- Не работает вентилятор в строительном фене. Почему фен перегревается и отключается? Что делать с этим
- Конструкция фена Интерскол
- Неисправности строительного фена
- Диагностика и ремонт-строительного фена
- Схема и электроника фена
- Параметры деталей электронной платы DV3011
- Схема электрическая фена ИНТЕРСКОЛ на плате DB230V
- Соединение старой и новой платы фена, взаимозаменяемость выводов:
- Электрическая схема строительного фена
- Ремонт фена Интерскол своими руками
- Диагностика поломки
- Как обнаружить неисправность?
- Как отремонтировать строительный фен виды поломок и их устранение
- Что такое строительный фен и его конструктивные особенности
- Какие поломки встречаются в конструкции строительных фенов
- Как найти поломку в строительном фене и устранить ее
- Неисправности в электронике фена
- Если из строя выходит электромотор
- Когда возникает неисправность нагревательной спирали
- Выводы о ремонте строительных фенов своими руками
Не работает вентилятор в строительном фене. Почему фен перегревается и отключается? Что делать с этим
Конструкция фена Интерскол
Фен имеет три ступени регулировки мощности и скорости потока воздуха, а также плавную регулировку температуры. Фены Интерскол делаются в Китае, качество соответствует. Отзывов и описаний много в интернете, в том числе на сайте производителя. Мой отзыв – ещё один.
Фен Интерскол ФЭ-2000. Cерийный номер
Фен собирается в двух модификациях, которые отличаются в основном схемами электронных плат.
Первый вариант – на плате DB3011, плата переключателя – DV3011-2. Эта плата собрана на микросхеме (сдвоенный операционный усилитель LM358) и симисторе BTA16 или аналогах – BT139, и т.п.
Вторая модификация – плата DB230V, схема собрана на оптопаре P521 и симисторе. Плата переключателя названа DG-KG3.
Неисправности строительного фена
Основными причинами неисправности строительного фена здесь можно назвать неисправность элементов электроники:
Чаще всего такая неисправность происходит при резком скачке внешнего источника переменного напряжения. Так например, причина неисправности конденсатора вызвана тем, что обкладки конденсатора замыкаются при скачке напряжения между собой — накоротко.
Конечно же не исключается такая возможность неисправности как разрыв в обмотке статора электродвигателя \перегорание обмотки\.
К незначительным неисправностям можно отнести такие причины как:
- окисление контактов тумблера температурного управления;
- окисление контактов тумблера управления скоростью обдува;
- окисление контактов тумблера отключения ТЭНов;
- разрыв провода в сетевом кабеле;
- неисправность штепсельной вилки \отсутствие контакта\.
Диагностика на выявление причины неисправности проводится прибором » Мультиметр».
При замене конденсатора — учитывается его емкость и номинальное значение напряжения.
При замене диода — учитывается сопротивление двух значений, в направлениях:
- от анода к катоду;
- от катода к аноду.
Как нам известно, значение сопротивления от анода к катоду будет значительно меньше чем от катода к аноду.
С электродвигателем, при его неисправности, дела обстоят по-сложнее. При подобной неисправности, проще заменить электродвигатель чем допустим выполнить перемотку обмоток статора. Но и такая работа выполнима, — кто непосредственно занимается подобным ремонтом. В этом случае учитывается:
- количество витков в обмотке статора;
- сечение медного провода.
Не исключается и такая неисправность как перегорание ТЭНа. Замена ТЭНа проводится с учетом своего значения сопротивления.
Диагностика и ремонт-строительного фена
Рассмотрим устройство электродвигателей и как именно нужно проводить диагностику электрических машин, как их принято считать в разделе по электротехнике.
Для наглядного примера, представлены фотоснимки нескольких типов таких электрических машин, — относящихся к коллекторным электродвигателям. Устройство и принцип работы допустим двух коллекторных электродвигателей:
— ничем не отличается. Различие в электродвигателях состоит лишь в скорости вращения ротора и в мощности электродвигателя. Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.
Схема и электроника фена
Сначала рассмотрим схему фена на плате DB3011. Ниже приведена фотография в разобранном виде:
Плата DB3011, DB3013
Схема электрическая соединений:
Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB3011. Схема соединений
- С1 – 0,22 мкФ х 275V (для подавления помех)
- R1 – 27…28 Ом – низкоомный (мощный) нагревательный элемент
- R2 – 180…195 Ом – высокоомный нагревательный элемент (спираль)
- F – термопредохранитель (Lebao RVD-135 250V 10A TF=135°C)
- M – двигатель, 18 VDC
- Переключатель – на 4 положения, Defond DSE-2410
Схема самой платы DB3011:
Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB3011. Схема соединений и схема платы (вариант 1)
Схема платы DB3011. Вариант 2
Параметры деталей электронной платы DV3011
TR1 -BTA 16 600CMAR729 | R1=100Ком | |||||
D1 -6C2RSHL LM358P – микросхема | R2=97Ком | |||||
С1=3.3mF (50V) | R3=100Ком | |||||
С3=0,47mF (50V) | R4=21,7Ком | |||||
С18=470mF (25V) | R5= | |||||
С=.22mF KX2 (250V) MEX CPF 40/85/21/C | R6=50Ком | |||||
D1-9 – 1N4007 ZX | R7= | |||||
D10 – 6A10 | R8=430Ком | |||||
Z2 -1N744A (стабилитрон) | R9= | |||||
S1 – переключатель “Defond” DSE 2410 10A 250V |
T85
Схема электрическая фена ИНТЕРСКОЛ на плате DB230V
Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB230V на симисторе и оптроне. Фото в разборе.
Плата DB230V. Фото поближе.
Фен Интерскол ФЭ-2000. Плата DB230V. Схема соединений
Плата DB230V_схема подключения. Вариант 2.
Плата DB230V_схема электрическая принципиальная. В схеме недорисовка – между точкой Gx и точкой соединения спиралей R1 и R2 – включен термопредохранитель (см таблицу с перечнем деталей выше). Кроме того, выход термопары подключен ошибочно, см.комментарии.
04.03.13: Выкладываю во всеобщее пользование схему электроники платы DB 230 V, которую мне прислал читатель, пожелавший остаться неизвестным:
Схема фена Интерскол ФЭ-2000 на плате DB-230V
Соединение старой и новой платы фена, взаимозаменяемость выводов:
Электрическая схема строительного фена
Рассмотрим электрическую схему \рис.1\ строительного фена:
Одна диагональ диодного моста — подключается к внешнему источнику переменного напряжения 220В.
Другая диагональ диодного моста соединена с электродвигателем.
Электрическая схема состоит из следующих элементов:
- тумблера, осуществляющим режим температуры управления — К1;
- тумблера, осуществляющим скорость вращения ротора электродвигателя \управление скоростью обдува\ — К2;
- тумблера отключения ТЭНов — К3;
- электродвигателя \вентилятора\ — М;
- конденсатора — С;
- ТЭНов — R\ТЭН\;
- диодов — VD1, VD2.
Через диодную мостовую схему \одной диагонали моста\ выпрямленный ток двух потенциалов \+,-\ поступает на электродвигатель. При переходе от анода к катоду — ток протекает при положительном полупериоде синусоидального напряжения.
Два конденсатора соединенных в электрической схеме параллельно, — служат дополнительными сглаживающими фильтрами.
Скорость обдува происходит за счет изменчивости сопротивления в электрической цепи, то есть, при переключении тумблера скорости на наибольшее значение сопротивления, — скорость вращения ротора электродвигателя уменьшается \в связи с падением напряжения\.
Количество ТЭНов \нагревателей\ в данной схеме — четыре. Температурный режим строительного фена осуществляется тумблером температурного управления.
ТЕНы в электрической цепи имеют разное сопротивление, — соответственно, температура нагрева при переключении из одного участка электрической цепи на другой — нагрев ТЭНов будет соответствовать своему значению сопротивления.
Общий внешний вид строительного фена с его названиями отдельных деталей, — показан на рис.2
Следующая электрическая схема строительного фена \рис.3\, — сопоставима с электрической схемой рис.1
В данной электрической схеме отсутствует диодный мост. Управление скоростью обдува и управление температурным режимом, — происходит при переключении из одного участка электрической цепи на другой, а именно:
- при переключении на участок электрической цепи — состоящей из диода;
- при переключении на участок электрической цепи — не имеющей диод.
При протекании тока в переходе анод — катод диода VD1, имеющим свое сопротивление, — ТЭН2 будет нагреваться соответственно двум значениям сопротивлений:
- сопротивления при переходе анод — катод диода VD1;
- сопротивлении ТЭНа \ТЭН2\.
При протекании тока в переходе анод — катод диода VD2, напряжение подаваемое на электродвигатель и ТЭН1, — будет принимать наименьшее значение.
Соответственно, скорость вращения ротора электродвигателя и температура нагрева ТЭНа для данного участка электрической цепи, — будет соответствовать прямому переходу тока диода VD2. Нагрев ТЭНа \ТЭН1\ для данного участка, так же зависит от своего внутреннего сопротивления, то есть учитывается сопротивление ТЭНа.
Ремонт фена Интерскол своими руками
Фен Интерскол ФЭ-2000 довольно ненадежен, особенно если эксплуатировать его неправильно.
Ремонт обычно происходит по таким неисправностям:
- Замена симистора,
- Замена или чистка переменного резистора (потенциометра),
- Замена или ремонт нагревательных спиралей R1 или R2,
- Замена двигателя.
Чтобы фен проработал дольше, рекомендуется внимательно изучить инструкцию по эксплуатации, особенно режим работы.
Рекомендуемое максимально время работы – 5 минут. По завершении работы регулятор температуры убрать на минимум, оставить на холодном продуве не менее чем на 1 минуту, и только затем выключить фен.
Диагностика поломки
Как правило, строительный фен выходит из строя по причине не соблюдения требований эксплуатации. При перекручивании шнура может произойти его залом, а слишком долгая работа может привести к перегреву оборудования.
Специалисты называют следующие поломки оборудования, которые случаются чаще всего:
- поломка шнура питания в месте перегиба;
- дефект кнопки пуска и других элементов управления;
- перегорание внутренних проводов;
- нарушение целостности нагревательного элемента;
- перегорание или перегрев двигателя и вентилятора.
Самыми сложными поломками считаются как раз неисправность двигателя и вентилятора – их, скорее всего, придется заменить. При этом найти необходимые детали бывает довольно сложно.
Как обнаружить неисправность?
Строительный фен не включается или работает не в полную мощность? Значит, в первую очередь, необходимо осмотреть оборудование. Проверяем целостность провода питания, вилки, функционирование кнопок включения и регулировки температуры.
Далее испытываем оборудование при работе в различных режимах.
- Если при включении устройство выдает холодный воздух из сопла, неисправность касается спирали.
- Если же воздух совсем не подается, возможно, произошла поломка вентилятора или двигателя.
Чтобы уточнить причину поломки может появиться необходимость выполнить разбор электроприбора. Тогда вам понадобится фотоаппарат: кадры поэтапного разбора конструкции помогут потом правильно собрать устройство.
Источник
Как отремонтировать строительный фен виды поломок и их устранение
25 Февраль 2019
В арсенале у домашнего мастера кроме дрели, шуруповерта, перфоратора и лобзика, должен также присутствовать строительный фен. Это прибор, который имеет простую конструкцию, и применяется для выполнения разных работ — от снятия лакокрасочного покрытия до растапливания льда. Принцип работы инструмента подобен бытовому фену, которым пользуются женщины для высушивания волос. При эксплуатации не исключается возникновение разных поломок, поэтому разобраться в вопросе о том, как выполняется ремонт строительного фена, является достаточно актуальным.
Что такое строительный фен и его конструктивные особенности
Феном строительным называется инструмент, который по конструкции похож с бытовым феном, но главной его отличительной особенностью является более мощный электромотор и нагревательный элемент. Внутри корпуса, который обычно представлен в виде ударопрочного пластика, находятся такие элементы, как электромотор, нагревательные элементы в виде спиралей и вентилятор. Кроме основных элементов, в конструкции оборудования имеются также следующие детали:
- Кнопка выключения — некоторые модели строительных фенов имеют кнопки со встроенными регуляторами температуры
- Регулятор температуры — устройство, посредством которого происходит настройка температуры нагрева воздуха, выходящего из сопла инструмента
- Сменные насадки — комплектуются практически все модели строительных фенов. Насадки крепятся на сопло, что позволяет использовать прибор для выполнения разных видов работ
С принципом работы рассматриваемого прибора может разобраться даже ребенок, однако фен — это далеко не детский инструмент, к эксплуатации которого требуется соответствующий подход. Работа прибора заключается в выполнении следующих действий:
- При запуске инструмента, одновременно начинает работать электродвигатель и ТЭН
- На вал двигателя крепится вентилятор, назначение которого в том, чтобы обеспечивать вывод потока горячего воздуха из сопла и одновременно охлаждать нагревательные спирали, предотвращая их расплавление
- Если двигатель не будет работать, то ТЭН перегреется и выйдет из строя уже через несколько секунд после включения прибора (при условии отсутствия защиты)
- Если не будут работать ТЭНы, то из сопла инструмента будет выходить только холодный поток воздуха
Если в один момент фен перестает работать, то не спешите покупать новый прибор. Не стоит торопиться обращаться в специализированные сервисные центры, так как ремонт можно сделать своими руками. Заключается суть ремонта в том, чтобы отыскать причину неисправности, и устранить ее. Для устранения поломок имеются два способа — замена неисправной детали или попытка восстановления ее работоспособности.
Это интересно! В отличие от дрели или перфоратора, монтажный фен состоит из электрической части, поэтому практически все поломки, связанные с его неисправностью — это неисправности электрики.
Какие поломки встречаются в конструкции строительных фенов
Не имеет значения, какой марки и модели строительный фен — Энкор, Интрескол, Интертул, Бош, Эдон и другие, так как рано или поздно, все они ломаются. Связано это непосредственно с неправильной эксплуатацией оборудования. Если мастер халатно относится к применению рассматриваемого прибора, то уже в скором времени обязательно понадобится его ремонт. Произвести ремонт строительного фена не составит большого труда, если имеется представление о его конструкции и принципе работы. Поломки фена можно классифицировать на два типа:
- Основные и незначительные — это когда неисправность прибора связана с перегибом шнура, поломкой кнопки выключения, а также выходом из строя регулятора
- Глобальные поломки — это когда неисправность инструмента связана с выходом из строя двигателя и ТЭНов
В любом случае, выявить на глаз поломку фена без его разборки невозможно, поэтому начинать ремонт инструмента следует с поиска поломки. Незначительные поломки можно устранить без замены деталей, например, когда отсутствует контакт в питающем проводе. Провод обеспечивает питание не только на электромотор, но еще и на нагревательные элементы. Если перебит провод, то инструмент не будет работать вовсе, а если неисправность связана с неработоспособностью двигателя или ТЭНа, то поиск необходимо проводить непосредственно в этих узлах.
Это интересно! Чтобы найти поломку, понадобится разобрать инструмент. В зависимости от модели, количество крепежных винтов может отличаться, однако принцип разборки заключается в том, что первоначально следует выкрутить все крепежи.
Как найти поломку в строительном фене и устранить ее
Начинать ремонт строительного фена надо с самого начала, продвигаясь от меньшего к большему. Сначала надо убедиться в том, что в розетке имеется электроэнергия. Ведь часто неисправная работа прибора связана с отсутствием напряжения в сети. Используя мультиметр или индикаторную отвертку, следует проверить наличие напряжения. Если с розеткой все в порядке, тогда производится проверка питающего провода. Для этого в режиме прозвонки мультиметра, следует проверить исправность каждой жилы провода.
Если провод перебит или нарушена его изоляция, то ремонт в таком случае заключается в соединении жилы и последующей ее изоляцией. Если причина поломки не в проводе и розетке, тогда приступаем к глобальному поиску неисправностей.
- Если фен не включается — в таком случае проверить необходимо исправность кнопки включения, двигателя и ТЭНа. Если неисправен регулятор, то прибор будет работать, но при этом невозможно будет выставить нужную температуру нагрева
- Если прибор работает с перебоями — при неисправности электромотора, будут возникать сбои с работой инструмента. Проявляются они достаточно просто — не работает нагревательный элемент или включается ТЭН, но при этом вентилятор не дует горячий воздух
- При переключении режимов работы, прибор постоянно работает в одном режиме. Это означает, что из строя вышел регулятор температуры. Принцип работы этого элемента влияет на увеличение температуры нагревательных спиралей, а также частоты вращения вентилятора
Так как инструмент состоит из электрических элементов, то для диагностики понадобится воспользоваться мультиметром. С его помощью можно выявить точную поломку, и устранить ее. Для начала рассмотрим виды неисправностей фена монтажного по электронике.
Неисправности в электронике фена
При работе инструмента из строя могут выйти элементы электроники — диоды и конденсаторы. Диоды в конструкции прибора нужны для выпрямления поступающего переменного тока в постоянный. На фенах используются маломощные электромоторы постоянного тока, что позволяет значительно снизить потребление электроэнергии, а также увеличить производительность оборудования.
При скачках напряжения прежде всего страдают именно эти элементы, поэтому с целью сглаживания напряжения, в конструкции применяется ферритовый сердечник. Кроме того, на схеме имеются конденсаторы, предназначенные для сглаживания величины напряжения, исключая тем самым выход из строя электромотора. В конструкции электроприбора часто встречаются такие виды неисправностей:
- Окисляются контакты кнопки пуска
- Образование окислов на контактах регулятора скорости
- Возникновение отложений на контактах ТЭНа
- Выход из строя резисторов, конденсаторов, диодов и симистора. Для выявления неисправностей в этих элементах понадобится мультиметр
Чтобы проверить целостность резистора, необходимо мультиметром измерить их величину сопротивления. Проверка диодов выполняется путем прозвонки. В одном направлении диоды пропускают ток, а в обратном ограничивают его протекание. Для проверки исправности конденсатора, понадобится перевести регулятор прибора в измерение емкости, и установить предварительно отпаянный элемент в специальные углубления устройства. Чтобы не отпаивать элемент, можно прикоснуться к его ножкам щупами, и проверить емкость.
Это интересно! Определить неисправность конденсатора можно по внешнему его виду. Его неисправность проявляется путем вздутия элемента, что обусловлено протеканием через элемент большого тока.
Устранить поломки элементов электроники на плате можно быстро путем их перепайки на аналогичные по величине. Для этого понадобится паяльник, а также олово и канифоль. Чтобы вернуть исправность фену, достаточно заменить один элемент, и продолжить эксплуатацию прибора.
Если из строя выходит электромотор
Если диагностика показывает, что из строя на монтажном фене вышел электромотор, то его следует заменить. На фенах двигатели постоянного тока состоят из ротора (якоря) с обмоткой, а также статора из магнитов. Для подачи тока на якорь, в конструкции двигателя используется коллектор. Он состоит из медных пластин, которые соединены с выводами обмотки ротора. Если возникает неисправность двигателя, то достаточно заменить якорь, чтобы продолжить эксплуатацию электроинструмента.
Это интересно! При выборе нового якоря, понадобится указать марку и модель своего инструмента, так как двигателя разных производителей отличаются по размерам.
Когда возникает неисправность нагревательной спирали
Если на фене из строя выходит нагревательная спираль, то для ее ремонта можно воспользоваться паяльником или заменить этот элемент, что будет намного надежней. Спираль из специального термостойкого металла, намотана на керамическую часть. При включении прибора, происходит нагрев спиралей, а вентилятор, приводящийся в действие от электромотора, нагнетает воздух, охлаждая при этом ТЭНы. Если перегорает ТЭН в одном месте, то прибор работать не будет.
Причинами неисправности ТЭНа являются такие факторы:
- Значительный перегрев спирали, который приводит к нарушению целостности элемента
- Скачки напряжения, что также способствует пробою в спирали
- Износ — при регулярном применении инструмента, наблюдается ускоренный износ спиралей и их выход из строя
Если из строя вышла спираль на фене, то ее можно заменить, но исключительно на аналогичную по длине и диаметру. Параметры проволоки необходимо учитывать для того, чтобы исключить вероятность ее перегорания от мощности прибора. Недостаточное сопротивление спирали повлечет за собой ускоренный износ ТЭНа, а высокое наоборот повлечет за собой снижение производительности прибора. При покупке запчастей для фена, необходимо опираться непосредственно на марку и модель.
Выводы о ремонте строительных фенов своими руками
Ремонт строительного фена своими руками выполнить вполне реально, если подойти к этому вопросу с правильной стороны. Для устранения поломки порой не нужно разбирать инструмент, так как дефект может скрываться в кабеле. Для этого в кабеле необходимо отыскать место повреждения, и переизолировать кабель. После разборки инструмента, его необходимо осмотреть, очистить и провести диагностику.
За время эксплуатации инструмента могут возникнуть разные поломки, устранить которые можно своими руками. Одной из самых частых причин поломок являются неисправности с элементами на схеме. При ремонте также необходимо учитывать, что питание на двигатель поступает через спираль, поэтому если неисправен нагревательный элемент, то и двигатель соответственно работать не будет. Чтобы убедиться в работоспособности мотора, необходимо проверить его на автономном источнике питания на 12В.
Подводя итог, надо отметить, что если починить строительный фен не получается, то можно купить новый в интернет магазине Цилиндр. В каталоге магазина представлено много разных моделей инструментов, которые обязательно будут полезны не только в хозяйстве.
Источник