- Вышла из строя кулиса – что делать и как доехать до СТО?
- Как понять, что кулиса ломается — главные предвестники
- Что чаще всего ломается в кулисах — процессы ремонта
- Когда лучше менять кулису в сборе без ремонта?
- Какие проблемы вызывают выход из строя кулисы на авто?
- Подводим итоги
- Устройство рычага переключения передач, неполадки и ремонт
- Рычаг МКПП: как работает, разновидности и особенности
- Основные неисправности рычага переключения передач и ремонт
- Что в итоге
Вышла из строя кулиса – что делать и как доехать до СТО?
Автор: Дмитрий Сапко
Проблемы с механизмом переключения передач чаще всего происходят на отечественных автомобилях. Лидером в этом плане по обращению в сервис являются автомобили Lada 2110, а также Lada Kalina. На условном втором месте стоит ZAZ Chance с двигателем 1.3 литра, в котором кулиса стоит просто отвратительная. А вот в иномарках даже бюджетного сегмента проблемы с механизмом выбора передачи возникают гораздо реже. По этой причине довольно часто после поломки в иностранном авто кулису просто меняют в сборе. А вот отечественные авто в этом случае привыкли ремонтировать. На автомобильных рынках и в магазинах можно даже отыскать специальные ремкомплекты для данных целей. Правда, зачастую их выпускает не завод, а частное предприятие, поэтому и качество составляющих элементов довольно низкое. Если вышла из строя кулиса, чаще всего вы просто не сможете никуда доехать на вашем автомобиле своим ходом.
Поломки могут быть совершенно разными. Нередко случается так, что механизм выходит из строя безвозвратно, и ремонт его не имеет никакого смысла. Иногда можно путем нехитрых манипуляций возродить устройство без лишних расходов. Если вы не знаете ничего об устройстве этого элемента КПП, стоит обратиться к специалистам и вернуть работоспособность вашего авто. На каждой модели система переключения передач имеет свои особенности. Для адекватного ремонта необходимо подобрать качественные детали, но сначала важно определить саму неполадку и ее главные причины. Иначе после восстановления проблема может произойти снова. Иногда даже специалисты не могут определить причину поломки, поэтому владельцу авто приходится действовать, исходя из собственной логики. Давайте рассмотрим основные показатели, причины и последствия поломки кулисы в автомобиле.
Как понять, что кулиса ломается — главные предвестники
Чаще всего механизм переключения передач не выходит из строя резко. Такой вариант поломки возможен при неожиданном ударе, механическом повреждении. В большинстве случаев проблема будет заключаться в медленном и постепенном выходе из строя самых слабых мест в механизме. Речь идет о пластиковых соединителях, шарнирных соединениях, подшипниках и прочих деталей (в зависимости от конструкции). Предвестники поломки кулисы в вашем авто могут быть самые разные:
- стали плохо включаться определенные передачи, приходится прикладывать усилие для заведения рычага в нужное положение, чувствуется препятствие на привычном пути ручки КПП;
- появился хруст при включении передач, особенно это касается первой и задней передачи, которые включаются при полной остановке автомобиля, так звуки слышны наиболее отчетливо;
- ручка КПП во время поездки сильно вибрирует или трясется, это также может указывать на возможные неполадки механизма включения передач, но иногда связано с конструкцией авто;
- передачи не включаются полностью, вылетают во время движения, вообще не включаются из-за блокировки пути рычага, блокируются некоторые функции коробки на авто;
- передача не выключается, заклинивание механизма — довольно популярная поломка, которая часто требует неотложного визита на СТО, так как иначе авто не может двигаться своим ходом.
В последнем случае придется воспользоваться услугами эвакуатора или притащить машину на буксире. При этом придется постоянно выжимать сцепление. Если же заклинило вторую передачу, добраться до станции можно и своим ходом. В данном случае вам придется только аккуратно трогаться, чтобы не спалить сцепление. Это основные варианты сигналов о возможном выходе из строя механизма переключения передач. Если возникли такие особенности, лучше сразу обратиться на станцию и устранить их.
Что чаще всего ломается в кулисах — процессы ремонта
У автомобилей ВАЗ очень похожие механизмы переключения передач, их основная часть находится сразу же под рычагом. Добраться до детали для осмотра можно как с салона, так и со смотровой ямы. Вопрос в том, что ремонт этого механизма чаще всего является плохой идеей, так как изнашивается в нем практически все и довольно быстро. Поэтому чаще лучше заменить деталь в сборе вместе со штангами, ведущими к КПП. На других автомобилях ломаются следующие детали кулисы:
- подшипники — при наличии таких устройств в механизме системы переключения важно использовать качественные ремонтные детали, подшипник при выходе из строя стучит и дребезжит;
- пластиковые втулки — все элементы из полимерных материалов выходят из строя довольно быстро, даже при условии качественного заводского изготовления, их можно заменить;
- подвижные соединения, особенно шарнирного типа, которые служат для перемещения различных тяг и соединения разных деталей механизма, их нужно иногда смазывать и менять;
- детали под нагрузкой, которые особенно активно выходят из строя при неправильной настройке узла, они получают повышенные нагрузки и медленно ломаются в процессе эксплуатации;
- практически все механизмы в неоригинальных кулисах выходят из строя за год-полтора езды по российским дорогам, их эксплуатация должна быть довольно бережной и мягкой.
Вот такие важные элементы выходят из строя в современных механизмах переключения передач. Но стоит учитывать также и индивидуальные особенности эксплуатации оборудования. Часто речь идет о незначительных проблемах, которые можно устранить легко и без больших вложений. Перед покупкой новой кулисы стоит обратиться на сервис и посмотреть, в чем же на самом деле состоит ваша поломка. Иногда проблемы кулисы могут быть лишь поводом для полной профилактики узла управления КПП.
Когда лучше менять кулису в сборе без ремонта?
Ответ на этот вопрос не будет однозначным. Проблема в том, что замена данного узла далеко не всегда приводит к полному отсутствию неполадок. Есть определенные причины, по которым оборудование выходит из строя, и устранять нужно в первую очередь именно эти причины. Лучше всего провести диагностику всей системы включения передач и посмотреть, какие проблемы сможет найти мастер на сервисе. Если вы делаете ремонт самостоятельно, на необходимость замены кулисы укажет данный ряд проблем:
- все крепления сильно расшатаны, устройство получило люфт на всех соединениях, нет никакого шанса устранить данный люфт и другие проблемы с помощью установки ремкомплекта;
- металлические детали механизма деформированы, есть видимые повреждения, которые невозможно исправить без замены, оборудование не срабатывает должным образом;
- отсутствуют определенные детали, найти отдельно которые невозможно, в этом случае даже самый лучший ремонт не сможет обеспечить вам оптимальное качество работы кулисы;
- сорваны важные крепления, которые не позволяют качественно установить и настроить оборудование в вашем автомобиле, нет возможности провести тонкую настройку положения;
- главные механизмы перестали выполнять свою работу, они получили определенную выработку и нуждаются в замене или очень качественном ремонте с обработкой металлических деталей.
В таких случаях намного проще произвести замену устройства и выполнить полноценный ремонт узла переключения передач в автомобиле. С качественной заменой кулисы в вашем автомобиле снова появятся нормальные функции переключения передач. Это отличная возможность вернуть ощущение надежного и комфортного авто. С заменой кулисы на новую часто полностью меняется впечатление от поездки на транспортном средстве, пропадают любые неприятные и неудобные моменты в управлении КПП.
Какие проблемы вызывают выход из строя кулисы на авто?
Факторов поломки этого механизм огромное количество. На каждом автомобиле установлены определенные типы кулис, которые нуждаются в определенных способах эксплуатации. Первым делом необходимо понять, какие именно проблемы в вашем автомобиле могут вызывать поломки механизма переключения передач. Нередко речь пойдет о ваших привычках за рулем, которые необходимо поменять для длительного и удачного использования авто в дальнейшем. Существуют следующие популярные причины выхода из строя элементов КПП:
- слишком резкое включение передач с постоянным усилием даже в тех ситуациях, когда можно обойтись без усилий и проблем, чрезмерная нагрузка на механизм в процессе эксплуатации;
- изначально некачественная установленная деталь — часто в магазинах под видом оригинальных деталей продают далеко не заводское оборудование, не давая никакой гарантии;
- неправильная установка устройства, даже несколько миллиметров перекоса могут дать выход из строя всего оборудования кулисы уже через несколько сотен километров пробега;
- смещение в процессе использования, которое гарантирует неправильные нагрузки на элементы оборудования, а также включение передач в таком положении через усилия и давление;
- выход из строя соседних элементов — во многих авто рабочая часть кулисы стоит непосредственно возле КПП и подвержена воздействию различных соседних деталей в пространстве.
Довольно нежный и сложный механизм переключения может быть сломан от любого механического воздействия. Поэтому стоит всегда проводить регулярные ТО и осматривать и данный узел в числе всех необходимых действий. Это поможет избежать проблем и неприятностей, а также снизить расходы на эксплуатацию автомобиля. Иногда лучше заранее определить проблемы и провести профилактику узла, чем выполнять работу уже после поломки.
Предлагаем посмотреть небольшое видео о проблемах кулисы на Lada Priora:
Подводим итоги
Чтобы нормально и без сложностей эксплуатировать автомобиль, нужно всегда помнить важные особенности его конструкции. Нередко после эксплуатации довольно надежной, но старой иномарки владелец решил поменять ее на отечественный автомобиль, но привычки надежности некоторых элементов не позволяют ему нормально использовать транспортное средство. Постоянное резкое включение передач, отсутствие должного осмотра узлов часто приводят к тому, что приходится менять детали в сборе и переплачивать за сервисные и ремонтные работы. С помощью нормального сервиса можно избавиться фактически от любых проблем.
Стоимость ремонта кулисы на отечественных авто часто оказывается дороже, чем стоимость самого механизма в заводском исполнении. Поэтому чаще всего используют именно замену оборудования. Если речь идет о дорогих иномарках, в них ремонт механизмов переключения передач и вовсе часто невозможен. Ответить однозначно на вопрос, что же делать со сломавшейся кулисой, невозможно. Нужно всегда учитывать особенности транспорта, марку и модель, год выпуска, а также непосредственно состояние элемента переключения передач в автомобиле. Иначе ремонтные работы окажутся дорогостоящими и не принесут нужные плоды. А на вашем авто когда-нибудь ломалась кулиса?
Источник
Устройство рычага переключения передач, неполадки и ремонт
Рычаг переключения передач в автомобиле с МКПП является относительно простым и одновременно важным элементом. Дело в том, что водитель постоянно взаимодействует с указанным рычагом в процессе управления авто.
При этом, как и любое другое устройство, рычаг переключения передач КПП может выходить из строя, в результате чего ручка КПП болтается, появляется скрежет, стук или скрип при перемещениях рычага и т.д. С учетом того, что на рычаг постоянно прикладывается усилие, в определенных ситуациях поломки могут возникать даже на машинах с небольшим пробегом.
Далее мы рассмотрим, как устроен рычаг коробки передач «механика», что представляет собой устройство рычага переключения передач, а также какие неисправности данного элемента встречаются чаще всего и на что нужно обратить внимание для их устранения.
Рычаг МКПП: как работает, разновидности и особенности
Итак, привычная ручка КПП (рычаг КПП, рукоятка КПП) на первый взгляд может показаться предельно простым элементом в плане конструкции. Однако, общая конструкция системы на деле несколько сложнее. Давайте разбираться.
Прежде всего, на всех МКПП (механическая коробка переключения передач) необходимо вручную воздействовать на рычаг. Фактически, через рычаг водитель передает усилие на механизм выбора и включения/выключения передач.
- Общий принцип работы рычага простой. Если ни одна передача не включена, рычаг находится в нейтральном (центральном) положении. В нейтрали рычаг удерживается пружинами.
Благодаря возможности перемещаться продольно и поперечно относительно оси автомобиля, удается выбирать и включать передачи. Поперечное перемещение позволяет реализовать выбор, а продольное перемещение отвечает за включение/выключение скоростей.
Если просто, рукоятка рычага переключения передач через систему тяг соединена с синхронизатором при помощи вилки. Синхронизатор коробки передач заставляет нужные шестерни входить в зацепление, что и позволяет включаться в работу выбранной ступени КПП (передаче). Как правило, схема переключения передач обычно отображена на головке рычага (ручке КПП).
Дело в том, что подрулевое расположение рычага КПП отличается сниженной скоростью и худшей четкостью, есть риск не полностью включить передачу, износ тяг наступает быстрее, сами тяги заклинивает, выбивает передачи и т.д.
Примечательно то, что устройство рычага (как напольного, так и подрулевого) практически одинаково. Разница заключается в длине. Так вот, на практике, чем длиннее рычаг, тем хуже. Если раньше рычаг мог иметь 20, 25 и даже 30 см в длину, то теперь все рычаги на современных авто максимально короткие.
Это позволяет избавиться от большого хода рычага переключения передач. При этом для установки короткого рычага лучше всего подходит напольное расположение, что позволяет без изменения конструкции улучшить качество работы механизма.
Основные неисправности рычага переключения передач и ремонт
Как правило, водители сталкиваются с тем, что в процессе эксплуатации рычаг может:
- туго перемещаться (нужно приложить большое усилие);
- рычаг КПП начинает болтаться, что затрудняет работу с ним;
- появляется скрип рычага переключения передач;
Обратите внимание, в случае возникновение любых неполадок с рычагом коробки, необходимо немедленно прекратить эксплуатацию автомобиля и восстановить работоспособность.
Как правило, рычаг перестает нормально работать по двум причинам:
- механические поломки или естественный износ отдельных элементов;
- неполадки в результате слишком большого приложенного усилия, повреждения рычага и т.д.
Проверку рычага коробки, а также в ряде случаев и ремонт, можно выполнить самостоятельно. Прежде всего, в норме ручка рычага переключения передач должна свободно перемещаться. Не допускаются заедания. Если рычаг перемещается с явным затруднением, высока вероятность выхода из строя сферической шайбы или шаровой опоры. Указанные элементы нужно менять.
Еще временной мерой иногда является нанесение густой смазки, которой удается нейтрализовать скрип рычага переключения передач. Кстати, скрип также часто говорит об износе указанных выше элементов. Добавим, что если передачи самостоятельно выключаются, потребуется проверить пружину, которая может соскакивать. Для решения проблемы пружину просто ставят на место.
Чтобы снять рычаг, выполняется демонтаж пластиковой защитной пластины, затем высвобождается обойма шарниров. Далее потребуется отодвинуть в сторону реактивную тягу, после чего весь рычаг снимается полностью.
Также потребуется проверить, как двигается ось. В случае если движение оси ничем не затруднено, потребуется менять втулки (перед установкой все заменяемые элементы необходимо смазывать смазкой).
Для замены пружины, данный элемент следует вытащить. Чтобы это сделать, снимается стопорное кольцо, а также шарнир с рычагом. Если же необходима замена шаровой опоры, пальцами осторожно раздвигается сферическая шайба, после чего можно снять изношенный элемент. Устанавливая новую опору, деталь требуется заранее смазать.
После замены всех элементов и смазки рычаг должен перемещаться плавно и четко, не болтаться, что позволяет с комфортом и быстро выбирать и включать передачи. Также при необходимости периодически требуется смазывать и регулировать рычаг КПП, кулису и другие элементы в процессе эксплуатации автомобиля.
Что в итоге
Как видно, рычаг коробки передач является важным элементом, так как с данной деталью водитель взаимодействует постоянно и напрямую. Не допускается эксплуатация ТС в случае, когда отмечено появление слишком сильных люфтов рычага, заметна вибрация, затруднен ход рычага КПП и т.п.
В результате водитель получает возможность быстро и четко переключать передачи, что влияет на комфорт и безопасность эксплуатации автомобиля с механической коробкой передач.
Что такое кулиса коробки переключения передач: устройство кулисы КПП, признаки неисправностей. Регулировка кулисы переключения передач. Рекомендации.
Почему передачи на механической коробке передач включаются туго: основные причины затрудненного включения передач МКПП. Поломки сцепления и трансмиссии.
Задняя передача не включается, включение задней скорости происходит через раз: основные причины выхода из строя задней передачи на МКПП и АКПП, диагностика.
Причины затрудненного включения передач на заведенном моторе. Трансмиссионное масло и уровень в КПП, износ синхронизаторов и шестерен коробки, сцепление.
Передачи (скорости) МКПП не включаются после замены сцепления: основные причины, настройки и регулировки. Диагностика неполадок, полезные советы.
Упала педаль сцепления: почему так происходит. Основные причины, по которым проваливается педаль сцепления, что делать водителю, если пропало сцепление.
Источник