- Ремонт стабилизаторов напряжения
- Основные неисправности стабилизаторов
- Причины поломок
- Диагностика повреждений
- Неисправности электромеханических стабилизаторов напряжения
- Ремонт релейных приборов
- Методика проверки стабилизатора
- Сервопривод аппарата и его ремонт
- Повреждения реле
- Ремонт платы управления
- Видео
- Какие бывают неисправности стабилизаторов напряжения и как их ремонтировать
- Базовые поломки
- Гул и щелчки при работе стабилизатора
- Выключение под нагрузкой
- Повышенная мощность потребления
- Изношенность щетки и загрязнение отдельных частей графитовой стружкой
- На выходе нет 220 Вольт
- Плохая стабилизация напряжения
- Релейные стабилизаторы напряжения
- Электронные ступенчатые стабилизаторы напряжения
- Электронные бесступенчатые стабилизаторы напряжения
- Не включается или выбивает автомат после отчета таймера
Ремонт стабилизаторов напряжения
Стабилизаторы напряжения играют роль защитников бытовых электроприборов от неисправностей сети. Они спасают технику от кратковременных и продолжительных превышений уровня напряжения, а также от его просадок. Стабилизатор сам ничем не защищён от неисправности, поэтому временами выходит из строя.
Основные неисправности стабилизаторов
Причины неисправностей стабилизаторов напряжения условно можно разделить на две категории:
- заводские дефекты и недостатки конструкции;
- неправильная установка и эксплуатация стабилизатора.
Неисправностей, связанных с встроенными недочётами конструкции, несколько больше, чем с неправильной установкой. Но именно монтаж с нарушением требований чаще всего выводит стабилизатор из строя.
Любой из таких приборов пропускает через себя существенные токи в десятки ампер. Поэтому все они подвержены чрезмерному выделению тепловой энергии и нуждаются в хорошем и непрерывном охлаждении. О том, как установить стабилизатор правильно, тем самым продлив ему жизнь, можно почитать в его описании.
Ещё один вредоносный фактор – это наличие в устройстве стабилизатора (не каждого) большого количества подвижных элементов. К ним относятся электромеханические реле и сервоприводы. Механика не обладает повышенной надёжностью, поэтому очень часто именно она выводит прибор из строя.
Причины поломок
Большинство стабилизаторов имеет в своём составе движущиеся детали. Такие компоненты постоянно находятся в движении и под действием электрического тока. Нередко им приходится испытывать существенные нагрев и вибрацию. Такой режим работы со временем приводит к их усиленному износу и, как следствие, отказу.
В случае с реле его контакты могут начать греться, что вызовет их обгорание и нарушение работоспособности. Механические приводы постоянно подвижны, поэтому их элементы способны расшатываться, а контакт щётки с обмотками ухудшаться.
Неправильная установка способна повредить стабилизатор. Он просто-напросто перегреется от недостатка охлаждающего воздуха. После чего устройство либо выдаст сигнал ошибки и перестанет включаться, либо получит несовместимые с работой повреждения.
Важно! Не стоит блокировать отверстия для вентиляции стабилизатора. Между ними и ближайшим объектом должно сохраняться расстояние хотя бы в 100-150 мм.
Диагностика повреждений
Ремонт стабилизаторов напряжения начинается с оценки его целесообразности. Если вольтаж на выходе аппарата равен нулю, то это ещё не значит, что проблема именно в нём. Возможно напряжение не приходит на сам стабилизатор, поэтому первым делом нужно убедиться в его наличии на входных клеммах. Сделать это можно с помощью любого вольтметра или лампочки на 220 В.
Если проблема не в этом, то следует снять крышку стабилизатора. Сначала строго обязательно нужно отключить входные автоматы и убедиться, что на прибор не приходит напряжение. Затем следует осмотреть стабилизатор на предмет обгорания дорожек платы управления, потемнения проводов, реле и их контактов или разрушения графитовых щёток.
Нелишним будет принюхаться. Если чувствуется запах гари, то следует по возможности выяснить его источник. Часто именно это становится прямым указанием на причину поломки.
Неисправности электромеханических стабилизаторов напряжения
Наиболее распространённая причина поломки электромеханических стабилизаторов заключается в выходе из строя щёточного механизма или сервопривода. Реже встречаются проблемы с управляющей платой, хоть они и свойственны для всех стабилизирующих аппаратов.
Сердцем электромеханического стабилизатора является тороидальный трансформатор с оголённой в одном месте обмоткой. По этому проводящему участку движется с сильным трением графитовая щётка. Через неё же протекают силовые токи потребителя. В результате щёточный узел подвержен как механическому, так и тепловому износу. В случае разрушения он подлежит замене.
Сама механика также может дать сбой. Крепежи щётки, винты и её держатель со временем разбалтываются. В случае обнаружения люфта их следует протянуть. После необходимо убедиться в равномерности прижима щёточного узла к обмотке трансформатора.
Ремонт релейных приборов
Ремонт Ресанта аппаратов часто связан с заменой реле. В устройствах от этого производителя их обычно 4 или 5. Восстановление аппаратов такого типа усугубляется тем, что в маломощных стабилизаторах корпус реле изготовлен из непрозрачного пластика. Поэтому нельзя визуально определить, в каком состоянии находятся его контакты. Также маломощные реле неразборные, с них нельзя просто так снять крышку.
Дополнительная информация. То, что реле щёлкает как положено, ещё не означает, что оно исправно. Механическая часть этого компонента может быть в порядки, но он всё равно не будет выполнять свою функцию из-за нагара на контактах.
Второй неблагоприятный фактор заключается в том, что большую часть времени входное напряжение стабилизатора находится в узком диапазоне. Поэтому в основном срабатывают одни и те же реле. Чаще всего они располагаются рядом и подвержены наиболее частым отказам.
Неисправное реле может выдать себя оплавлением корпуса, характерным запахом гари или изменением цвета. Технически его можно попытаться разобрать, почистить контакты и отремонтировать. Но нет гарантий, что после ремонта оно долго прослужит. Поэтому при таких неисправностях реле лучше всего заменить аналогичным или более мощным.
Методика проверки стабилизатора
Явный признак неисправности любого стабилизирующего аппарата – это отсутствие на его выходных клеммах напряжения, в то время как на входных оно присутствует. В таком случае устройство автоматически признаётся сломанным и нуждающимся в ремонте.
Более подробную диагностику может провести только квалифицированный специалист в условиях электротехнической лаборатории. Чтобы убедиться в правильности стабилизации, необходимо одновременно контролировать измерительными приборами вольтаж на входе и выходе прибора. Напряжение на нагрузке, независимо от питающего, должно лежать в узком диапазоне – 220-230 В. Т.е., сколько бы вольт ни приходило на вход стабилизатора, на выходе вольтаж должен оставаться неизменным. Причём это справедливо как для работы аппарата в режиме холостого хода, так и с подключением потребителя.
Сервопривод аппарата и его ремонт
Одной из частых причин выхода из строя электромеханических стабилизаторов является поломка сервопривода. Он представляет собой небольшой электрический двигатель. Задача привода – перемещать щёточный механизм по обмотке трансформатора.
Проблема заключается в том, что новый мотор стоит сравнительно больших денег, поэтому экономически целесообразнее починить имеющийся. В случае механических проблем, таких как заклинивание вала привода, разрушение каких-либо элементов крепления, их можно устранить простыми слесарными работами. Т.е. понадобится протянуть крепежи, перебрать мотор, возможно, заменить втулки или подшипники.
В случае перегорания обмотки привода её можно перемотать. Однако процесс этот трудоёмкий и требует участия электрообмотчика (профессия) с опытом ремонта подобных двигателей.
Повреждения реле
Если на стадии диагностики стабилизатора напряжения была выявлена неисправность реле, то лучшее, что можно сделать, – заменить новым. Так будет гораздо надёжнее. Однако, если принято решение ремонтировать реле, то делать это нужно по следующему алгоритму:
- Необходимо прозвонить мультиметром катушку реле. Если она в обрыве, то её нужно перемотать (здесь опять нужен электрообмотчик).
- Если катушка исправна, то реле следует разобрать. Делать это нужно крайне осторожно, чтобы не повредить его содержимое.
- У разобранного прибора осматриваются контакты на предмет оплавлений, обгораний или потемнений. Если таковые имеются, то их следует устранить надфилем или тонкой пилкой для ногтей. Сгодится что угодно, лишь бы убрать нагар и неровности.
- Затем на катушку реле подаётся напряжение, чтобы убедиться, что её нормально-разомкнутые контакты приходят в движение и соединяются. Надёжность работы необходимо проверить омметром. Переходное сопротивление контактов должно быть близким к нулю.
- После реле собирается. По возможности оно испытывается под нагрузкой пару часов и в случае успешно пройденных испытаний возвращается обратно.
Ремонт платы управления
Диагностика и ремонт управляющей платы требуют хотя бы минимальных знаний в электронике. Нужно убедиться, что на все узлы схемы поступает питание. Проверить напряжение на коллекторах выходных транзисторов и на операционном усилителе. Микросхема ha17324a в стабилизаторе напряжения встречается наиболее часто. Она и есть вышеописанный ОУ, на котором следует проверить питание. Затем плата исследуется на наличие вздутых или потёкших конденсаторов (электролитов), пробитых диодов, резисторов в обрыве, сгоревших предохранителей и банально отвалившихся деталей. Особо тщательно осматриваются места пайки компонентов, ведь там возможны трещины. Крупные детали нужно пошевелить рукой, чтобы убедиться, что они надёжно впаяны в плату. Данные проблемы являются наиболее распространённой причиной поломки любого электронного устройства, их нужно искать в первую очередь.
Дополнительная информация. Для точной проверки транзистора его следует выпаять из платы. В противном случае возможен некорректный результат.
Для человека, владеющего знаниями и опытом по ремонту электрики и электроники, наладка стабилизатора напряжения не составит особой сложности. Такая работа в большинстве случаев считается оправданной. Покупка нового устройства обойдётся в разы дороже, чем приобретение деталей для его ремонта.
Видео
Источник
Какие бывают неисправности стабилизаторов напряжения и как их ремонтировать
В большинстве современных домов и квартир никогда нет постоянного непрерывного потока напряжения. А поскольку сейчас каждый человек имеет хотя бы один прибор, который необходимо заряжать с помощью сети, существуют стабилизаторы напряжения.
О том, какие они бывают и что делать в случае поломки, рассмотрим в статье.
Базовые поломки
Неисправностями и проблемами в работе прибора считаются как запредельно высокое напряжение, так и его отклонения от нормы при понижении.
Стабилизаторы время от времени могут ломаться, ведь выдерживают напряжение мощностью до 5000 ватт. Но это не значит, что они больше не подлежат ремонту.
Существует перечень базовых поломок стабилизатора напряжения, его отдельных частей.
Каждая из этих поломок стабилизатора напряжения ресанта АСН требует ремонта, своими руками его сделать возможно.
Все неисправности стабилизатора напряжения можно поделить на два вида:
- ошибки и дефекты, которые были сделаны при изготовлении стабилизатора на заводе;
- неправильный монтаж и нарушение эксплуатационных норм при использовании стабилизатора.
Чаще всего обычные пользователи сталкиваются со вторым видом поломок стабилизаторов, связанных с неправильной установкой. Что делать в таком случае, рассмотрим далее.
Гул и щелчки при работе стабилизатора
Если во включенном состоянии стабилизатор начинает сильно гудеть, проверьте напряжение, особенно если на приборе горит буква Н или L. Допустимые граничные нормы потока питания — 100-250 Вольт.
Даже при правильной эксплуатации стабилизатор не должен работать беззвучно.
Когда щеточный узел внутри меняет свое положение, возникает небольшой шум.
В это же время реле переключает отводы от обмоток, что позволяет регулировать выход напряжения. Поэтому не стоит думать, почему щелкает стабилизатор.
Такая схема работы реле и сопровождается звуками в виде регулярных щелчков.
Выключение под нагрузкой
Если стабилизатор напряжения не работает и перестает держать правильную нагрузку, то это может указывать сразу на несколько причин.
Повышенная мощность потребления
Если вы не включали в стабилизатор новую технику, то значит проблема непосредственно в самом стабилизаторе. Если после того, как вы вытащили его из розетки, он какое-то время все еще продолжает свою работу, скорей всего причина поломки в межвитковом замыкании или перегреве трансформатора. Исправить ситуацию можно, разобрав стабилизатор и посмотрев нет ли внутри пыли.
Если загрязнения обнаружатся, их нужно вычистить при помощи маленькой кисточки. После этого еще раз обследуйте прибор и посмотрите нет ли в нем точечных следов перегрева.
Если следы копоти от перегрева будут найдены — это значит, что основной причиной поломки является повреждение изоляции обмоток, которое называется межвитковым замыканием.
Чтобы исправить стабилизатор напряжения, если он не работает при таком типе поломки, необходимо заменить трансформатор:
- на такой же самый;
- более мощный.
Но ремонта скорее всего будет дороже покупки нового выпрямителя.
Изношенность щетки и загрязнение отдельных частей графитовой стружкой
Существует несколько видов сервоприводных трансформаторов, в которых при эксплуатации щетка со временем начинает стираться.
При этом частицы графита отламываются и засоряют автотрансформатор. Как следствие, это приводит к тому, что между токосъемниками и участками витков происходит короткое замыкание, а также они перегреваются. Нужно аккуратно вымести лишний графит из всех деталей так, чтобы оставшиеся части лежали ровно. После, зачистите контактную поверхность до блестящего глянцевого состояния.
Стоит особое внимание уделить его используемому сектору.
Зачистку можно провести при помощи канцелярской затирачки.
На выходе нет 220 Вольт
Если стабилизатор не может вытянуть необходимое напряжение, причина в недостаточном его уровне в самой сети, при котором срабатывает защита. Если же вы позвонили в Горсеть и узнали, что с напряжением все в порядке, нужно искать причины в самом агрегате и работать над их устранением.
Проблема может крыться в изношенности щеточной системы, загрязнении графитом или следящего привода. Самым простым выходом из сложившийся ситуации — открыть прибор и почистить при помощи кисти.
Плохая стабилизация напряжения
Если прибор сломался и выдает звуки более резкие и частые, то виновник этому — плохая стабилизация напряжения.
Это может случиться при:
- поломке двигателя;
- загрязнении обмоток приводов;
- неправильном расположении бегунка со щеткой.
Решат проблему советы, приведенные ранее. Дополнительно можно по-новому смазать все детали. Как правило, точные действия при возникновении данных поломок подробно описаны в инструкции к каждому стабилизатору.
Релейные стабилизаторы напряжения
Такие стабилизаторы очень популярны для частных домов и квартир.
Есть ошибочное мнение, что если стабилизатор напряжения не включается, то для его починки необходимо почистить реле. Однако лучшее решение — замена на новое.
Электронные ступенчатые стабилизаторы напряжения
В своей механической части такие стабилизаторы очень похожи на релейные. Их отличие в том, что они вместо реле имеют специальные проводниковые тиристоры.
В случае поломки тиристоров, такие модели стоить чинить полной заменой на новые детали.
Электронные бесступенчатые стабилизаторы напряжения
Их принцип работы аналогичен электронным ступенчатым моделям.
Единственное отличие в разновидности их полупроводниковых ключей.
Главным элементом их регулировки является транзистор, который также подлежит замене в случае поломки.
Не включается или выбивает автомат после отчета таймера
Большая часть современных стабилизаторов начинают свою работу в полноценном режиме через какое-то время после включения. Но если прошло уже много времени, а прибор так и не запустился, это свидетельствует о сбоях в его работе.
На некоторых моделях при неправильной работе устройства на его табло можно увидеть букву «Н», что означает высокое напряжение. Или же букву «L», обозначающую низкие показатели в сети.
В такой ситуации необходимо подождать, пока общая сеть начнет свою привычную работу. В других ситуациях потребуется ремонт самого стабилизатора, смена каких-то из его деталей.
Некоторые причины поломки стабилизатора указаны в инструкции по его эксплуатации. Однако лучше всего для выяснения точной причины и устранения поломки посоветоваться со специалистом либо просмотреть обучающие видео.
Источник