- Как отремонтировать переднюю вилку горного велосипеда
- Как правильно обслуживать велосипедную вилку?
- Устройство детали
- Как проверить состояние передней вилки горного велосипеда
- Обслуживание передней вилки велосипеда
- Как отремонтировать переднюю вилку горного велосипеда
- Демонтаж вилки своими руками
- Пошаговое руководство по разборке передней вилки
- Как почистить и залить масло
- Особенности ремонта телескопической вилки
- Настройка передней вилки горного велосипеда
- Заключение
- Регулировка вилки на велосипеде – как настроить и отрегулировать
- Разновидности и комплектация амортизационных вилок велосипеда
- Виды регулировок
- Регулировка жесткости вилки велосипеда
- Настройка компрессии
- Регулировка скорости отскока
- Советы
- Заключение
Как отремонтировать переднюю вилку горного велосипеда
Использование горного велосипеда предполагает прохождение особенно сложных трасс. Передняя вилка отвечает за мягкость и лёгкость движения в любой местности, а также заметно облегчает управляемость транспортным средством. Даже если скорость езды зашкаливает, нагрузка, возлагаемая на руки велосипедиста, сведена к минимуму.
Вилка, правильно отрегулированная для работы, уменьшает вибрации и продлевает период функционирования других взаимосвязанных элементов, например, рамы или подшипников, расположенных на руле.
Как правильно обслуживать велосипедную вилку?
Устройство детали
Вилка, находящаяся в передней части горного байка, включает следующие составляющие:
- амортизатор — служит для смягчения неровностей, встречающихся на пути велосипедиста, насчитывает пружину и герметично закрытую камеру;
- демпфер — обеспечивает смягчение небольших неровностей, его преимущество в быстрой амортизации;
- корпус — принимает основную нагрузку;
- фурнитура — успешно соединяет и совмещает между собой конструктивно важные элементы, такие как переключатели и фиксаторы на оси колеса и тормозов.
Элементы передней вилки
В магазинах также можно увидеть нестандартные типы вилок для горного велосипеда. Ремонт передней вилки горного велосипеда учитывает внесённые в механизм изменения, благо отличить нестандартную деталь несложно. Например, если шатуны устремлены вниз, передняя вилка смягчает мелкие неровности, но от этого страдает вес и больше времени требуется для ухода и обслуживания, деталь придётся чаще протирать от грязи и пыли.
Как проверить состояние передней вилки горного велосипеда
Зная устройство передней вилки, не дожидайтесь неисправностей, регулярно проводите профилактический осмотр и, если есть недочёты, не затягивайте с их устранением. Проверка внешнего состояния компонента включает такие этапы:
- определение износа дропаутов;
- изучение поверхности на наличие царапин и сильных потёртостей;
- присутствуют ли на сальниках следы течи масляного вещества;
- какое давление в воздушных камерах;
- в каком состоянии находится поперечный люфт ног в «штанах»;
- проверьте надёжность и прочность крепления болтов под «штанами» и рычагами, предназначенными для регулировки.
Определение износа дропаутов
Обслуживание передней вилки велосипеда
Независимо от результатов профилактического осмотра, не помешает регулярно проводить мероприятия по уходу за деталью:
- Преодолев на байке 100–150 км пути, очистите ноги детали на сальниках, а затем хорошо смажьте.
- Каждые 500–1000 км пробега полностью разбирайте сальники и тоже смазывайте.
- Прохождение 4000–5000 км обязывает внимательного владельца двухколёсного транспортного средства осуществлять замену масла.
Любители езды на велосипеде обмениваются на форумах рекомендациями смазывать деталь каждые 3 месяца, но ежедневная езда заставляет отступить от этого правила и проводить техобслуживание ещё чаще.
Как отремонтировать переднюю вилку горного велосипеда
Демонтаж вилки своими руками
Ремонт вилки горного велосипеда подразумевает замену масла, сальников ног, уплотняющих накладок, их чистку и смазывание. В любом случае ремонтные работы своими руками начинаются со снятия вилки, для этого следуйте пошаговой инструкции:
- Установите транспортное средство в положение, когда колёса оказываются вверху, а руль внизу. Если тормоз ободного типа, его нужно распустить, а затем аккуратно снять колесо, размещённое в передней части.
- Открутив крепежи, извлеките руль со встроенным выносом и трубу, подходящую к рулю.
- Наконец вы добрались до самой вилки. Когда начнёте процесс снятия детали, ловите выпадающие подшипники, важно, чтобы они остались в прежнем количестве.
- Чтобы демонтировать со штока вилки конусное кольцо опорного формата, подцепите компонент любым заострённым инструментом.
Пошаговое руководство по разборке передней вилки
Разборка передней вилки отличается в зависимости от вида детали, для примера возьмём пружинно-эластомерную вилку:
- Воспользовавшись шестигранниками, выкрутите болты, расположенные снизу.
- Отсоедините болт, регулирующий силу пружины, постарайтесь запомнить, насколько плотно прилегала деталь.
- Возьмите эластомер, ограничивающий движения пружинного механизма. Если нужно изменить величину эластомера, аккуратно обрежьте его.
- Извлеките болты и вытащите «штаны». Если из внутренней конструкции вытекает грязь или масло, деталь придётся дополнительно очистить и пройтись маслом.
- Вытащите из «штанов» пыльники и башинги методом проворачивания отвёрткой вокруг своей оси.
Составляющие вилку детали
Как почистить и залить масло
Кожухи и трубную поверхность очищают до тех пор, пока они не станут чистыми. Оставлять грязь на изолирующем материале нежелательно, налипания провоцируют повреждения внутреннего устройства, которое позже ломается.
Ремонт вилки горного велосипеда в том числе предполагает смазывание внутреннего механизма, следите за тем, чтобы масло не оказалось снаружи. При наличии подтёков при разборке вилку нужно очистить, иначе скоро она полностью выйдет из строя.
Чтобы залить масло, проделайте такие манипуляции:
- Наберите масляный раствор в обычный шприц.
- Хорошо разработайте вилку, только так можно добиться равномерного распределения смазочного материала.
- Очистите приспособление от излишков масла мягким кусочком ткани.
Что касается масляного состава, специалисты рекомендуют силиконовые и прозрачные смеси.
Смазывание внутреннего механизма
Особенности ремонта телескопической вилки
Ремонт телескопической вилки горного велосипеда имеет свои особенности:
- Извлеките колесо вместе с крышкой барабана, отвечающего за тормоз.
- Выкрутите крепёж грязевого щитка колеса и отсоедините от скользящей трубки вилки, расположенной по левую сторону.
- С помощью ключа на 14 мм ослабьте затяжку гайки болта для стяжки траверсы, находящейся вверху рулевой колонки.
- Ключ на 27 мм поможет отвернуть на пару вращений пробку, подходящую к амортизатору.
- Далее, возьмите ключ на 17 мм и приспустите гайку стяжного болта на нижнем мостике.
- Слегка ударяя молотком и подложив под поверхность несущей трубы проставку из дерева, выбейте её из траверс внизу и вверху.
- Достаньте из нижней траверсы перо ремонтируемой детали.
- Извлеките оставшееся перо точно таким же образом.
Теперь вы знаете, как демонтировать вилку, после ремонта поставьте её на место в обратной последовательности.
Настройка передней вилки горного велосипеда
После того как ремонт телескопической вилки двухколёсного транспортного средства — горного велосипеда — завершён, функционально важный компонент необходимо правильно настроить. Настройка осуществляется с учётом типа и изготовителя составляющей, надёжнее всего прочитать инструкцию и сделать так, как указал производитель.
Своими руками предстоит настроить такие функции амортизатора:
- блокировка хода — если нужно резко остановиться во время катания, например, перед холмом. Слишком часто использовать не стоит, от резкого торможения велосипеда переключатель может сломаться;
- предварительная нагрузка — позволяет улучшить амортизацию и отрегулировать жёсткость пружины;
- быстрота сжатия и возврата в прежнее положение — необходима для прыжков на двухколёсном железном коне;
- длина хода.
Сразу отлаживать все параметры не рекомендуется — отладили первый и только потом переходите к следующему.
Заключение
Теперь вы знаете, как отремонтировать переднюю вилку горного велосипеда и сможете устранить появившуюся неисправность в любой непредвиденной ситуации. Благодаря правильно проведённому ремонту и регулировке работы детали удаётся добиться лучшей амортизации движения велосипеда, а значит, и комфортной езды с ветерком.
Велосипед — непростой механизм, где ключевыми составляющими являются колёса. Корректное вращение переднего колеса в том числе зависит от втулки, соединяющей вращательный компонент с рамой. Вот почему важно разобраться, какие этапы подразумевает разборка и ремонт передней втулки велосипеда своими руками.
Часто счастливые обладатели новеньких байков задумываются, целесообразна ли замена жёсткой вилки на амортизационную на велосипеде. Ведь не все производители устанавливают на свои велосипеды амортизационные вилки. Мы также задались этим вопросом.
Впереди новый велосипедный сезон, а состояние вашего велосипеда оставляет желать лучшего? При езде на двухколёсном байке ощущается каждая кочка и катание больше не приносит удовольствия? Эта проблема вполне исправима, ремонт заднего и переднего амортизаторов велосипеда можно сделать своими руками. Как избежать и устранить уже имеющиеся неполадки амортизационной системы, рассказывают специалисты.
Источник
Регулировка вилки на велосипеде – как настроить и отрегулировать
Амортизационная вилка – один из важнейших компонентов любого горного велосипеда. От состояния и функциональности данного элемента зависит поведение байка на любой поверхности, отличной от гладкого и ровного асфальта. Чтобы максимально эффективно использовать возможности маунтинбайка, необходимо знать, как отрегулировать жесткость вилки велосипеда и произвести необходимые настройки этого компонента.
Разновидности и комплектация амортизационных вилок велосипеда
Чаще всего амортизатор состоит из 4 основных компонентов:
- Верхняя часть (в народе называют «ноги»). От плавности хода этого компонента зависит отработка мелких неровностей на дороге.
- Демпфер представляет собой регулируемую внутреннюю часть «ног», которая имеет несколько вариантов настройки.
- Шток с короной вилки. На данные механизмы приходится основной процент нагрузки со стороны рулевой трубы.
- Нижняя часть, которая в народе носит название «штаны», наполняется маслом и тоже имеет несколько вариаций настройки.
Нынешнее разнообразие велосипедов породило не менее разношерстную комплектацию байков. Производители постоянно работают над тем, чтобы профессиональные спортсмены и рядовые велолюбители смогли получать удовольствие от эксплуатации горных велосипедов. Поэтому сегодня можно выделить отдельную классификацию вилок по их типу:
- Пружинные и пружинно-эластомерные. Оборудование данного типа чаще встречается на бюджетных байках. Ремонт и обслуживание не вызывает затруднений, но такая вилка очень плохо отрабатывает незначительные неровности. В качестве основания используется самая обыкновенная пружина. Механизм легко загрязняется и, как правило, не предусматривает широкого спектра настроек. Обслуживание такого механизма сводится к простой замене пружины. Оба типа крайне уязвимы к низким температурам.
- Воздушные вилки. Оптимальное сочетание цены и простоты обслуживания в сочетании с малым весом (актуально для тех, кто хочет уменьшить вес велосипеда). Сжатый воздух в герметичной камере выступает в качестве амортизатора, а иногда и выполняет функцию демпфера. Езда на таких вилках гораздо комфортней, но есть несколько нюансов. Впрочем, бережная эксплуатация и своевременный уход обеспечат долгий срок службы механизма.
- Пружинно-масляные вилки. Это оптимальный вариант для агрессивного использования велосипеда. Механизм состоит из масляного картриджа и пружины из титана или стали. Это наиболее продуктивные и износостойкие вилки, которыми чаще всего комплектуются велики от известных производителей (например, Land Rover) для профессиональных спортсменов.
С учетом классификации можно сделать вывод о том, что правильная настройка жесткости обеспечивает не только комфорт от катания по пересеченной местности, но и выносливость механизма и его долговечность.
Виды регулировок
Сразу скажем, что данная информация распространяется по большей части на оборудование среднего и высокого уровней – бюджетные модели не имеют несколько вариаций настройки, а обычно эксплуатируются со стандартными заводскими режимами.
Современные производители амортизационных вилок для профессиональных горных велосипедов и байков среднего уровня предлагают потребителям мануал, в котором содержится вся необходимая информация по настройкам. Распространенные типы регулировок:
- Предварительная нагрузка (preload). Данный тип встречается практически во всех моделях амортизационных вилок. Чаще всего находится в верхней части «ног» и определяет просадку вилки под весом велосипедиста в статичном положении (сэг). В бюджетных моделях очевидного влияния на характеристики вилки не оказывает. В более дорогих велосипедах данный показатель следует настроить на 10–20% от общего хода вилки. На изделиях пружинного типа достаточно поджать или заменить пружину деталью с другой степенью жесткости. На воздушных моделях – изменить давление в позитивной камере.
- Отскок (rebound). Регулировка определяет скорость, с которой вилка возвращается в обратное состояние после сжатия. Это важная настройка, которая позволяет отрегулировать механизм в зависимости от специфики определенного грунта. Для шоссе и ровных асфальтированных дорог можно настроить медленную скорость отскока. Во всех остальных случаях следует регулировать вилку с учетом личных предпочтений и особенностей дороги. Продвинутые модели могут самостоятельно калибровать скорость отскока, простейшие вилки не предусматривают возможность регулировать данный показатель.
- Скорость сжатия (compression). Параметр, который отвечает за скорость сжатия вилки вследствие удара от поверхности. Различают 2 типа: высокоскоростное и низкоскоростное сжатие. Последнее (Low-compression) – одна из самых главных и распространенных регулировок, которая позволяет максимально точно настраивать особо чувствительные вилки при обработке мелких неровностей на дороге, нивелировать раскачку при вращении педалей, а также перераспределять вес при вхождении в поворот и т.д. Высокоскоростное сжатие (high-speed compression) отвечает за регулировку вилки на более заметных дефектах трассы (например, во время приземления с трамплина). Данный тип настройки встречается в амортизационных вилках, предназначенных для экстремальных велосипедов.
- Регулировка длины хода вилки. Примитивный вариант представляет собой блокировку вилки механическим образом. Встречается даже на самых дешевых моделях. Более усовершенствованные механизмы имеют функцию постепенного изменения хода, что существенно расширяет сферу использования байка на любых трассах.
- Пружина сжатия (positive spring). В простейших механизмах находится в верхней части «ноги» (так называемые «пластиковые барашки», которые могут присутствовать на одной или обеих сторонах ног). С помощью данной регулировки можно обеспечить приемлемый сэг. В механизмах среднего и высокого ценового диапазона, чтобы существенно изменить жесткость сжатия, придется заменить пружину. В воздушных амортизаторах настройка происходит путем изменения воздуха в позитивной камере.
- Пружина отбоя (negative spring). Регулировка позволяет откалибровать реакцию вилки на мелкие неровности. Настройка пружины, работающая на отбой, гораздо проще осуществляется на вилках с воздушной негативной камерой.
Большинство амортизационных вилок имеют функцию блокировки. Она необходима при езде в гору или по длинным прямым участкам. Важно своевременно включать данный функционал, дабы исключить вероятность удара по рукам при наезде на неровный участок дороги. Правильная настройка амортизатора – залог комфортного катания и «здоровья» велосипеда. Кстати, пружины известных производителей отличаются в цветовом исполнении, что соответствует различным степеням жесткости.
Регулировка жесткости вилки велосипеда
Данный параметр позволяет откалибровать мягкость амортизатора. Стандартно располагается в верхней части «ног». В своем обычном положении демпфер гасит колебания, сохраняя жесткость пружины на ровной дороге. Регулировка позволяет настроить расстояние между верхней и нижней точкой максимального давления. Различают несколько видов нагрузки:
- Минимальная жесткость. Мягкий ход вилки провоцирует появление дискомфортных ощущений по причине резких колебаний пружины во время вращения педалей.
- Высокая жесткость. Не самый лучший параметр, поскольку регулировка не позволяет амортизатору качественно обрабатывать мелкие неровности.
- Оптимальная настройка. Это золотая середина, где вилка максимально качественно гасит удары, улучшая динамические характеристики велосипеда.
Правильная настройка соблюдается, если после посадки райдера на байк остается приблизительно 70% хода вилки от ее полного показателя. Большое значение имеет и тип амортизатора. Например, в воздушных вилках степень жесткости калибруют путем подкачки воздуха, в пружинных – поджимают или меняют пружину, в простых моделях изменение жесткости существенных изменений не продемонстрирует вообще.
Настройка компрессии
Этот параметр предназначен для калибровки скорости сжатия переднего амортизатора и обеспечивает равномерный его ход и плавный отскок назад. Настройка сводится к регулировке скорости сжатия вилки под воздействием удара от неровных поверхностей. Механизмы среднего и профессионального уровней имеют 3 варианта настройки:
- Низкоскоростная. Позволяет уменьшить чувствительность механизма на мелких неровностях, но в то же время и качественно гасит мощные удары.
- Высокоскоростная. Грамотная калибровка обеспечивает эффективную обработку мельчайших неровностей, но при последующих за ними сильных ударах вилка легко пробивается.
- Блокировка. Это режим тотальной жесткости, который можно использовать во время езды по абсолютно ровным участкам.
Некоторые механизмы с воздушной пружиной имеют функцию настройки отдельно в каждой камере. Это очень удобно в конструкции велосипедов для леса и города, когда гладкий асфальт сменяется легким бездорожьем, плавно переходящим в рыхлый грунт.
Регулировка скорости отскока
Данная функция не встречается на бюджетных механизмах. Скорость отскока – это время, за которое вилка возвращается в исходное положение, чтобы обрабатывать дальнейшие препятствия. Параметры настройки:
- На шоссе и ровных участках дороги лучше выставить медленный отскок.
- Во всех других случаях следует регулировать скорость с учетом рельефа и личных предпочтений.
В любом случае скорость отскока должна быть оптимальной, дабы избежать неприятных ударов по кистям. При правильной настройке удары гасятся, а не «выстреливают» в руки, а вилка успевает разжаться для преодоления следующего препятствия.
Алгоритм выстраивания отскока на ходу:
- найти участок с небольшими неровностями;
- настроить вилку на самый медленный отскок;
- увеличить скорость движения, чтобы определить силу удара в руль;
- откалибровать вилку до того уровня, пока не прекратятся удары в руки.
Важно при этом чтобы удары от неровностей приходились на амортизатор, а не на руль или переднее колесо. И еще один важный момент – настраивать вилку сразу не рекомендуется. Следует придерживаться определенной последовательности: предварительная нагрузка (жесткость вилки) – компрессия – отскок. Только кропотливая и тщательная настройка амортизационной вилки позволяет найти идеальный баланс и получить еще больше удовольствия от езды по пересеченной местности.
Советы
В техническом плане уход за данным механизмом не отличается особой сложностью. При наличии определенных навыков и некоторых инструментов все работы можно выполнить самостоятельно. Обозначим несколько этапов:
- Демонтаж вилки велосипеда. В целом, ничего сложного здесь нет – нужно только разобраться в особенностях крепления.
- Чистка механизма. Любая грязь, пыль и песок, попавшие внутрь амортизатора, в скором времени приведут к сбоям в его работе и, возможно, к поломке. Поэтому чистка и смазка вилки должны стать обязательной процедурой, которую желательно повторять один раз в год.
- Замена масла и смазывание пружины. Желательно выполнять каждый сезон и использовать исключительно проверенные составы от известных производителей.
Опытные мастера по ремонту советуют не затягивать с обслуживанием амортизационной вилки при появлении самых первых «звоночков» в виде специфических звуков или появления нетипичных ударов. Оперативное вмешательство позволит избежать более серьезных проблем и полной замены всего механизма.
Заключение
В настройке амортизационной вилки нет ничего сложного. Качественная калибровка позволяет эффективно преодолевать бездорожье и использовать байк в щадящем режиме. Своевременное обслуживание амортизатора существенно увеличивает срок его эксплуатации и снижает вероятность появления серьезных проблем.
Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.
Источник