем пропускное кольцо с подходящим диаметром;
- Аккуратно при помощи острого ножа вынимаем из его металлической рамки внутренний металлокерамический вкладыш;
- Поврежденный вкладыш при помощи плоскогубцев удаляем из рамки, внутреннюю поверхность ее зачищаем мелким надфилем;
- Новый вкладыш вставляем в подготовленную рамку пропускного кольца, фиксируем проклеивая с двух сторон в местах соединения с рамкой супер клеем.
При такой поломке, как трещина опорной ножки или проволочной рамки, кольцо лучше заменить на новое.
Замена колец
Замена колец состоит из следующих простых манипуляций:
- Начинать замену лучше нижнего крупного кольца, постепенно продвигаясь к вершинке;
- Для того чтобы снять кольцо, нагреваем над зажигалкой место его крепления к бланку до размягчения лака, покрывающего крепежную намотку из тонкой капроновой нити;
Ремонт катушки для спиннинга
Среди наиболее распространенных неисправностей катушки и способов их самостоятельного устранения можно выделить:
- Шум внутри. Разберите катушку, удалите из приводного механизма песок, грязь, проверьте подшипники в ручке и шпуле, при необходимости замените.
- Заклинивание механизма вращения под нагрузкой. Замените шестерни приводного механизма на новые;
- Дужка лескоукладывателя самопроизвольно защёлкивается при забросе. Зажмите винты крепления дужки. Если это не устранило неисправность — поменяйте пружину, отвечающую за защелкивание дужки, на более жесткую;
Данные способы позволят эффективно ремонтировать катушку своими руками, устраняя серьезные неполадки, продлевая срок эксплуатации данной дорогостоящей составляющей спиннинговой снасти.
Поломки телескопической удочки и ее ремонт
Чтобы понять, как осуществить ремонт телескопических удилищ, необходимо разобраться в том, какие поломки случаются чаще всего.
Чаще всего ломается колено в его нижней, средней или верхней части.
В соответствии с типом поломки выбирается определенный способ ремонта удилища.
Очень часто ломается полый по всей длине хлыст обыкновенной маховой удочки:
- Обычно портится первая треть верхней длины хлыстика. Чтобы починить его, необходимо подобрать и установить новое связующее звено.
- Реже происходит поломка хлыста второго колена. Тут поможет намотка стеклоткани до нужного диаметра и подгонка к следующему конусу. Конечно, удочку придется немного укоротить, но на качество ловли этот мало повлияет.
- Редко ломаются бланки с монолитной углепластиковой вставкой. При неаккуратном использовании может сломаться верхушка вставочной части, но ее легко отремонтировать с помощью алмазного надфиля и нового коннектора.
Проще обстоит дело с ремонтом штекерных удилищ.
Излом хлыста здесь происходит нечасто, так как нагрузки приходятся на резиновый наконечник-амортизатор. Если это и случается, то проблему легко решить подбором новой тефлоновой втулки.
Ремонт верхних и средних колен взаимосвязан с местом поломки:
- Поломка верхней части предполагает наращивание заходной части тонкого колена, чтобы место соединения сместилось на неповрежденную часть колена. Место поломки равняют и покрывают углепластиковым бандажом, способным предотвратить дальнейшее разрушение снасти.
- Если сломалась нижняя часть — также делают бандаж около 6-8 диаметров колена в месте излома.
Кроме этого, можно подравнять места слома и установить верхний обломок в нижнюю часть:
- Место стыка обрабатывают наждачной бумагой изнутри и снаружи.
- Склеивают обычно эпоксидным клеем, следя за отсутствием излишек как внутри полости, так и снаружи.
- Бороться с ними поможет ватный тампон, смоченный в растворителе.
- После отвердения смолы снаружи устанавливается двухслойный стеклотканевый бандаж, мешающий бланку разрушаться дальше.
Такой способ подходит для ремонта верхних и средних колен штекерных удочек.
О том, как отремонтировать нижние колена, стоит поговорить более подробно. Если такая поломка произошла, то устранение ее заключается единственно во вставке втулки и наложении бандажа.
Лучше всего использовать втулку из углепластика, схожего с ремонтируемым удилищем качества.
Бандаж предстоит делать как внешний, так и внутренний. Втулка по длине должна немного превышать 6 диаметров колена. Тонкое колено должно свободно двигаться во втулке.
Сложность ремонта порой вынуждает рыболовов заменить весь стыковочный узел.
Поломки фидерной удочки и ее ремонт
Ремонт фидерного удилища с сохранением его длины характеризуется в первую очередь применением бандажа.
Порядок действий такой:
- сломанная часть насаживается на деревянную основу, смазанную воском;
- тонкий слой стеклоткани подогревают и смазывают эпоксидной смолой;
- вырезают заплату немного длиннее границ поломки с возможностью обернуть ее вокруг до четырех раз;
- закрепляется конструкция при помощи лавсановой пленки, которая оборачивается вокруг стеклоткани;
- необходимо следить за излишками смолы – важно, чтобы она впоследствии не мешала движению колен.
После просыхания удочка еще раз просушивается феном, пленка снимается. Иногда ремонт удилища проводится с помощью гибкого прутика, который при помощи клея закрепляется в целой и поломанной части спиннинга и надежно скрепляет их.
Удочки с кольцами
Ремонт телескопической удочки порой затрудняет наличие колец на удилище.
Чтобы приступить к ремонту сломанного колена, необходимо сначала снять кольца, затем вновь устанавливать их.
Современные удочки имеют специальные защитные вставки — пробки, предотвращающие поломку краев колен о кольца. Их практически невозможно вынуть, поэтому единственный выход — бережное обращение с такими удочками.
Порой рыболовы самостоятельно оборудуют маховые удочки пропускными кольцами. Это приводит к изменению характеристик удилища и грозит поломками даже в случае минимальных нагрузок.
Если проблема в кольце, то следует купить новое или снять целое с другой удочки.
Ремонт колец осуществляется так:
- удаляем старое кольцо;
- снимаем обмотку лапок кольца;
- вычищаем место установки от старого клея с помощью наждачной бумаги;
- лапки нового кольца покрываются клеем и приматываются тонкой нитью к бланку по типу плотной спирали;
- нить заливается тонким слоем эпоксидки или суперклея.
Ни одна снасть не может служить вечно. Но, если происходит поломка, то ремонт удочки, хотя бы на время, можно провести самостоятельно. Главное — иметь под рукой элементарные средства ремонта.
Ремонт удилищ в «домашних» условиях — Часть вторая
Ремонт удилищ в «домашних» условиях
часть 1 часть 2
Бывают случаи, когда во время вываживания крупной рыбы рыболов хватается рукой за бланк спиннинга выше рукояти. Такое действие достаточно часто приводит к тому, что ломается нижнее колено спиннинга. Причина тому очень простая. Перехватывая бланк рукой, рыболов переносит точку приложения сил от рукояти, тем самым создает на бланке критическую нагрузку.
Отремонтировать такой излом с помощью бандажа очень трудно. Лучше снять грибок или пробку и с нижнего конца вставить в место излома стеклопластиковый или углепластиковый стержень. Стержень вставляется и вклеивается с помощью эпоксидной смолы. Если есть возможность, то следует подобрать длину его таковой, чтобы нижнее окончание заходило под пробку рукояти до начала катушкодержателя. Верхнее окончание стержня идеально продлить до обливки ближайшего к рукояти пропускного кольца. В этом случае удастся снизить концентрации напряжений на концах вставки и сместить критические сечения в наиболее безопасные для бланка места.
Из других случаев, когда требуется ремонт, можно отметить разбивание вкладыша пропускного кольца, что потребует замены кольца.
Замена пропускного кольца, а тем более самостоятельное оснащение удилища пропускными кольцами, операция намного более сложная, чем это кажется на первый взгляд. Замена кольца производится по следующей незатейливой схеме.
Сначала нужно над лапкой кольца надрезать обливку и обмотку. Затем аккуратно снять обмотку. На это же место наложить лапки нового кольца, предварительно смазав их быстросохнущим клеем. После фиксации пропускного кольца на бланке удилища быстросохнущим клеем смазывается внешняя поверхность лапок и с помощью тонкой шелковой нити лапки приматываются к бланку. Класть нитку нужно виток к витку с натяжением.
После того как примотка завершена, монтажному клею дают высохнуть. Завершающая стадия заключается в обливке места крепления пропускного кольца. В качестве обливки используются специальные смолы, если таковых под рукой нет, то можно использовать эпоксидную смолу. Смола наносится тонким слоем, поскольку прочность соединения от толщины слоя обливки практически не зависит.
Если вы решили оснастить удилище пропускными кольцами, то нужно оценить целесообразность такого действия. Дело в том что самые легкие маховые удилища обычно не рассчитаны на установку колец. Удилища среднего класса позволяют использовать их как с кольцами, так и без колец. В любом случае установка колец, даже самых легких, приведет к изменению строя удилища. Причем на легких удилищах строй может измениться настолько, что во время заброса удилище может развалиться в буквальном смысле этого слова. Вес пропускных колец при большом рычаге может оказаться достаточным, чтобы сломать колено удилища.
Если вы все же решились на установку колец, то делать это можно также как при замене кольца. При определении места установки кольца обратите внимание на структуру материала колена. Визуально отыщите место, где заканчивается нахлест ткани. Здесь толщина колена максимальная, и кольцо нужно ставить с диаметрально противоположной стороны для компенсации напряжений при нагрузке удилища.
Случаи выхода из строя рукояти из-за расслоения склейки пробки или срыва резьбы на катушкодержателе бывают крайне редко, но ремонтируются относительно хлопотно.
Очень часто требуется ремонт удилища, которое не было сломано. Дело в том что через несколько лет усиленной эксплуатации колена удилища изнашиваются на стыках. Например, довольно часто кончик махового удилища начинает выскакивать из второго колена. Изнашивание заходов приводит к уменьшению их длины. Как следствие, меняется строй удилища, оно становится «сопливым». Но самое главное, падает прочность удилища в целом из-за уменьшения длины стыков.
Удилище можно восстановить. Для этого я бы посоветовал сделать следующее. Отметить карандашом на комле изношенного колена границу предстоящей обливки. Для этого измеряется диаметр комля, результат умножается на три и к нему добавляется еще 30 мм. Это идеальная длина захода для любого удилища. Отмеченный участок колена тщательно моется с использованием ацетона или уайт-спирита. Разводится эпоксидная смола, в которую можно добавить процентов 30 талька. Смесь наносится равномерно на всю отмеченную часть комля колена.
Для равномерного распределения обливки хорошо использовать низкооборотный электродвигатель. Колено закрепляется в горизонтальном положении и вращается в течение нескольких часов, вплоть до застывания обливки. После того как смола встала, обливка прогревается. Теперь можно приступать к подгонке колен. Для этого обливка шлифуется наждачной бумагой. Периодически проверяется длина и равномерность захода.
Обливка протирается мелом, колено вставляется в более толстое колено, извлекается, и по пятну мела вы выявляете места дошлифовки. Занятие нудное, кропотливое и долгое, но при определенном навыке подогнать колено можно в течение получаса.
Добавление талька в смолу делает обливку более мягкой и податливой в обработке, но существенно снижает долговечность ремонта. Неплохие результаты дает замена талька на очень тонкую стеклоткань. Техническая проблема заключается лишь в том, что нужно исхитриться и положить на стык единственный полный оборот стеклоткани без нахлеста.
Весьма частым и неприятным явлением, которое собственно не относится к излому удилища, но нередко служит его причиной, является заклинивание колен.
Причин заклинивания колен несколько. Чаще всего это происходит с удилищами, которые не были вовремя помыты и высушены. Заклиниванию подвержены все удилища, у которых со временем сносились заходы колен.
Еще одной распространенной причиной является температурное расширение материала удилища в жаркую погоду. Этим страдают все изделия, изготовленные из смол холодного отверждения. Весьма часто заклинивают колена, которые были заменены, из-за микроскопического несовпадения конусности в месте стыка.
Как показывает практика, попытки введения в заклиненный узел воды, смазки или керосина не приводят к положительному результату. Чаще заклинивание только усиливается.
Делать нужно следующее. Во-первых, попытаться вдвоем провернуть место стыка. Для этого один берется за более толстое колено, причем одной рукой держится за стык. Второй берется рукой как можно ближе к стыку и без рывков, с натягом, пытается провернуть более тонкое колено. Если усилие приводит к тому, что начинает деформироваться колено, попытки нужно оставить. Следующим действием будет нагрев. Нагревать заклиненное место дело тонкое. Если попадется удилище, связующее которого отверждалось при температуре ниже 170 градусов, то нагрев весьма вероятно приведет к расслоению материала, а не к ликвидации заклинивания. Обычно такое случается с самыми дешевыми удилищами.
Нагревать стык лучше над электроплиткой, а не над открытым огнем, хотя лично я неоднократно расстыковывал колена с помощью зажигалки, но для этого нужна большая практика. Итак, стык равномерно прогревается и в нагретом состоянии вдвоем производится одна или несколько попыток расклинить колена. Обычно это приводит к положительному результату.
Есть еще один очень эффективный способ расклинивания маховых удилищ. Для этого толстое колено кладут на стол. К нему изолентой вдоль приматывается, например, тяжелый лом. К торцу тонкого колена прикладывается деревянный чурбачок или отрезок доски. Теперь нужно тяжелым молотком точно по оси колена нанести удар по доске. Если удар нанесен точно и с достаточной силой, то расклинивание происходит моментально.
Если вы опасаетесь использовать принудительное расклинивание, то имеет смысл оставить удилище в покое, предположительно на неделю. После того как удилище высохнет, можно попытаться провернуть место стыка.
В заключение хотелось бы сказать, что если ремонт поплавочных удилищ, как правило, приводит к восстановлению прочности, то ремонт спиннингов обычно приводит к тому, что около места ремонта появляется критическое сечение и во время последующего возможного сильного нагружения бланка вероятность излома весьма высока. Поэтому прежде чем приступать к ремонту спиннингового удилища, стоит подумать, а не приобрести ли новое удилище. В конечном итоге такой шаг более правильный.
«Российская Охотничья газета № 44 — 2007 г.»
В качестве исходного материала использована статья с сайта:
«Калининградский рыболовный клуб«
Виды спиннингов и катушек
Спиннинги бывают двух основных видов:
- Телескопический. Тот, который складывается как подзорная труба или телескоп. Его удилище равномерно разделятся на колена, внутри конструкция пустая. Что позволяет ей складываться (тонкую часть в чуть потолще).
«> - Штекерный (коленный). Колена в удилище, между собой, плотно закреплены трубками. Такие спиннинги более удобны и надёжны при использовании.
«>
Сломанный спиннинг с телескопическим удилищем, отремонтировать проще.
Виды катушек на спиннинг:
- Инерционные катушки типа «Невская». Это самый простой вид катушки. Зачастую она не имеет даже механизма притормаживания лески. Рыбаку приходится барабан с леской притормаживать пальцем.
«> - Профессиональные рыболовы предпочитают использовать безынерционную катушку. В такой катушке при забросе приманки, шпуля (место, где намотана леска) остаётся неподвижной. Разматывается только леска. Главное условие для использования шпули, она должна быть полностью заполнена леской.
«> - Самая новая разработка специалистов — это инерционная мультипликаторная катушка. Она совмещает в себе механизмы работы инерционной и безынерционной катушки.
«>
Первые два, самостоятельно починить, возможно. Мультипликаторные очень сложны, и их ремонт лучше оставить специалистам. Единственная поломка у этой катушки, которую можно устранить самостоятельно — запутывание лески.
Виды поломок спиннинга
Спиннинг ломается по двум причинам:
- Заводской брак. Эту причину дальнейшей поломки можно обнаружить при покупке. Главное внимательно выбирать;
- Поломка происходит по вине рыболова. По причине неумелого обращения со снастями и неправильной транспортировке. Более 90% поломок случаются именно по этой причине.
Рассмотрим, какие могут быть поломки удилища.
- Удилище (колено) ломается пополам.
«> - Поломка тюльпана, самого кончика спиннинга. Зачастую он отламывается у основания.
«> - Поломка вершинки. Часто ломается в середине или начале последней секции.
«>
Виды повреждений катушек:
Между роликом для укладывания лески и рычагом образовалась щель. Леска там застревает, и этим приносит массу неудобств.
- Выход из строя пружины возврата дужки лескоукладывателя.
- Катушка туго вращается и заедает.
- Трансформация дужки.
- Потеря колпачка редуктора.
Ремонтируем удилище
Для того чтобы провести успешный ремонт спиннингового удилища могут понадобиться следующие материалы:
- Трубка подходящего диаметра. Она будет вставляться в поломанное удилище, поэтому трубка должна входить плотно, но не ломать удилище.
- Плоская нить (капроновая) либо спиннинговый шнур.
- Эпоксидная двухкомпонентная смола.
- Наждачная бумага.
- Скотч.
- Углеткань.
«>
Теперь можно начать ремонт спиннинга:
- Подобранная трубка шлифуется, обезжиривается растворителем и смазывается эпоксидной смолой.
- Одну сторону трубки вставляют в поломанное удилище. На другую сторону трубки плотно надевают сломанную часть спиннинга. Обе части удилища соединяются, трубка оказывается внутри.
- Место перелома спиннинга заматывается углетканью, вымоченной в эпоксидной смоле, и выжатой.
- Для того чтобы убрать лишнюю смолу, на ткань плотно наматывается скотч.
- Для большей прочности на углеткань наматывают плоскую капроновую нить.
- Лишняя смола удаляется тряпочкой.
- Место ремонта сушится феном для быстрейшего высыхания эпоксидной смолы.
- Отремонтированное удилище на сутки ставится возле батареи.
- Скотч или капроновая нить разматывается и проводится косметический ремонт.
Если ремонтируется легкий спиннинг, то ткань не используется.
Проводим ремонт вершинки
Для этого нужны:
- наждачная бумага для зачистки;
- супер клей;
- нитка.
Сам ремонт кончика спиннинга достаточно прост и много времени не займёт. Главное в этом деле — внимательность. Начинаем ремонтировать:
- Кончик удилища лучше брать без колец. Если кольца есть, то их следует аккуратно удалить.
- Обе части поломанного удилища зачищаются так, чтобы вершинку можно было вставить в удилище (подходила по объёму).
- В поломанный край, вставляется кончик удилища.
- Место поломки плотно обматывается ниткой.
- Нитка заливается клеем.
- Высушивается.
Минус такого ремонта вершинки, удилище становится короче. Можно вершинки ремонтировать так же, как и удилища. Этот способ описан выше.
Замена тюльпана
Это самый лёгкий вид ремонта. Его можно проводить даже непосредственно на рыбалке.
Первое что важно, это освободить тюльпан от кончика удилища. Тюльпан слегка нагревают и разогнутой канцелярской скрепкой снимают.
Затем проводят следующие манипуляции:
- Кончик зачищают наждачной бумагой.
- Супер клеем намазывают место прикрепления (посадки) тюльпана.
- Тюльпан выравнивают по остальным кольцам (строго над ними).
- Клеят на верхушку спиннинга.
Не сложный ремонт тюльпана завершён.
Ремонтируем безынерционные катушки
Ремонт рыболовных катушек своими руками осуществить сложно, но возможно, главное иметь всё нужное под рукой:
- смазку;
- маленькие отвёртки (крестовую и плоскую);
- изоленту;
- пластырь;
- надфиль;
- наждачную бумагу;
- маленькие пассатижи;
- двухкомпонентный клей;
- булавку.
Приступаем к ремонту рыболовной катушки. Перед тем как её разобрать, очищаем от грязи. Проводя ремонт будьте аккуратны и внимательны. Катушка является самым сложным механизмом в спиннинге.
Основные поломки и способы устранения:
- Леска задерживается между роликом лескоукладывателя и рычагом, в месте образования щели. Этот узел разбирается и надфилем подпиливается изъян на роликовой головке.
- Если сломалась пружина дужки лескоукладывателя, её вполне возможно заменить булавкой. Прослужит она не долго, но на первое время выручит.
- Когда катушка туго вращается и заедает нужно добавить смазку в редуктор. Для этого слегка откручиваются болты на крышке. Крышка приоткрывается, и смазка закапывается в эту щель.
- При не правильном обращении со спиннингом (его падение) может деформироваться дужка. Если это случилось, её снимают и выравнивают. Возможно, это придётся делать не один раз.
- При потере колпачка редуктора место, где находился колпачок, заклеивают изолентой или скотчем. Если этого не сделать вовремя, попадание песка в катушку приведёт к серьёзной поломке, которую самому исправить не получится.
С более сложными поломками спиннинговых катушек лучше обратится к специалистам.
Как правильно разобрать катушку
При разборе рыболовной катушки важно чтобы все детали были разложены в правильной последовательности. Это понадобится для того чтобы правильно её собрать. Последовательность разборки:
- Снимается гайка тормоза и шпуля.
- Снимаются шестеренка и шайбы находящиеся под шпулей.
- Отвинчивается ручка.
- Откручивается зажимная гайка в механизме катушки.
- Снимается ротор.
- Снимается дужка лескоукладывателя.
- Снимается механизм защелкивания лескоукладывателя.
- Разбирается ролик для прохождения лески.
- Откручивается болт стопора обратного хода.
- Снимается переключатель.
- Откручивается болт заглушки.
- Вытягивается заглушка.
- Снимается стенка катушки.
Дальше следует основной механизм. Он состоит из бегунка и двух шестерней. Без необходимости его не стоит снимать. Собирается катушка так же, но в обратном порядке.
Предохраняем спиннинг от поломок
Для того чтобы сохранить спиннинг в хорошем состоянии и максимально обезопасить от неисправностей, нужно соблюдать всего несколько простых правил.
- Аккуратно и бережно обращаться со спиннингом. Быть внимательным при транспортировке.
- После каждой активной рыбалки разбирать и чистить катушку.
- После чистки обязательно проводить смазку.
Когда может сломаться спиннинг?
Сразу после покупки рыболов обращается с удилищем очень аккуратно, даже чрезмерно осторожно. В итоге спиннинг не «раскрывается» целиком и, кажется, будто покупка не соответствует ожиданиям. Такое поведение присуще новичкам, для которых эта удочка является первым или вторым серьезным приобретением.
Со временем рыболов привыкает к спиннингу, начинает вести себя смелее и в каких-то ситуациях теряет бдительность. Такая небрежность чаще всего и приводит к поломкам удилища. В процессе нахождения на берегу, по дороге на водоем или при хранении в домашних условиях могут произойти следующие неприятности:
- Можно нечаянно наступить на свое удилище либо «прут» коллеги. Такое бывает, если неосмотрительно положить спиннинг на землю. Поэтому нужно всегда ставить удочку вертикально, прислоняя к надежной опоре.
- При сборке или разборке удилища некоторые забываются и облокачивают спиннинг на дверцу машины или на открытый багажник. Случайный порыв ветра или прикосновение к двери может с легкостью ее захлопнуть, сломав при этом удочку.
- При ловле с плавсредства при забросе, проводке либо вываживании можно случайно ударить бланком об борт лодки. Чаще это не сразу приводит к поломке, но на спиннинге появляется трещина, которая снижает его прочность и ведет к поломке при следующей нагрузке, близкой к критичной.
- Опытные любители ходовой рыбалки хорошо знают, что нести удочку вперед кончиком категорически не рекомендуется. Малейшая потеря концентрации ведет к тому, что он может воткнуться в землю или «упереться» в ближайшее дерево или кусты. Всегда спиннинг нужно переносить рукояткой вперед.
- Каждый спиннинг имеет свой запас прочности. Одним из характеристик, показывающих его мощь, является тест по приманкам. Иногда возникают ситуации, когда требуется превысить верхний предел удилища. Однако не все удочки допускают это. В результате имеем поломку, которая, к сожалению, чаще происходит в районе рукоятки. Такая «палка» уже не полежит ремонту. Разве что из верхнего колена можно сделать себе «инструмент» для зимнего блеснения.
Многие японские удилища не допускают превышение теста. «Американцы», наоборот, обладают необычайным запасом прочности. Китайские изделия нужно испытывать в процессе рыбалки, постепенно подбираясь к верхней границе.
Источник