- Признаки неисправности автомобильного термостата
- Как выявить неисправности термостата
- Работа машины при нерабочем термостате
- Что делать, если термостат сломался в пути
- Определяем работоспособность термостата
- Как заменить термостат
- Почему термостат выходит из строя
- Полная проверка терморегулятора
- Видео по теме
- Заклинил термостат, признаки и причины неисправности
- Признаки неисправности «заклинил термостат»
- Причины неисправности «заклинил термостат»
- Что делать, если заклинил термостат?
- Примечания и дополнения
Признаки неисправности автомобильного термостата
Термостат — это важный элемент системы охлаждения автомобиля. Он необходим для того чтобы двигатель внутреннего сгорания прогревался до рабочей температуры и не превышал оптимальный уровень.
Располагается термостат на всех автомобилях в промежутке между двигателем внутреннего сгорания и радиатором. Если упрощенно говорить про его работу, то можно сказать, что это своеобразный затор в системе охлаждения с клапаном, который позволяет открывать доступ к охлаждающей жидкости.
Его работа полностью завязана от температуры двигателя. При ее повышении, клапан начинает открываться для того чтобы ОЖ интенсивно циркулировала и охлаждала двигатель. При охлаждении, клапан закрывается, позволяя двигателю прогреться гораздо быстрее.
Как выявить неисправности термостата
У данного прибора есть определенный ряд неисправностей, которые проявляются в нарушении работы охлаждающей системы. Самыми популярными неисправностями являются:
- Протечка;
- Заклинил клапан;
- Поломка элемента, отвечающего за терморегулирование;
- Не работает клапан малого круга.
Протечка термостата бывает из-за того, что прокладки начинают разрушаться и сквозь них начинает протекать охлаждающая жидкость. Явление не особо распространенное, но это возникает из-за попадания масла. Масло со временем начинает разъедать резину, прокладки портятся и полежат замене.
Клин клапана способствует перегреванию двигателя. Клапан в таком случае либо не открывается, либо не закрывается до конца. Температура из-за этого не удерживается на оптимальном уровне.
При поломке элемента, отвечающего за терморегулирование, прибор перестает своевременно реагировать на изменения температурного режима. Таким образом, происходит хаотичное открывание клапана и из-за этого двигатель внутреннего сгорания может перегреваться при работе или же наоборот слишком долго доходить до рабочей температуры.
Поломка клапана малого круга выявляется на двухклапанных термостатах, где работа системы охлаждения происходит, циркулируя по малому и большому кругу. Если на малом кругу крышка перестает открываться или открытие происходит не до конца, то антифриз начинает работать только по большому кругу. Из-за этого ДВС начинает слишком долго прогреваться.
Зачастую проблемы вызывает именно повреждение клапана, поскольку при работе, во время поступления антифриза, на него воздействует повышенная нагрузка. Из-за повышенных нагрузок он может повредиться и нарушить циркуляцию системы охлаждения.
Работа машины при нерабочем термостате
Если на автомобиле используется нерабочий термостат, то это приведет к понижению ресурса двигателя внутреннего сгорания. Легче всего устранять причины на начальных этапах, потому что это менее затратное решение. На поздних этапах эксплуатации водителю приходится уже лечить именно последствия и тратить намного больше денег.
Когда термостат неисправен именно на малом кругу, то циркуляция происходит по большому кругу. Поскольку двигатель внутреннего сгорания прогревается гораздо дольше, то большую часть работы масло не успевает нагреваться и приобрести оптимальную вязкость для работы ДВС.
Если понятно, что термостат не работает в принципе, то двигатель будет быстро нагреваться и переходить нормированный уровень температуры. Перегрев двигателя способствует сокращению его времени работы.
Необходимо понимать, к каким последствиям может привести эксплуатация автомобиля и неработающего термостата. А поломки могут быть очень серьезные, — это поломка двигателя внутреннего сгорания. В лучшем случае придется делать капитальный ремонт, — в худшем искать новый мотор. Конечно можно приобрести контрактный с другого автомобиля, но стоимость не бюджетна, поскольку двигатель, — это сердце машины.
Что делать, если термостат сломался в пути
Если поломка происходит в пути, то при передвижении двигатель внутреннего сгорания будет перегреваться. На такой машине не рекомендуется передвигаться, но бывают ситуации, когда оперативно заменить запчасть нет возможности. Работающий мотор не стоит перегревать, поэтому при передвижении нужно уменьшить его нагревание. Для этого стоит включить печку на максимальную температуру и на полную мощность.
При такой езде двигатель меньше подвергается нагреванию и можно доехать до места назначения. Периодически необходимо оценивать температурную обстановку и наблюдать, чтобы она не превышала определенного уровня. При повышенной температуре рекомендуется остановить машину и открыть капот для того чтобы охладить мотор. Когда он остынет можно продолжить движения, наблюдая за стрелкой, останавливая автомобиль каждый раз, когда она достигает определенной температуры.
В зимнее время года, холодная погода способствует охлаждению автомобильного мотора. Поэтому даже если будет не работать термостат, то передвигаться за счет внешнего охлаждения до момента, пока мотор не нагреется можно значительно дольше.
Определяем работоспособность термостата
Для того чтобы понять, работает термостат или нет, достаточно завести автомобиль и подождать 5–10 минут. После этого нужно проверять патрубки системы охлаждения. Они должны быть нагретые, в этом случае система охлаждения функционирует в правильном режиме.
Есть также возможность проверить работу термостата с помощью демонтажа. Для этого необходимо его снять и отнести домой. В домашних условиях ставим на плиту кастрюлю с водой и нагреваем ее. В воду опускаем устройство и ждем. Когда температура воды достигнет отметки 90 градусов, клапан должен открыться, поскольку именно в этот момент в автомобиле он производит подачу антифриза в охлаждающую систему.
Как заменить термостат
Для того чтобы заменить термостат, не обязательно будет обращаться в автосервис. Замену можно провести даже в полевых условиях. Для этого необходимо изначально подготовить емкость, в которую будет производиться слив антифриза. После того, как жидкость будет слита, нужно провести снятие термостата.
Когда термостат снят, рекомендуется его очистить, а после проверять на работоспособность. Если термостат после очистки оказался рабочий, то устанавливаем на место, если нет производит замену на новый. Стоит посмотреть, в каком состоянии на данный момент находятся прокладки устройства. Если они уже начали разъедаться, то лучше их заменить на новые, потому что в скором времени они могут начать протекать.
Почему термостат выходит из строя
Основные признаки неисправности термостата появляются из-за того, что вещество наполнителя уже становится старым, либо же узел начинает засоряться из-за накипи. Неисправность термостата зачастую проявляется именно в заклинившем клапане. Причем его может заклинить как в открытом положении, так и в закрытом. Иногда он заклинивает даже в среднем положении.
Но у поломок могут и проявляться другие симптомы. Для того чтобы понять, какие признаки поломки могут быть нестандартными, достаточно постоянно наблюдать за прогревом двигателя внутреннего сгорания.
В первом случае автомобиль может изначально работать как обычно, не показывая никаких проблем, но после этого стрелка будет резко подниматься вверх и показывать перегрев. По прохождению 5–10 минут, работа вновь возобновится, и прибор будет нормально функционировать.
Также есть обратная сторона, когда двигатель достаточно долгое время не может нагреться. Например, он прогревается минут 20–30, а только потом начинает нормально функционировать.
Конечно же, в случаях с перегревом ДВС это не приведет к поломке двигателя сразу же при своевременном реагировании. Но если водитель не обнаружит поломку вовремя, то есть риск лишиться мотора и придется приобретать новый.
Если автомобиль полностью не прогревается до рабочей температуры, но уже начинает эксплуатироваться, то в ближайшее время ничего критичного не произойдет. Но такая эксплуатация транспортного средства снижает ресурсы двигателя внутреннего сгорания, а также увеличивает расход топлива при передвижении.
Как определить рабочий термостат или нет, было сказано ранее, но самым действенным методом является использование компьютерной диагностики.
Высококвалифицированные специалисты помогут узнать, почему не работает устройство и что необходимо сделать для ремонта за считанные минуты, подключившись к электронному блоку управления автомобилем.
Полная проверка терморегулятора
Бывает так, что термостат вроде работает корректно, но при этом отображается температура либо ниже нормы, либо наоборот выше. Именно в тот момент, когда клапанная крышка открывается отметка температуры должна быть примерно 90 градусов.
Поскольку открытие клапанной крышки нельзя проверить, не снимая запчасть с автомобиля, то можно лишь примерно определить корректность его работы. Для этого достаточно прогреть мотор до 60–70 градусов. При этой отметке верхний патрубок радиатора начинает нагреваться, при температуре ниже он всё еще остается холодным.
Также есть возможность проверить полноценную температуру открытия клапанной крышки с помощью кастрюльки с водой, по технологии, указанной ранее.
Также в некоторых случаях ход клапана уменьшается. Можно произвести замеры полного хода согласно марки и модели автомобиля, средний ход составляет на машинах от 5 до 8 миллиметров.
Видео по теме
Источник
Заклинил термостат, признаки и причины неисправности
Признаки неисправности «заклинил термостат»
В основном, по причине заклинивания термостата системы охлаждения двигатель автомобиля начинает либо перегреваться, либо, наоборот ни как не прогреется. На примере термостата системы охлаждения двигателя 21083 автомобиля ВАЗ 21083 (21093, 21099) рассмотрим признаки и причины неисправности «заклинил термостат».
Сначала о перегреве
Двигатель автомобиля начинает постоянно перегреваться — это явный признак заклинившего термостата. При этом стрелка на указателе температуры в щитке приборов довольно быстро, после пуска двигателя, начинает отклоняться в красную зону.
А вот вентилятор на радиаторе не включается несмотря на угрожающие значения температуры охлаждающей жидкости в системе.
При этом нижняя часть термостата и практически весь радиатор остаются холодными (или теплыми). Можно потрогать рукой термостат и убедиться, что верхняя его часть раскалена до предела, а нижняя ни как не прогреется.
Как следствие проблемы — тосол (антифриз) закипает в расширительном бачке. Нужно срочно глушить двигатель и ждать пока остынет ОЖ.
К негативным последствиям такого перегрева двигателя можно отнести осадку и залегание поршневых колец, повреждение прокладки головки блока, деформацию головки блока, то есть к таким последствиям после которых неизбежен капитальный ремонт двигателя.
Теперь о не желании двигателя греться до нормальной рабочей температуры (90-95 гр)
Двигатель автомобиля очень долго прогревается (особенно в холодное время года), рабочей температуры достигнуть практически невозможно. Стрелка указателя температуры ОЖ с трудом достигает отметки «50 гр». Утепление подкапотного пространства помогает слабо. Двигатель теряет в мощности, приемистости, растет топливный аппетит.
Термостат полностью теплый (разницы в температуре между его верхней и нижней частью нет).
Причины неисправности «заклинил термостат»
Что бы понять почему заклинил термостат нужно иметь представление о его работе и устройстве. В термостате имеется основной клапан с твердым термоэлементом, который при нагревании расширяется и закрывает клапан и работающего в паре с основным дополнительного клапана (если основной закрыт — дополнительный открыт и наоборот).
На холодном двигателе (ОЖ холодная) перепускной клапан термостата открыт, а основной закрыт и охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу системы охлаждения. Это блок цилиндров, головка блока, радиатор отопителя, блок подогрева карбюратора, корпус (верхняя часть) термостата. Что способствует ее интенсивному прогреву.
При температуре около 87º основной клапан термостата начинает открываться так как термоэлемент внутри клапана расширяется, а перепускной зарываться. Охлаждающая жидкость начинает поступать в нижнюю часть термостата и далее в радиатор (большой круг системы охлаждения). Некоторое время ОЖ циркулирует как по малому так и по большому кругам.
При температуре 102º перепускной клапан термостата полностью закрыт, а основной полностью открыт (ход клапана 8 мм). Охлаждающая жидкость циркулирует по всем элементам системы охлаждения включая радиатор, который необходим для интенсивного охлаждения ОЖ при движении автомобиля.
Термостат начинает клинить по причине износа (выхода из строя) термоэлемента его основного клапана. В результате термостат просто перестает работать.
Либо клапан термостата теряет нужную подвижность из-за налипших на него загрязнений. Отложений некачественной охлаждающей жидкости или остатков герметика, применявшегося при ремонте системы охлаждения.
Таким образом если основной клапан термостата заклинил в закрытом положении, ОЖ циркулирует только по малому кругу (без радиатора), быстро нагревается и перегревается.
Если основной клапан заклинил в открытом положении, то ОЖ циркулирует сразу по малому и большому кругам (включая радиатор) и нагреться ей практически невозможно, так как площадь охлаждения у радиатора большая.
Что делать, если заклинил термостат?
В качестве быстрого, но временного метода решения проблемы можно постукать молотком по корпусу термостата, в надежде, что клапан встряхнется и откроется (закроется).
Основной метод решения проблемы — замена термостата новым или снятие и промывка в следствии загрязнения.
Примечания и дополнения
Следует отметить, что помимо заклинившего термостата причинами перегрева или, наоборот, недогрева двигателя автомобиля могут выступать иные неисправности различных систем и механизмов автомобиля. Например, дополнительные причины перегрева: мало ОЖ в системе, не работает вентилятор на радиаторе, не работает датчик включения вентилятора, слишком позднее зажигание и т.п.
Не всегда признаками неисправности бывает явный резкий перегрев или полная невозможность прогреть двигатель. Можно годами ездить с неисправным термостатом, периодически жалуясь на то, что вот двигатель стал часто перегреваться или, наоборот, считать. что «вот какая холодная зима, двигатель очень долго прогревается» (10-15 минут должен быть на самом деле прогрев при минус двадцати). Степень проявления неисправности зависит от того насколько сильно вышел из строя термостат. Очень часто встречается «блуждающая» неисправность термостата. Сегодня симптомы его заклинивания есть, а завтра почему-то нет. В такой ситуации следует ориентироваться на то, что признаки неисправности все же есть, хотя проявляются не в полной мере. И термостат нужно обязательно заменить или хотя бы прочистить от грязи.
Источник