Суббота когда евреи не работают

Почему иудеи не работают по субботам

В иудаизме, если говорить о религиозных праздниках или субботы, то нет часов. Евреи основываются на часах Творца, которыми является Солнце. Все части суток, утро, день, вечер, ночь, рассчитываются по восходу и закату солнца. Согласно Святым Писаниям, Бог, создавая мир, сначала сотворил вечер, а потом уже утро. Поэтому иудеи считают началом новых суток не утро, а вечер. Соответственно еврейская суббота начинается вечером предыдущего дня, то есть, в пятницу до захода солнца.

В Библии нет конкретного перечисления работ, которые нельзя делать в субботу, однако есть некоторые ссылки на запрет некоторых полевых работ, финансовой сферы, перевозок, путешествий и разведения огня. Но на этот счёт раввины в Мишне выделили 39 основных категорий работ, на которые распространяется запрет. Также в этих категориях есть сотни подкатегорий. Основными являются работы в поле.

Иудеям нельзя в субботу пахать землю, сеять, убирать, молотить зерно, а также печь хлеб. Также им запрещено стричь овец и производить работы, связанные с обработкой шерсти. Ещё в субботу евреям нельзя начинать шитьё, вязание, писать, подготавливать пергамент, совершать убой скота, стирать, строить или разрушать, разжигать или тушить пламя. Зато работу, начатую в предыдущие дни, можно завершить.

Запреты, которые приняли раввины, называются «возведением преграды вокруг Торы». Что интересно, что даже рвать бумагу в субботу евреям запрещено, так как это связано с разрушением. В этот день иудеям нельзя вести и торговые дела, например, совершать сделки или покупать что-либо. Всё это записано в религиозных документах.

Читайте также:  Не работает 123 скорости вентилятора печки калина

Евреи не могут в субботу даже залезать на дерево, так как при этом могут поломаться ветки или отвалиться листья, а это уже относится к разрушению. Кроме вышеперечисленных запретов, есть и ряд ещё более странных. Например, иудеям запрещено добавлять свежую воду в вазу со срезанными цветами, убирать грязь с обуви и одежды, стричь волосы и ногти, пользоваться косметикой, заплетать косы.

Под субботним запретом находится и забор крови для анализов, пользование чистящим порошком, глажение любой поверхности, шлифовка материала. Многим в мире кажется странным запрет по субботам точить карандаши, изменять размер или форму чего-либо, рисовать, писать или стирать написанное. Нельзя евреям по субботам раскрывать и закрывать зонты, курить, разговаривать по телефону, включать электричество и тушить пожар.

Также под запретом находятся некоторые предметы, к которым даже нельзя прикасаться в субботу. Всё это ортодоксальные иудеи называют мукцех. В субботу к таким вещам относятся деньги, банковские бумаги, строительные и бытовые инструменты, типа ножниц и молотков, канцелярские предметы, игры, которые питаются от батареек и даже компьютеры. Под запретом находятся и некоторые религиозные вещи, например, подсвечники.

В общем, всем иудеям в субботу запрещено заниматься мирскими делами. Им даже нельзя в субботу строить какие-либо планы и обсуждать текущие и предстоящие дела, составлять маршруты путешествий и деловых поездок, подготавливать документы или заниматься приготовлениями к празднику. Все эти запреты основываются на увещевании Исаии. Раввины рекомендуют верующим даже ходить в субботу по-другому, не спеша, без лишних движений, которые характерны в другие дни недели.

А как же тогда сочетать всё это с разрешёнными делами? Например, можно перемещать стул с места на место, не впечатывая его в землю, ходить по траве, хотя технически она разрушается от соприкосновения ног с ней. И в то же время траву стричь нельзя. Раввины считают, что всё, что касается огня, запрещено. Нельзя даже зажигать свет, если нет никакой в этом реальной нужды. В современном иудейском мире ведутся споры по поводу пользования электричеством. Многие ортодоксальные евреи приравнивают включение электроприборов и освещения к разведению огня.

Поэтому они считают использование электричества в субботу под запретом. Однако находятся и те, кто электроэнергию не приравнивает к растопке. Они говорят, что при включении электроосвещения не создаётся открытого огня, а раз нет горения, нет и запрета. Но ортодоксальные иудеи продолжают настаивать на своём. Они приводят пример трения камня о камень при разведении костра.

Единственными разрешёнными огнями в субботу являются религиозные свечи, зажжённые накануне, и духовка для разогрева пищи и кипячения воды.

Но почему же суббота стала для евреев днём отдыха? Для этого надо обратиться к древним писаниям, где Бог велит иудеям соблюдать субботу, которая длится 25 часов. Этот святой запрет является четвёртой из Десяти Заповедей. Считается, что именно в этот день Бог отдыхал от сотворения мира. Поэтому и иудеи должны соблюдать эту Заповедь. Евреи этот день называют Шаббатом, что обозначает «суббота» или «покой».

Суббота является сделкой между Богом и еврейским народом, поэтому соблюдение Шаббата – есть напоминание о Завете. Ортодоксальные евреи всегда с нетерпением ждут этого дня. Они считают субботу даром Бога избранным. Поэтому они не должны заниматься в этот день повседневными делами, чувствуя себя особенными. Шаббат – это день, кода никуда не надо спешить и ни о чём не думать, кроме души и Бога.

Суббота для евреев является оазисом спокойствия и тишины. Люди в этот день приветствуют друг друга словами «Шаббат Шалом» или «Гут Шаббат». В субботу еврейские семьи собираются вместе в одном доме и обращаются к Богу. Всё для празднования готовится накануне в пятницу до захода солнца. Они подчиняются Заповеди. Все свечи зажигаются тоже в пятницу, чтобы не нарушать религиозный ритуал.

В субботу евреи пьют вино из ритуального кубка Кидуш и едят халу, специальный праздничный хлеб, испечённый в виде заплетённой косы. Перед употреблением его читается специальная молитва. В субботу родители благословляют своих детей.

Источник

Суббота когда евреи не работают

Сразу скажу, что этот текст не обсуждался с равинами (а только с преподавателем Гиюра) и он не предназначен для ультраортодоксов. Мы его публикуем для расширения кругозора светских читателей, без сложных терминов и строгих рамок.

Итак, шабат является главным еврейским праздником, в Торе описывается 39 запрещенных работ в субботу. Эти заповеди были написаны около 3000 лет назад и до сих пор остались на том уровне. Но как говорят мудрецы, это только названия, а понимать их следует в соответствии с той эпохой в которую мы живем.

Как известно, суббота провозглашается Торой как день абсолютного покоя, день, в который еврею запрещено не только торговать и заниматься любыми будничными делами, но даже обсуждать их. Нельзя работать физически и заниматься творческой деятельностью. Нельзя ничего создавать и разрушать. Другими словами: нельзя менять мир.

Итак, что нельзя делать в шабат? Давайте по порядку и с пояснениями и без фанатизма.

Основные законы

1-6. Пахать, сеять, жать, вязать снопы, молотить, веять. Тут подразумевается, что запрещена любая работа, подготовительная, созидательная, любая работа связанная с получением материальной выгоды. Также следует учитывать, что если выполненная работа — это лишь следствие отдыха, то такой отдых тоже запрещен. Например, гулять можно, но гулять по полю нельзя, т.к. это вспахивает поле, или смотреть в окно можно, но смотреть на свои владения (думая о них) — нельзя.

7. Выбирать. Делать осознанный выбор, размышлять над проблемами и искать решения — все это нельзя делать в шабат.

8-11. Размалывать, просеивать, месить тесто, варить. Нельзя готовить пищу ни себе ни другим. Есть можно только то, что приготовлено заранее.

12-15. Стричь овец, отбеливать шерсть, чесать шерсть, окрашивать. Здесь, как и в пунктах 1-6 запрещается снимать урожай, создавать и подготавливать любые полуфабрикаты.

16-21. Прясть, делать две петли, расправлять нити, ткать, завязывать узлы, шить. Запрещается любая созидательная работа не только связанная с одеждой, а с любыми создаваемыми объектами.

22-24. Разъединять нити, развязывать узлы, рвать. Работа связанная с разрушением и с сохранением материалов тоже запрещена. Здесь стоит уточнить, что разрушение в чистом виде не запрещено, т.е. разрушение без материальной выгоды себе и другим, но если это не цель, а лишь следствие разрешенного действия. Например, гуляя, человек стаптывает каблуки.

25-29. Охотиться, убивать животное, сдирать шкуру, засаливать кожу, разглаживать кожу. Суда следует отнести любую добычу, ловля рыбы, установка ловушек и капканов или собирание ягод тоже запрещено.

30-33. Намечать линии, разрезать по размеру, писать, стирать написанное. Писать письма, делать заметки, рисовать, мастерить, чертить, а также готовиться к деловой неделе, читать деловые тексты и делать пометки и даже размышлять о бизнесе и учиться.

34-35. Строить, разрушать. Со строить все понятно, а с разрушать стоит пояснить, что здесь разрушение, как цель запрещена. См пункты 22-24.

36-37. Зажигать огонь, гасить огонь. С появлением электричества, еврейские мудрецы решили, что это тоже огонь, с тех пор замыкать и размыкать эклектическую цепь тоже нельзя. Любые электроприборы, включая мобильные телефоны в шабат запрещены. Но то что включено, зажжено до шабата, остается включенным, зажженным до самого выхода шабата. Например, можно включить плиту на 38 градусов и поставить на нее суп, который будет теплый на протяжении всей субботы. Или автоматический запуск робота-пылесоса по времени, но при этом нужно выйти из дома, чтобы избежать возможного взаимодействия с этим прибором.

38. Делать «последний удар молота». Заканчивать производственный процесс, т.е. даже если вам не хватило одной минуты до начала шабата, чтобы завершить дело — нельзя его заканчивать. Нужно все бросить.

39. Переносить вещи из одного владения в другое. Тут тоже стоит остановиться. Теоретически, даже удостоверение личности, ключи от дома женская сумочка и т.д. нельзя выносить из дома. Но мудрецы предложили поставить забор вокруг поселения и объявили это общим владением, тем самым получилось, что в пределах одного поселения вещи переносить можно. Возможно, так появились первые кибуцы.

Дополнительные законы

Кроме этих 39 вещей, написанных в Торе, есть еще десятки вещей по решению мудрецов. Разберем наиболее популярные общие принципы:

Купля и продажа. Любая коммерческая деятельность, вплоть до запрета на касание к деньгам и даже думать о них и материальной выгоде нельзя.

Езда на животных, плаванье на лодке. Езда на велосипеде, самокате и других средствах передвижения, даже если они не эклектические.

Игра на музыкальных инструментах. Ну тут все понятно и нечего добавить.

Свадебные церемонии, похороны. Они запрещены только потому что в этих церемониях придется нарушить несколько других заповедей субботы.

Перемещение тяжестей. Если требуется перенести что-то тяжелое, подвинуть мебель, например, то придется ждать выхода шабата.

Еще, что стоит отметить, все эти принципы иногда понимаются разными общинами и даже равинами немного по-разному.

Ультраортодоксы (на всякий случай) придерживаются принципа — нельзя абсолютно всё, кроме спать, есть и молиться.

Когда можно нарушать законы субботы

Если есть угроза жизни или здоровью человека, то нужно сделать всё для его спасения. Шабат превращается в обычный день и для этого человека и для его спасателей. Как сказал один мудрец: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот».

Источник

Шаббат — Еврейская Суббота

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Шабат, или Шаббат (иврит: ‏שַׁבָּת) — седьмой день творения, он же — седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат — святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что семь дней Б-г творил этот мир, а в седьмой — отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбот» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» — «семь» (отсюда, например, «швиит» — заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат — это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш — «хорошей субботы!»). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г — Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.

СУББОТА — Шаббат, седьмой день недели

Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы — первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня — Субботы.

Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день — суббота Всевышнему: не делай никакого дела, — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».

Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу — даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).

Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».

Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.

Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун.

Источник

Оцените статью