Статья за то что человек не работает

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 85-ФЗ в статью 3 настоящего Закона внесены изменения

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Закона

Об условиях и порядке признания гражданина безработным см. разъяснения Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 мая 2013 г.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 2 статьи 3 настоящего Закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 8 октября 2019 г. N 31-П

О конституционно-правовом смысле взаимосвязанных положений пунктов 1 и 2 статьи 3 настоящего Закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 г. N 24-П

1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Читайте также:  Какие пособия получает мать одиночка которая не работает

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ

2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.

Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ

3. Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации — в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее также — единая цифровая платформа) информацию о выборе двух вариантов подходящей работы или профессионального обучения;

не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием единой цифровой платформы информацию о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы или не представившие в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направление с отметкой работодателя о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу в органы службы занятости;

не явившиеся без уважительных причин в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации их в качестве безработных (за исключением инвалидов I и II групп, с которыми осуществляется взаимодействие в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 3.1 статьи 15 настоящего Закона);

осужденные по решению суда к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 июля 2021 г. — Федеральный закон от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ

4. Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, а также граждане, отказавшиеся от посредничества органов службы занятости в поиске подходящей работы, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости для решения вопроса о признании их безработными через один месяц со дня соответствующего отказа.

Источник

За что ЦЗН наказывает безработных?

В сети можно встретить множество эмоциональных историй от тех, кто стоял на учете в Центре занятости населения, получал пособие, которого хватало на очень скромный образ жизни. Многие в принципе не представляли, как можно прожить на такие деньги, поэтому находили негласную подработку. Однако, по сути, такие действия нарушают закон и являются мошенничеством.

О правилах хорошего тона на учете в ЦЗН, о том, почему нельзя неофициально работать, когда вы официально являетесь безработным, расскажет Bankiros.ru. В этом материале разберемся с тем, что закон запрещает безработному, который получает пособие, как Центр занятости находит и наказывает нарушителей.

Что говорит закон о занятости населения?

Согласно закону, безработными не могут быть признаны и получать соответствующее пособие:

  • Работающие по трудовому договору. Неважно, сколько часов в нем указано и даже то, что работа является сезонной. Оформлен трудовой договор – в постановке на учет в ЦЗН вам откажут.
  • Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы.
  • Имеющие подсобное хозяйство и реализующие свою продукцию по договору.
  • Трудящиеся по договору гражданско-правового характера.
  • Военнослужащие.
  • Студенты на очной форме обучения.
  • Временно отсутствующие на своем рабочем месте из-за нетрудоспособности, отпуска, переподготовки, повышения квалификации и тому подобного.
  • Члены крестьянского хозяйства.
  • Получателя пособия по уходу за ребенком.
  • Самозанятые.
  • Пенсионеры, которые имеют пенсию по старости: досрочную или по выслуге лет.

Обязанность гражданина, который стоит на учете в службе занятости, сразу же сообщить о том, что он нашел работу, подработку и прочие источники дохода. В этом случае бывший безработный должен сняться с учета. Сообщить нужно также о выходе на пенсию, начале обучения, призыве на военную службу. Отметим, что работой является не только постоянное место занятости, но и любой другой, даже эпизодический доход. Помог соседям наколоть дрова или вскопать огород и получил за это деньги, будь готов лишиться пособия. Подрабатываешь частным извозом, так же теряешь государственные выплаты. Логика проста: имеешь доход, значит в выплатах не нуждаешься.

Какие действия безработного являются обманом Центра занятости?

ЦЗН выделяет несколько случаев, которые считаются «получением пособия обманным путем».

Самый распространенный случай – сокрытие занятости. Часть граждан делают это сознательно, оправдывая это тем, что пособие невелико, кто-то делает это бессознательно. Например, заключают договор ГПХ.

Так недавно Центр занятости населения в Верхнем Уфалее сообщал: «Гражданка Л. обратилась в центр занятости населения в конце 2016 года, через три дня после обращения трудоустроилась и не сообщила об этом своему инспектору, в установленный срок была признана безработной, ей было назначено пособие по безработице. Она посещала службу занятости в установленное инспектором время, получала пособие по безработице, при этом так и не сообщила о своем трудоустройстве. В 2017 году в центр занятости населения поступил звонок. По телефону сообщили, что гражданка Л., состояла на учете, одновременно работала. Факт мошенничества был доказан правоохранительными органами. Назначено наказание в виде исправительных работ сроком на восемь месяцев с удержанием 10% из заработной платы в доход государства и возмещение ущерба в пользу Центра занятости в полном объеме».

Важно отметить, что срока давности по таким делам нет. Даже если вы получили незаконные выплаты в 2010 году, можно понести за них наказание в 2021 году. Инспекторы Центра занятости могут выборочно проверять личные дела безработных, например, сделав запрос в ФНС или Пенсионный фонд РФ, где хранятся данные обо всех работниках.

Однако найти нарушителей можно не только по официальным источникам. Вычислить работающих «безработных» можно даже и без официального трудоустройства.

Например, в 2017 году в одно из московских отделений ЦЗН поступило анонимное письмо. В нем сообщалось, что в организации по перевозке пассажиров (службе такси) работает гражданин П., который, между прочим, состоит на учете в ЦЗН и получает пособие по безработице. По данному факту возбудили уголовное дело по статье «мошенничество при получении выплат» и назначено наказание в виде исправительных работ сроком на четыре месяца с удержанием 15% из заработной платы в доход государства и взысканием материального ущерба в пользу Центра занятости населения в полном объеме.

Понести ответственность могут мастера маникюра, косметологи и парикмахеры на дому, няни и репетиторы. Служба занятости проверяет своих опекаемых не только по официальным источникам, но и через социальные сети.

Например, недавно Центр занятости в Еманжелинске сообщал: «10.05.2020 гражданка Ш., 1991 года рождения, дистанционно, через портал «Работа в России», впервые обратилась в ОКУ ЦЗН с заявлением о постановке ее на учет в качестве безработного. Для принятия решения о признании заявителя безработным были сделаны запросы через систему межведомственного взаимодействия (СМЭВ). Согласно полученному ответу из ГУ ПФ РФ сведения о трудовой деятельности в отношении гражданки Ш. отсутствовали. На основании приказа ОКУ ЦЗН она была признана безработной и ей было назначено пособие по безработице. Гражданка Ш. проходила перерегистрацию в установленный срок. Но при мониторинге соцсетей выяснилось, что она оказывает услуги по ногтевому сервису. По данному факту было направлено заявление в отдел МВД России для проверки и подтверждения ее трудовой деятельности. Участковый уполномоченный отдела МВД России установил факт осуществления гражданкой Ш. трудовой деятельности. Ей пришлось давать объяснение в письменной форме. После этого она обратилась в ОКУ ЦЗН с заявлением о снятии ее с учета по безработице и добровольно в полном объеме возместила ущерб. Сейчас дело находится на рассмотрении в отделе МВД России для решения вопроса о привлечении ее к уголовной ответственности по ст. 159.2 УК РФ о мошенничестве при получении выплат».

Отметим, что здесь есть и еще одно преступление – незаконная предпринимательская деятельность. Если ЦЗН передаст информацию в налоговую службу, то на нарушителя могут завести еще одно дело.

Почему нужно подавать в ЦЗН реальную информацию?

Подделывать документы нет никакого смысла, бумаги все равно проверять в рамках межведомственного взаимодействия. На сайте Троицкого отделения ЦЗН опубликована следующая новость: «Гражданка К. встала на учет в качестве безработной. В ходе проверки был выявлен факт предоставления данной гражданкой фиктивной записи в трудовой книжке и фиктивной справки о доходах, в связи с чем документы были направлены в МО МВД «Троицкий, по данному факту было возбуждено уголовное дело. Приговором суда была взыскана сумма незаконно полученного пособия по безработице и гражданка приговорена к пяти месяцам исправительных работ».

Еще раз отметим, что пенсия, работа и военная служба являются причиной для отказа вам в пособии. Показательна в этом плане история предпенсионера П. Гражданин был уволен с работы за несколько месяцев до выхода на пенсию. Он встал на учет в ЦЗН, а через некоторое время стал получать пенсию. Однако уведомлять об этом службу занятости не стал и получат сразу две выплаты. Через некоторое время гражданина П. вызвали в полицию, где он пытался доказать свою правоту, поскольку, по его мнению, пенсия – это не работа, а значит он прав.

Какое наказание полагается за обман Центра занятости населения?

Нарушители получат наказание сразу по нескольким статьям:

  • Безработный должен сняться с учета, а пособие ему больше не начислят (п. 2 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).
  • Пособие необходимо вернуть обратно в бюджет (ст. 1064 ГК РФ).
  • Согласно ст. 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушителя ждет штраф от одной тысячи рублей до пятикратной суммы незаконно присвоенных денег, а также арест на 15 суток, либо обязательные работы до 120 часов.
  • Согласно ст. 159 УК РФ, нарушитель должен выплатить штраф до 120 тысяч рублей или в размере годового дохода, обязательными работами до 360 часов, исправительными работами на срок до трех лет, ограничением свободы до двух лет, принудительными работами до двух лет, арест до четырех месяцев, лишение свободы до двух лет.

Как только служба занятости узнает о нарушении, гражданина снимут с учета, прекращают выплаты и направляют ему требование вернуть незаконно полученные деньги. Вместе с этим сведения передают в правоохранительные органы, которые решают по какой статье завести дело.

Наказание ждет гражданина в любом случае, даже если он вернет все полученные деньги. Начальник отдела реализации активной политики занятости населения регионального минтруда Марина Мороз предупреждает, что правонарушение вероятно негативно отразится на будущей карьере. «Российская газета» приводит следующие слова эксперта:

«Службы безопасности для отсева недобросовестных сотрудников сейчас используют различные методы сбора информации, например о наличии судебных разбирательств, и другие инструменты, позволяющие спрогнозировать склонность к воровству, в том числе полиграф. Естественно, что факт отказа предприятия от взаимодействия с таким сотрудником является крайне неприятным».

Поэтому стремление иметь сразу несколько выплат незаконным путем, может сыграть плохую шутку.

Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о базовом доходе.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Оцените статью