Живое Предание
«Кто не работает, тот не ест»: советская поговорка из Библии
Лингвист, администратор сообщества «Протестантская дочка».
Многие ли из вас знают, что известная поговорка «Кто не работает, тот не ест» взята из Второго послания Фессалоникийцам? Дословно: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес 3:10), — эти слова давно уже обросли всевозможными народными толкованиями. Мы хотим познакомить вас с онлайн-подкастами американского православного священника Стивена Янга, в которых он комментирует трудные отрывки из Писания.
Ведет передачу журналист Тим Венгер:
Обычно слова «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» приводят как библейское обоснование того, почему не стоит давать милостыню малоимущим и поощрять «безработных лентяев». Все мы много раз это слышали. Но были ли действительно эти слова адресованы бедным?
Отец Стивен Янг:
Действительно, ведь даже святой Иоанн Златоуст с большим подозрением относился к состоятельным людям, которые разбогатели, не работая своими руками. К спекулянтам, не побоюсь этого слова. Может быть, это покажется вам неубедительным, но Иоанн Златоуст опирается на слова апостола Павла, который акцентирует, что обеспечивать себя нужно именно честным трудом.
«После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян 18:1–4).
Апостол Павел встречает Прискиллу и Акилу, и они, чтобы обеспечить себя и свою миссию, продолжают шить палатки, как они и делали это в Коринфе. Павел будет подчеркивать это в своих посланиях: он никогда не брал денег взамен на проповедь Евангелия. Он никогда не появлялся в городе и не заявлял: «Теперь, когда я донес вам Благую Весть, кто хочет дать мне денег на мои нужды?». Павел боялся дать даже малейший повод думать, что он проповедует ради заработка. Он хотел, чтобы на это не было никакого намека — и он этого добился.
Апостол Павел собирал пожертвования, но собирал их строго для Церкви в Иерусалиме, которую составляли в большинстве своем иудейские бедняки, крестьяне. Крупные суммы апостол собирал в новообразованных общинах бывших язычников, среди которых было очень много обеспеченных людей, и эти деньги возвращались к беднякам. Павел не покупал себе личных самолетов или что-нибудь еще, как делают некоторые современные «евангелисты».
«Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов». Всю неделю, как только приезжал в Коринф, Павел занимался трудом, чтобы иметь средства на обеспечение себя и миссии — а проповедническая деятельность оставалась лишь на субботу. И только в воскресенье Павел встречается с христианами, чтобы принять причастие.
Здесь хочу отметить один момент: «тот, кто не работает, тот да не ест» можно понять только лишь в контексте честного труда Павла. Но есть еще один контекст — причастие.
Апостол Павел упоминает, что в субботу люди приходили в синагогу и слушали Писания — и это была первая часть литургии. Второй же частью литургии было причастие в воскресенье, которое сопровождалось совместной трапезой общины. Трапеза эта называлась «трапезой любви», и это был полноценный обед, подобный обедам, которые Христос устраивал для Своих учеников. В конце такой трапезы обычно и следовало причастие. Некоторые люди, однако, имели обыкновение приходить пораньше на эту трапезу и съедать всю еду, так, что другим не оставалось. Павел же обращал особое внимание на то, что эти люди приходили раньше, потому что не работали. И уж конечно, не потому, что «были ленивыми и поэтому безработными». Они были просто-напросто достаточно обеспеченными, чтобы не трудиться по воскресеньям. Вот так и получалось, что те, кто имел достаточно времени, чтобы проснуться, отправиться в церковь и поесть, — участвовали в трапезе, а те, кому нужно было заниматься ежедневным трудом, — просто не успевали.
Так что интерпретировать этот стих как «бедные — просто лентяи, и помогать им не стоит» — явно неправильно. Апостол Павел повторяет, что в Римской империи были люди, которые, подобно Прискилле и Акиле, зарабатывали себе на хлеб ежедневным трудом, а были те, кто унаследовал имения от отцов и не работал. Павел предписывал таким людям раздать свои имения и жить от труда рук своих. Это и есть корни монашества — пример тому святой Антоний Великий, который раздал доставшееся ему наследство и стал жить скромной жизнью. Идея обета бедности, монашеской бедности, произошла из противопоставления праздной жизни богатых.
В современной культуре есть такая идея: поработаю несколько лет, накоплю денег, а потом буду жить у моря и ничего не делать. Это как раз то, как христианство не работает.
Для христианина не полезны праздность и достаток. Нам нужно практиковать постоянный труд и аскетизм.
Тим Венгер:
Удивительно: апостол Павел писал эти слова богатым и жадным христианам, которые могли питаться дома, а питались за счет общины, вместо того чтобы делиться с ней. Иоанн Златоуст говорит в своем Пасхальном Слове:
«Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!»
Этот отрывок и о пасхальной радости, и о том, что никто не должен уйти голодным в пасхальный день. Он о второй литургии, где в равенстве все могут стать сытыми — и духовно, и физически.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания
Источник
Живое Предание
Смысл выражения «кто не работает, тот не ест»
Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге
Очередной ролик из цикла «Крылатые выражения из Библии», смотрите или читайте:
Многие наверное думают, что выражение «кто не работает, тот не ест» принадлежит перу В. И. Ленина, поскольку оно встречается в его произведениях. Оно буквально употреблено в советской конституции, без упоминания апостола Павла. Оно стало главным принципом социализма: «от каждого по способности, каждому по труду».
Это выражение имеет длинную, двухтысячелетнюю историю. На протяжении этой истории оно приобретало множество оттенков и толкований, в частности то, к которому мы более всего привыкли. Но до этого оно, например, встречается в воззваниях Джона Смита, и вообще всякий раз, когда возникают люди, которые строят какие-то утопии, потому что коммунизм – это тоже утопия.
Один из самых ярких примеров — мюнстерская анабаптистская коммуна 1535 г. Анабаптисты попытались построить теократическое царство, утопический социализм или мессианский коммунизм. Один из предводителей этого движения, Иоанн Лейденский, себя называл «Божией милостью царь Нового Израиля».
Очень часто это приводит, как и с коммунистами, к каким-то искажениям. Например, Иоанн ввел многоженство, сам жил роскошно. Город под его правлением превратился в арену бесчисленных религиозно-фанатических выходок. Это было абсолютное безумие. Нравы были настолько разнузданными, что католическому архиепископу пришлось нанять армию, чтобы уничтожить практически всех жителей этого города, чтобы пресечь эту вакханалию. Это пример того, что за словами «кто не работает, тот не ест» иногда стоят совершенно радикальные, утопические, невероятные проекты.
Но вернемся к апостолу Павлу. В контексте Второго послания к Фессалоникийцам мы видим в разбираемом выражении реакцию на тех, кто злоупотребляет помощью других людей. Мы знаем, что сам апостол Павел зарабатывал себе на жизнь трудом своих рук, и при этом помогал нуждающимся, людям более слабым.
Разумеется, этот запрет не распространяется на тех, кто не может найти работу, или просто находится в затруднительном положении.
Относятся ли эти слова к людям ленивым, как говорили в Советском Союзе, к тунеядцам? Это остается вопросом. Но в Фессалоникийской общине, которая была основана в 50-х годах апостолом Павлом, вероятно, была эта проблема. Он не раз увещевает фессалоникийцев трудиться. Например в Первом послании он говорит: «братья, мы просим вас: бездельников наставляйте на ум». Что же там могло произойти?
Иногда и в наше время встречаются такие люди: под предлогом эсхатологических предчувствий о том, что наступают последние времена, люди перестают работать, потому что зачем трудиться, зарабатывать себе на жизнь, если Христос уже на пороге, если Царство Божие будет завтра?
Фессалоникийцы при этом пользовались различными слухами, кто-то видел откровение и передавал своим собратьям, кто-то передавал ложные послания апостола Павла, что «день Господень уже наступил», и поэтому, мол, зачем работать. Одни не хотят трудиться, другие хотят при этом предаваться всяким страстям, потому что завтрашнего дня все равно не будет. Именно поэтому апостол Павел их увещевает вернуться к нормальной жизни: христианин не от мира сего, но он должен жить в мире, в частности он должен трудиться.
Еще одна любопытная деталь. Христиан в те времена называли назореями. Они жили в общинах, у них было все общее. Отклики этого мы находим в описании жизни иерусалимской общины в книге Деяний. Точно также жили кумранские ессеи, также жили ученики Иоанна Крестителя, сами апостолы.
Члены общины трудились на земле или зарабатывали своим ремеслом, но все было общим. Никто не должен был эксплуатировать труд своего собрата. Не было ни господ, ни рабов.
И это был не просто какой-то социальный проект как коммунизм. Это был знак Царства, потому что там где царствует Бог, там люди живут единой жизнью как семья. Все хотят служить истине Бога, именно это становится основанием их совместного труда.
На Востоке всегда присутствие нищих и обездоленных людей служит неким упреком к богатым и имеющим, потому что всегда это знак какой-то несправедливости. Задумывались ли вы когда-то о притче о Лазаре? Почему один умирает в нищете, а другой безумствует в своем богатстве? Поэтому нищим нужно помогать, а также тем, кто не находит себе работы, но при этом реальность такова, что все должны участвовать в общем благе и жить единой жизнью. В Библии помогать бездельнику, тунеядцу или пропойце очень часто квалифицируется как расточительство. Помощь состоит в том, чтобы человек, получивший твою помощь, смог бы помогать другим. В этом смысл библейского милосердия, благотворительности, социальной справедливости.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания
Источник
Кто не работает, тот не ест!
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Эту хрестоматийную фразу знают все. Однако с ней связано как минимум два заблуждения…
Плакаты с грозным предупреждением: «кто не работает, тот не ест» обычно подписывались именем Ленина и в первые годы советской власти висели едва ли не в каждом «красном уголке».
Эту фразу действительно можно найти в ленинской статье «О голове». Присутствует она и в знаменитом «Моральном кодексе строителя коммунизма», и в советских Конституциях. Например, в 12-й статье «сталинской» Конституции 1936 года сказано: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу кто не работает, тот не ест». Из «брежневской» конституции 1977 года эту фразу убрали, однако сам принцип остался. А «уклонение от общественно полезного труда» было «несовместимо с принципами социалистического общества» (статья 60). Смысл этого понятен: из полноценной жизни страны Советов исключались те, кого государство (в лице своих чиновников) считало «паразитами» и «тунеядцами».
Таким образом, слова «кто не работает, тот не ест» устойчиво ассоциируются с социалистической системой, а их автором многие до сих пор считают Владимира Ульянова (Ленина). Но вождь мирового пролетариата не выдумал эту фразу, а позаимствовал ее из Библии. Ведь он — учившийся и в гимназии, и в университете — изучал Священное Писание и, скорее всего, хорошо знал, что слова «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» принадлежат апостолу Павлу.
Удивительно, но цитируя и используя слова апостола в коммунистической доктрине, ее идеологи умудрялись одновременно критиковать их в антирелигиозных изданиях. Например, в учебниках советского времени говорилось примерно следующее: фраза апостола Павла «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» — это обычная в рабовладельческом обществе формула рабской трудовой повинности. Такой вот парадокс: одна и та же мысль становится лозунгом и одновременно объявляется проповедью рабской морали.
Так когда же и при каких обстоятельствах эти слова были произнесены? Кому они были сказаны и какой смысл вкладывал в них автор?
Истории этой почти две тысячи лет. В начале 50-х годов I столетия по Р.Х. в македонский город Фессалоники (нынешние греческие Салоники) приходит апостол Павел с проповедью христианства. От него фессалоникийцы впервые слышат о Христе: о Его Воскресении, Втором пришествии и будущем всеобщем телесном воскресении.
Всеобщее — означает то, что согласно христианскому учению после второго пришествия Иисуса Христа тела получат абсолютно все люди, начиная от Адама и заканчивая последним умершим на тот момент. Такая позиция объясняется тем, что Бог Библии изначально сотворил человека двуединым. То есть человеком может называться только существо, состоящее из души и тела. Следовательно, физическая смерть — разлучение души и тела — это противоестественное состояние человека, результат грехопадения людей, которое, в конце концов, окончится вместе со вторым пришествием Христа.
Вокруг апостола в Фессалониках очень быстро образуется христианская община. Впоследствии апостол Павел с большой любовью и теплотой отзывался о ней. Но даже под таким духовным руководством фессалоникийские христиане не были застрахованы от заблуждений.
Если и сейчас, когда богословскую литературу можно найти едва ли не в каждом книжном магазине, верующие не застрахованы от ошибок — что же говорить о середине I столетия, когда никаких христианских книг не было. Первое Евангелие — от Матфея — появилось только в 60-х годах I века. К тому же грамотных людей было тогда крайне мало, а книги стоили чрезвычайно дорого и существовали в единичных рукописных экземплярах.
Проповедь апостола Павла о втором пришествии Христа произвела настолько сильное впечатление на верующих, что многие стали ждать Спасителя буквально со дня на день. Масла в огонь подлила странная ситуация с неким поддельным посланием, написанным якобы от его имени (см. 2 Фес 2:2). К этому добавилась неистовая проповедь экзальтированных людей, которых Церковь называет обычно лжепророками. Многие христиане, услышав и поверив, что Второе пришествие уже наступает, очевидно, бросили работу и самые необходимые для человека заботы. Также по всей видимости среди фессалоникийцев оставалось немало и тех, кто, вступив в христианскую общину, где все было общее, просто расслабился и перестал трудиться безотносительно эсхатологических ожиданий. К таким людям Павел обращается еще в своем первом послании: «Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам (1 Фес 4, 10-11).
Узнав об этом, Павел взял чернила, папирус и в своем письме объяснил новообращенным христианам очевидные для апостола вещи. Так появилось письмо, позднее вошедшее в Новый Завет под названием «Второе послание к Фессалоникийцам».
Мысль, изложенная в Послании, такова. Господь придет, конечно, внезапно и, возможно, придет скоро. Но есть признаки приближения Второго пришествия: исторические и духовные события, которым суждено произойти прежде. Ведь цель Господа состоит вовсе не в том, чтобы Своим внезапным появлением застать врасплох как можно больше людей, а в том, чтобы человек, зная признаки пришествия Христа, несмотря ни на что остался Ему верным. Во втором послании к Фессалоникийцам, как о главном признаке скорого Пришествия, апостол говорит о появлении антихриста и массовом отступлении людей от веры в Христа.
Напомнив христианам признаки Второго пришествия, апостол пишет: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (глава 3, стихи 6-12).
Удивительно, каким образом умудрялись эти слова истолковать как формулу рабской трудовой повинности, ведь контекст совершенно противоречит такому пониманию! Безусловно, апостол не был сторонником праздности. Но из текста послания видно, что эти строки изначально предназначались не строителям социализма или античным рабам, а тем христианам, чье ожидание Второго пришествия Христа было далеким от здравомыслия.
Кроме того, у апостола — это личное обращение к конкретным людям, которые неправильно его поняли. У Ленина же — это доктрина. А вот доктрина уже не просит, а требует. Именно поэтому, например, Иосиф Бродский — поэт, переводчик и филолог, попал в ссылку, потому что не нашел себе места в той «табели о рангах», которая в советское время отделяла трудящихся от «тунеядцев». Согласно этой доктрине, под ударом оказывались очень многие: духовенство, интеллигенция, инакомыслящие, — словом, все те, чей труд, по мнению государства, не был «общественно полезен». И у этой государственной доктрины мало общего с призывом апостола Павла.
Такова история первого заблуждения. Но есть и второе
В наши дни очень часто можно услышать о людях, которые бросают свои семьи, работу и уходят в какую-нибудь псевдохристианскую секту, «предрекающую», что Второе пришествие будет, например, «во вторник, пятого декабря». В эту же секту отправляется имущество граждан. В итоге человек остается без всего, Спаситель не приходит, а «братья» под разными предлогами назначают очередную дату Пришествия. И новые сотни адептов распродают все нажитое, расстаются с близкими, прекращают трудиться, вроде бы под благовидным предлогом.
Апостол Павел отбирает у них этот предлог, заявляя, что нет оправдания для безделья, оправдания, пусть даже и с самыми благочестивыми мотивами. Он ясно говорит, что апокалиптическая истерия, наподобие той, которая две тысячи лет назад охватила Фессалоники — это не духовный порыв, не смирение перед Богом, а не что иное, как «суета» и «бесчинство».
Источник