Во время великой отечественной войны цирк не работал да или нет

Цирк в годы Великой Отечественной войны

Памяти работников циркового дела, защищавших нашу страну в годы Великой Отечественной войны, посвящается…

В героической борьбе, длившейся 1418 дней и ночей, с оружием в руках участвовали многие и многие артисты, режиссеры, работники униформы и другие. Никогда не будет забыт их вклад в Великую всенародную Победу. Защищая Родину, многие из них, отдали свои жизни, но память о них жива, и будет жить вечно.

Цирковая арена прививала акробатам, жонглерам, гимнастам — волевые качества: отвагу, выдержку, выносливость, безграничное упорство. И эти качества великолепно проявились в боевой обстановке. Не случайно маршал Черняховский назвал цирковых артистов людьми стального характера.

Перед самой войной один из первых выпускников циркового училища Федор Суворов был участником музыкально-эксцентрического номера. Навыки циркового акробата — тренированное тело и закалка — верой и правдой послужили ему, когда он служил в разведке. О воинской доблести солдата Суворова убедительнее всего свидетельствуют его боевые награды: два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медали: «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Ансамбль наездников под руководством Михаила Туганова на второй день войны направился вместе со своими конями в кавалерийский корпус генерала Доватора. Находчивость и ловкость удалых джигитов — как они пригодились в неожиданных перипетиях боя! Сколько раз эти качества вызволяли их из самых, казалось бы, безвыходных положений.

В июльские дни 1941 года в Алма-Ате формировалась 316 стрелковая дивизия, пулеметчиком которой стал уроженец этого города цирковой артист, воздушный гимнаст И. А. Щепетков. В холодные осенние дни того же года бойцы триста шестнадцатой насмерть стояли на подступах к Москве. Среди 28 героев-панфиловцев, бессмертный подвиг которых у разъезда Дубосеково известен всему миру, сражался и Щепетков. Он погиб в этом бою, ставшем легендой. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Восемнадцатилетний наводчик орудия Лев Осинский проявил себя в боевой обстановке как грозный и отважный истребитель танков. В жарком сражении под Белгородом осколком снаряда ему оторвало левую руку.

Читайте также:  Как настроить cisco ios

Ценой титанического напряжения воли и всех душевных сил, увечный фронтовик вернулся в манеж к творческой жизни. До войны он был эквилибристом в групповом номере. Осинский сумел найти в себе силы и не только выйти на арену, но и прославился как один из лучших эквилибристов мира.

Известный артист цирка Анатолий Новожилов, в мирное время иллюзионист Шаг, был участником обороны Крыма, штурма Севастополя и боев на Волге.

Нелегкая судьба солдата хорошо была знакома прославленному мастеру арены и экрана Юрию Никулину. Военный путь он начинал рядовым красноармейцем в артиллерийской разведке, воевал под Ленинградом, в Эстонии, закончил войну в Латвии старшим сержантом, помощником командира взвода управления артиллерийской батареи.

Поистине удивительна военная биография друга Никулина и партнера по манежу клоуна Михаила Шуйдина. Вчерашний студент циркового училища стал офицером, командиром танка — грозного Т-34, участвовал в боях под Белгородом и Харьковом, горел в танке на берегах Вилейки в Литве, лицом к лицу встречал у Сморгони и Золотоноши немецкие «тигры» и самоходки, форсировал реки, мужественно отбивался от превосходящих сил врага.

Знаменитый наездник-жокей, заслуженный артист РСФСР А. С. Александров-Серж, ветеран цирковой арены, несмотря на преклонный возраст, организовал и возглавил одну из первых артистических бригад по обслуживанию частей Западного фронта. Суровый путь от Москвы до поверженного Берлина прошли и два сына Александрова-Сержа— Святослав и Юрий. За ратные подвиги они награждены многими орденами и медалями.

С первых дней войны и до последних прошел солдатской дорогой в качестве агитбойца клоун Борис Вяткин.

После Великой Отечественной войны генерал Михайлов, разби­равший архивы Геринга, нашел приказ асам люфтваффе: «Сбить летчиков: Покрышкина, Кожедуба, Рычкалова, Молодчева и «смею­щегося паяца» (фамилия и часть неизвестны). Им был Владимир Довейко. Его полк летал на американских бомбардировщиках «Боинг В-25». На фюзеляже своей машины Владимир Довейко нарисовал сме­ющегося клоуна в ярком колпаке и написал: «За советское искусство!» Во время одного из боевых вылетов над железнодорожной станцией Бреслау на него из облака выскочил мессер. Деваться было некуда, сделав боевой разворот, он зарядил очередь из пяти пулеметов. Только после войны он узнал, что пилотом сбитого ис­требителя был племянник Геринга и немцы внесли его в «черный список».

Несмотря на лишения военного времени, творческая жизнь в цирке била ключом. В 1942 году был учрежден конкурс на новые произведения. Это событие вызвало в профессиональной среде огромный интерес и благотворно совалось на дальнейшей творческой судьбе всего циркового искусства. Когда подвели итоги, то они превзошли все ожидания: за время войны было выпущено свыше 150 новых номеров и аттракционов. Вот некоторые строки из хроники постановочной деятельности цирка того периода.

. Пятого апреля 1942 года на московском манеже со­стоялось первое выступление крупного аттракциона «Воздушные канатоходцы» под руководством Николая Хибина.

..23 декабря 1943 года корифеи нашей арены, популярные артисты сестры Кох выпустили оригинальный аттракцион «Семафор-гигант».

. В начале 1943 года состоялась премьера аттракциона «Слоны и танцовщицы», созданного известным дрессировщиком А. Н. Корниловым.

Список можно продолжать, важно отметить непоколебимую веру людей, в свое светлое будущее, в Победу.

Источник

«70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ:
Деятели культуры — фронту»

В мае 1941 г. гастролями иллюзиониста Э. Т. Кио закрылся сезон в Ленинградском цирке, и на несколько лет его деятельность прекратилась. Само здание цирка на Фонтанке напоминало грозную крепость с амбразурами на месте его дверей и зеркальных стекол. Возрождение циркового театра в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны было связано с именем Евгения Павловича Гершуни (1899–1970), режиссера цирковых и эстрадных представлений, который в довоенное время в течение многих лет был художественным руководителем Ленинградского цирка.

В Кировской дивизии народного ополчения, он сформировал дивизионный ансамбль с участием профессиональных цирковых артистов. В нее вошли конферансье А. В. Чаров, музыкальный эксцентрик А. А. Ругби, фельетонист «на местном материале» Л. Арт, акробаты Н. Ф. Александрович и Г. М. Поликарпов, танц-жонглеры Анатолий и Александр Жерве, фокусник С. К. Соколов, певцы Д. И. Горюнов и А. М. Прокофьева, композитор В. Н. Липатов, пианисты И. И. Шифельбейн и А.
Циммерман и другие.

Участники ансамбля сами создавали свой сценический репертуар. В июле 1941 г. недалеко от станции Батецкая, в расположении дивизии в деревне Большие Теребони, артисты встретились со «взводом писателей», и в результате совместного творчества с П. Н. Ойфой, Г. В. Кубанским, Ю. И. Слонимским и Д. К. Островым появилось несколько эстрадных номеров, ставших затем очень популярными на Ленинградском фронте. Большой любовью солдат пользовалась, в частности, песня В. Н. Липатова на слова Ойфы «Здравствуй, русская винтовка». Позднее для бригады писал Н. В. Глейзаров и Е. И. Рывина. Ей принадлежало несколько песен и стихотворений в репертуаре ансамбля, среди которых была песня «Бойцам Ленинградского фронта».

В Больших Теребонях возник и «Расчет аккордеонистов», забавный номер, родившийся благодаря тому, что в ансамбле было три пианиста и один аккордеон, играть на котором никто не умел. Музыканты остроумно вышли из положения: один из них держал аккордеон на коленях, другой растягивал мехи, а третий играл на клавиатуре.

В сентябре 1941 г. группа артистов-ополченцев была прикомандирована к Ленинградскому дому Красной Армии им. С. М. Кирова и преобразована во фронтовую бригаду. Ее первые выступления в новом качестве состоялись перед моряками Балтийского флота в бывшей Сергиевской Пустыни на Петергофской дороге – артисты дали там восемь концертов в течение дня – и на Ораниенбаумском «плацдарме», где состоялось 29 концертов за 10 дней.

Постепенно бригада Гершуни приобрела широкую популярность На их выступления поступали персональные заявки, велась неофициальная предварительная запись. За неполные два года фронтовая бригада цирковых артистов дала около 1400 представлений на Ленинградском фронте и 107 – на Волховском.

Наибольшим успехом у зрителей пользовалась исполнительница русских песен Прокофьева, братья Жерве и сатирический ансамбль под руководством Ругби. Артист создал маску «повара-красноармейца», мудрого и острого на язык весельчака. «Дядя Саша», как называли его солдаты, стал любимым персонажем Ленинградского фронта. Позднее образ веселого повара использовали акробаты Ф. Я. Хвощевский и А. И. Будницкий.

Из музыкального эксцентрика Ругби превратился в конферансье и исполнителя куплетов. Он удивительно быстро устанавливал контакт с аудиторией, и от него зависел темп и общий успех концерта. Коньком ансамбля были военные частушки. Основными их авторами являлись сам Александр Ругби, Леонид Арт и Анатолий Жерве, иногда частушки писали коллективно, прямо на концертах.

В конце 1941 г. базой фронтовой бригады Гершуни стало помещение Театра эстрады. В его подвалах, служивших бомбоубежищем, поселились семьи артистов, потерявших жилье.

В начале 1942 г. состоялся отчетный концерт агитбригады в Большом зале Ленинградской филармонии, который транслировался по радио. Из-за ошибки диктора, назвавшего место проведения концерта, через полчаса начался ожесточенный обстрел района филармонии, однако ни один человек не покинул зала.

23 августа 1942 г. состоялось еще одно знаменательное событие – 600-ый концерт этого коллектива. Представление, проходившее в переполненном зале Дома Красной Армии им. С. М. Кирова, вызвало овации, и Политуправление Ленинградского фронта предложило Гершуни представить проект организации фронтового цирка.

На создание циркового театра ушло около полугода. В первую очередь необходимо было расширить состав исполнителей. С этой целью из частей Ленфронта и фронтовых бригад были отозваны цирковые артисты. Узнав об организации цирка, к Гершуни приходили старые циркачи, остававшиеся в Ленинграде, писали ему из войсковых частей. Основной костяк труппы составили артисты, работавшие в агитбригаде: Н. Ф. Александрович, братья Жерве, Г. М. Поликарпов, С. К. Соколов, один из лучших цирковых эксцентриков клоун Павел Алексеевич (П. А. Алексеев). Возглавил труппу первый помощник Гершуни А. А. Ругби (в 1944 г. его не стало)

Большую помощь в организации Фронтового цирка оказали акробаты Т. А. Птицына и Л. С. Маслюков, прежде работавшие в составе различных концертно-фронтовых бригад. В декабре 1943 г. этот эстрадный дуэт выступал на концерте для участников Совещания глав правительств держав антигитлеровской коалиции в Тегеране. В труппу цирка вошли также воздушные гимнастки Александрова и Фетисов, жонглер Рапитто, иллюзионист Казини (А. Д. Козюков, брат Б. Д. Козюкова) с номером «Летающая дама», артисты Петролли и некоторые другие – в общей сложности около 50 человек. Для восстановления здоровья и физических сил всем было назначено усиленное питание. Постепенно сложился крепкий профессиональный коллектив, способный вернуться к традиционным цирковым жанрам, забытым во время войны.

Музыкальным руководителем цирка стал И. И. Шифельбейн, которому было поручено сформировать оркестр. Для этого из строевых частей также были отозваны музыканты, в том числе несколько женщин-военнослужащих из довоенного женского джаза – всего 12 человек. Создан был балетный ансамбль. Им руководила балетмейстер Дома Красной Армии Е. М. Вислоцкая.

Необходимо было пополнить программу злободневным сатирическим материалом. Для создания текстов был привлечен конферансье К. А. Гузынин. Одетый в белый атласный фрак, с неизменной бородкой, он удачно воспроизводил образ классического циркового шпрехшталмейстера. Гузынин был одним из авторов пролога, который назывался «Фашистский зверинец». Эскизы костюмов для представления выполнил художник В. А. Петров.

23 февраля 1943 г. в Доме Красной Армии состоялось открытие Ленинградского Фронтового красноармейского цирка. Е. П. Гершуни стал его художественным руководителем. Друзья и коллеги поздравили его с этим событием.

Представления оформлялись как «настоящий» цирк с амфитеатром, форгангом, занавесом из красного бархата, оркестровым «балконом» и цирковым барьером, также покрытым красным бархатом. Не хватало только дрессированных животных. Попытка взять медведя из зоопарка окончилась неудачей. Их заменило старинное классическое цирковое антре с лошадью, в которую наряжались две балерины, одетые в соответствующий чехол. Номер назывался «Последняя лошадь фон-Паулюса». Сатирический диалог между Гузыниным и Павлом Алексеевичем завершался чечеткой, которую отбивала «лошадка». Это был финал представления, пользовавшийся неизменным успехом.

Фронтовой цирк выступал в Кронштадте, на фабриках и заводах, в домах культуры, в помещении Малого Оперного театра. За короткое время он завоевал большую популярность в частях Ленинградского фронта и на кораблях Балтики. Осенью 1943 г. весь его коллектив с новой программой уехал на месяц в Москву на показательный смотр лучших достижений советского цирка. А примерно через год вошел в состав стационарного Ленинградского цирка.

Начиная с 1942 г. в армейских частях выступало еще несколько цирковых фронтовых бригад, подобных агитбригаде Гершуни. В них работали выдающиеся артисты: комик-мим К. А. Берман, иллюзионист И. К. Символоков, клоун Д. С. Альперов и др.

Ансамбль, возглавляемый клоуном Б. П. Вяткиным, за три года своего существования дал более полутора тысяч концертов перед фронтовиками. В частях Западного фронта выступала бригада наездника-жокея А. С. Александрова-Сержа.

Летом 1942 г. возник «Филиал Московского Госцирка на фронте» под руководством М. Н. Румянцева (Карандаша). Для его выступлений было изготовлено портативное оформление: занавес, барьерная дорожка, прожекторы. Артист создал десятки сатирических номеров, среди которых были «Поход фашистов на Москву и обратно» и «Речь министра пропаганды Геббельса».

13 июля 1942 г. состоялся первый выезд «Цирка Карандаша» в действующие части 16-й армии, оборонявшей Москву. «Успех был огромный, – вспоминал впоследствии генерал-майор А. А. Лобачев. – Каждый номер встречался бурей аплодисментов. Необычное для фронтовой обстановки выступление артистов заставляло бойцов вспомнить довоенное время, когда они со своими знакомыми и родными ходили в цирк».

В 1942 г. фронтовые бригады были созданы также в Саратовском и других крупных цирках страны, а в 1944 г. акробат и клоун Сим (С. И. Маслюков) возглавил фронтовую бригаду студентов и преподавателей циркового училища. На сценической площадке Сим появлялся комично хромая, в изодранном немецком мундире и с подвязанной головой.

За годы войны было подготовлено более 150 новых номеров и аттракционов. Среди них было множество интермедий и реприз антифашистского содержания. Клоуны Н. Антонов и В. Бартенев исполняли буффонную сценку «Часовой или заключенный», «коверные» В. Зонов и Е. Ф. Чеколтан – акробатический номер «Фрицы», А. Н. Борисовская и П. Г. Тарахно – куплеты «На Моздок я не ездок». Представители цирковой династии Дуровых – братья Юрий и Владимир – выступали с дрессированными животными. В. В. Дуров во время войны работал в Казани. Вместе с Демьяном Бедным, который в 1942–1944 гг. проживал в здании Казанского цирка, он создал новую программу–обозрение «Смех убивает». Клоун-дрессировщик Ю. В. Дуров участвовал в героической пантомиме «На подступах к городу Н.».

28 ноября 1944 г. состоялось открытие Ленинградского цирка на Фонтанке. В торжественном прологе, поставленном Е. М. Кузнецовым, принимали участие народный артист СССР Ю. М. Юрьев, хор Ленинградской капеллы и любимец ленинградской публики клоун Карандаш. В программу были включены номера ведущих цирковых артистов: жонглеров Виолетты и Александра Кисс, акробатов Ф. Я. Хвощевского и А. И. Будницкого (в образе тех самых «Веселых поваров»), наездников Королевых. В представлении принимали участие знаменитые «стальные капитаны» братья Мирославские, куплетисты Г. Л. Рашковский и Н. А. Скалов и музыкальный ансамбль лилипутов.

Уже чувствовалось приближение скорой Победы. И в ее приближении была немалая заслуга цирковых артистов. Эти мужественные люди, выступавшие перед солдатами под бомбежками и обстрелами так, как будто это была арена обычного цирка, вносили частичку праздника в тяжелый бесчеловечный военный быт, помогая бойцам превозмогать его тяготы и сражаться за мирную жизнь, полную простых человеческих радостей.

Недаром 9 мая 1945 г. артисты цирка дали праздничный концерт на лестнице рейхстага в Берлине. Были среди них и артисты Фронтового цирка под руководством Е. П. Гершуни.

Н. С. Тихонов. «Народные ополченцы»: Из подборки газетных публикаций первых месяцев войны, посвященных обороне Ленинграда. 1941 г.
Ф. 443 (В. М. Лосев), № 449, л. 84.

Вячеслав Михайлович Лосев (1890–1942), библиограф, краевед, коллекционер.

«Беспокойный завтрак»: Из серии рисунков о боях под Гатчиной Б. Н. Соколова. 1980–1990 е гг.
Ф. 1517 (Б. Н. Соколов), № 28, л. 1.

Борис Николаевич Соколов (1911–2003), автор опубликованных воспоминаний «В плену», выпускник Ленинградской лесотехнической академии; в августе–сентябре 1941 г. – командир огневого взвода в дивизии народного ополчения г. Ленинграда, с сентября 1941 г. до 1945 г. находился в концлагерях Латвии и Германии, затем – в заключении в системе ГУЛАГа; после освобождения работал инженером на заводах и преподавателем в технических вузах Ленинграда, кандидат технических наук, доцент. В ОР РНБ хранятся также рукописи его воспоминаний о 1930-х и 1950-х–1980-х гг.

Военный билет С. А. Семенова. [1930-е гг.]
Ф. 685 (С. А. Семенов), № 591, л. 98–99.

Сергей Александрович Семенов (1893–1942), писатель, участник Гражданской войны, один из создателей «Издательства писателей в Ленинграде», автор повести «Голод» и романа «Наталья Тарпова», имевших шумный успех в 1920-е–1930-е гг.; участник полярных экспедициях на ледоколах «Сибиряков» и «Челюскин», приемный отец Г. С. Семенова. В 1941 г. воевал на Ладоге. Умер в госпитале от пневмонии 12 января 1942 г.

В. А. Рождественский. «Голос Волхова». 1943 г.
Ф. 644 (В. А. Рождественский), № 9, л. 1.

Всеволод Александрович Рождественский (1895–1977), поэт, в годы войны – военный корреспондент газеты Ленинградского народного ополчения «На защиту Ленинграда», газеты 8-й армии «Ленинский путь» и газеты «Во славу Родины», выходившей на Карельском фронте; в 1942 г. был награжден медалью «За боевые заслуги», в 1942 г. – Орденом Отечественной войны II степени, закончил войну в звании капитана. См. также

В. С. Шефнер. «Кровь на бетоне»: Стихотворение. [1943–1945 гг. ] Ф. 552 (А. Г. Островский), № 80, л. 8.

Вадим Сергеевич Шефнер (1914–2002), поэт, прозаик.
С первых месяцев войны – рядовой в батальоне аэродромного обслуживания под Ленинградом, с 1942 г. – фронтовой корреспондент газеты Ленинградского фронта «Знамя победы», В 1943 г. в блокадном Ленинграде вышла вторая книга его стихов «Защита».
События героической обороны Ленинграда отражены в поэме «Встреча в пригороде» (1943–1945 гг.). Закончил войну в звании старшего лейтенанта.

«В. М. Саянов». Дружеский шарж Лео (Б. М. Лифшица). 1944–1945 гг. Ф. 712 (Собр. рисунков, Б. М. Лифшиц), № 401.

Виссарион Михайлович Саянов (1903–1959) в 1941 г. работал в газете «На страже Родины», участвовал в выпусках «Боевого карандаша», в 1942–1944 г. был членом редколлегии журнала «Ленинград», в 1944 г. стал главным редактором журнала «Звезда». В годы блокады у него вышло три сборника: «Фронтовые стихи» (1941), «В боях за Ленинград» (1943), «На полях Ленинградской битвы» (1945).
Лучшая проза Саянова о блокаде собрана в его последней книге «Ленинградский дневник» (1958). См. также

Александр Андреевич Прокофьев. Шарж Лео
(Б. М. Лифшица). 1944–1945 гг.
Ф. 712 (Собр. рисунков, Б. М. Лифшиц), № 399.

А. А. Прокофьев (1898—1963), поэт, автор слов песни «Товарищ»; в 1922–1930 гг. служил оперуполномоченным в органах ВЧК–ОГПУ, в последующие годы находился в действующем резерве органов госбезопасности. Во время войны – член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта; военный журналист. В 1945–1948 и 1955–1965 гг. был ответственным секретарём Ленинградского отделения СП РСФСР.

Писатели-фронтовики (слева направо):
(вверху) А. А. Прокофьев Д. А. Щеглов,
(внизу) В. А. Рождественский, П. Н. Лукницкий,
Л. И. Левин. 16 июня 1942 г., дер. Сассары Мгинского района Ленинградской области. Ф. 685 (С. А. Семенов),
№ 596, л. 3.

Борис Михайлович Лео (Б. М. Лифшиц) (1904–1975), художник-карикатурист, выпускник кавалерийской школы и одесской Свободной Академии художеств, печатался в военных периодических изданиях; в годы блокады Ленинграда работал во фронтовой газете «На страже Родины» и в ленинградских «Окнах ТАСС».

Александр Андреевич Прокофьев (о нем см. ниже).

Дмитрий Алексеевич Щеглов (1898–1963), драматург, автор около 20 пьес, которые были популярны у самодеятельных агиттеатров; в начале войны вступил добровольцем в истребительный батальон народного ополчения, позже служил в политотделе армии, с боями прошел от Ленинграда до Берлина. См. также

Всеволод Александрович Рождественский (см. ниже)

Павел Николаевич Лукницкий (1900–1973), поэт, прозаик, собиратель материалов об Анне Ахматовой и Николае Гумилёве; в 1997 г. коллекция рукописей поэтов Серебряного века была передана в ИРЛИ РАН (Пушкинский дом). Во время войны был корреспондентом ТАСС на Ленинградском фронте, с осени 1944 г. – на 2-м и 3-м Украинских фронтах; участвовал в боях 23 Армии под Сестрорецком, был дважды контужен.

Лев Ильич Левин (1911–1998), критик, в годы войны был военным корреспондентом, награжден орденом Красной Звезды.

М. В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»: Отрывок из стихотворения. 15 июня 1945 г.
Ф. 321 (М. В. Исаковский), № 4, л. 1.

Стихотворение «Враги сожгли родную хату…»
М. В. Исаковский написал в 1945 г. Впервые оно было опубликовано в журнале «Знамя» в 1946 г., после чего попалось на глаза А. Т. Твардовскому, который посоветовал М. И. Блантеру положить его на музыку. Однако идея превратить стихотворение в песню поначалу вызвала резкое неприятие Исаковского. Вскоре песня была создана, но, прозвучав по радио в исполнении Владимира Нечаева, сразу же была запрещена «за распространение пессимистических настроений» и на долгие годы исчезла из репертуара официальной советской эстрады.
Только после того, как в 1965 г. маршал В. И. Чуйков попросил исполнить ее на »Голубом огоньке», песню стали записывать многие певцы. Наибольшую популярность она приобрела в исполнении Марка Бернеса.

Протокол заседания редакционного совета музыкального сектора издательства «Искусство». 13 октября 1942 г.
Ф. 1117 (Б. И. Загурский), № 183, л. 1.

Борис Иванович Загурский (1901–1968), выпускник инструкторско-педагогического факультета и аспирантуры Ленинградской консерватории (руководитель Б. В. Асафьев), в 1936–1938 гг. – директор консерватории, в 1938–1941 и в 1944–1951 гг. – начальник Управления по делам искусств Ленгорисполкома, в 1951–1961 гг. – директор Ленинградского Малого оперного театра. В годы войны оказывал всемерную помощь деятелям культуры Ленинграда, о чем свидетельствует переписка, хранящаяся в его личном фонде в ОР РНБ.

Георгий Никифорович Носов (1911–1970), композитор-песенник. С 1939 по 1943 г. находился на службе в Красной армии, работал в ансамблях красноармейской песни и пляски. Песни Носова звучали в исполнении концертных бригад и фронтовых ансамблей. В чине техника-интенданта 1-го ранга командовал взводом 22-го стрелкового полка 92-й стрелковой дивизии. В 1943 г. демобилизовался и сосредоточился на занятии творчеством

Н. Л. Браун. «Краснофлотские частушки». 1944 г.
Ф. 552 (А. Г. Островский), № 14, л. 9.

Николай Леопольдович Браун (1902–1975), поэт, писатель, переводчик. Студиец Цеха поэтов, выпускник литературного факультета Ленинградского педагогического института, работал учителем и сотрудничал в ленинградских журналах. Во время войны служил во флоте; в августе 1941 г. участвовал в Таллинском переходе кораблей Балтийского флота в Кронштадт, во время которого дважды тонул на торпедированных один за другим кораблях, спасся только благодаря удивительной случайности; позднее был назначен военным корреспондентом в осажденный Ленинград, где создал множество произведений о войне, в том числе сатирических стихов, текстов песен; либретто оперы «Севастопольцы».
После войны заведовал отделом поэзии журнала «Звезда», руководил литературным объединением при этом журнале.

Из фронтовых дневников П. Н. Лукницкого.
«Вчера, поздним вечером, зашел по соседству к Николаю Брауну. Он трезв в мыслях, одинок, весь в песнях. Сказал мне, что ему очень бы хотелось повидаться с женой и ребенком, съездить на Урал, где они плохо живут, и помочь, устроить дела их, но что в такой момент он считает просто неудобным даже поднимать разговор об этом, надо, мол, быть здесь. Поэтому не высказал он своего желания и А. Фадееву – тот, безусловно, не отказался бы устроить ему эту поездку (о его жене, поэтессе М. И. Комиссаровой, см. раздел «День Победы»).
Браун доволен: вся Балтика поет его песни. Недавно на одном из кораблей был устроен его вечер. Браун не произносит никаких громких фраз ни о защите города, ни о своем долге… но чувствуется, что он готов разделить судьбу города до конца, что хочет работать самозабвенно, что привык ко всему и ничто уже его не страшит.
В квартире Брауна ничто не тронуто, все – как было до войны. На его письменном столе я увидел пять изданных за время войны сборников его балтийских песен (шестой выходит). Стол стоит в угловой комнате между двумя раскрытыми настежь окнами. В одно, выходящее на улицу Софьи Перовской, видна пробоина: снарядом разбита квартира поэтессы Наташи Бутовой в противоположном доме. Перед другим окном – превращенная в госпиталь больница, объект вожделений немецких артиллеристов. Во время одного из недавних обстрелов снаряды свистели вокруг, и Браун, ничего приятного не испытывая, решил сойти вниз, вышел на лестницу, спустился до третьего этажа и дальше не пошел, потому что весь дом содрогался от разрывов, а это место на лестнице показалось ему более защищенным.
».

(«Ленинград действует. Книга 2. Март 1942 года–февраль 1943 года. М.: Советский писатель,1971).

А. М. Флит. «Боевые частушки»: Вырезка из газеты «На страже Родины». 19 сентября 1941 г.
Ф. 443 (В. М. Лосев), № 449, л. 44.

Александр Матвеевич Флит (1891–1954), поэт, фельетонист; выпускник юридического факультета Киевского университета; публиковался в журналах «Сатирикон», «Новый Сатирикон», «Бегемот», «Смехач»; в «Красной газете», в «Окнах РОСТА»; был автором текстов эстрадных номеров в кукольном «Театре Петрушки» под руководством Е. С. Деммени. Всю блокаду работал в Ленинграде, писал во фронтовой печати, для «Окон ТАСС» и Ленинградского радио. В эти годы были изданы сатирические книги Флита: «В лоб» (1941), «Гансы и Фрицы» (1942), «Битые козыри» (1943), «Шрапнель» (1943) и другие.

Б. Н. Тимофеев. «Не пироги да пышки – а синяки да шишки»: Отрывок из стихотворения. 1944 г.
Ф. 1130 (Е. П. Гершуни), № 288, л. 1.

Борис Николаевич Тимофеев (1899–1963), поэт; выпускник юридического факультета ЛГУ, автор нескольких поэтических сборников (первый выпустил в 1921 г. под фамилией «Тимофеев-Еропкин»), соавтор многих популярных романсов 1920-х гг. на музыку А. Н. Цфасмана, Б. А. Прозоровского и др., в том числе «Караван», «Мне бесконечно жаль», «Вернись, я всё прощу», «Неудачное свидание” («Мы были оба. – Я у аптеки! – А я в кино искала вас. ») и др. В годы войны писал для фронтовых эстрадных ансамблей, сотрудничал в объединении «Боевой карандаш» и в «Окнах ТАСС».

Пригласительный билет на концерт Фронтового джаз-ансамбля Ленинградского дома Красной Армии им. С. М. Кирова с участием К. И. Шульженко и В. Ф. Коралли 12 июля 1942 г.
Ф. 1130 (Е. П. Гершуни), № 23, л. 34 об.–35.

Клавдия Ивановна Шульженко (1906–1984) после объявления о начале войны вступила в ряды Красной армии. С Ленинградским фронтовым джаз-оркестром дала сотни концертов на Ленинградском фронте и в других воинских частях. С 1943 г. – артистка Москонцерта. 9 мая 1945 г. Шульженко была награждена орденом Красной Звезды, а в сентябре 1945 г. ей было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

Владимир Филиппович Коралли (1906– 1995), эстрадный певец, куплетист, конферансье, муж К. И. Шульженко; руководитель «Фронтового джаз-ансамбля под управлением К. И. Шульженко и В. Ф. Коралли» (Джаз-ансамбля Ленинградского Дома Красной Армии С. М. Кирова, 1939–1945). В 1942 г. им была подготовлена специальная программа «Города-герои».

«…Писатели в действующей Красной [Армии]»: И. Г. Ямпольский (слева) и Ю. И. Слонимский. [1941 г.]
Ф. 685(С. А. Семенов), № 596, л. 3.

Исаак Григорьевич Ямпольский (1903–1991), литературовед, критик; выпускник литературно-лингвистического отделения факультета языкознания и материальной культуры Ленинградского университета, в 1956–1962 и 1968–1969 гг. – заместитель главного редактора серии «Библиотеки поэта», с 1966 г. – профессор ЛГУ.

Юрий Иосифович Слонимский (1902–1978), театровед, историк балета, либреттист, соавтор учебника «Основы характерного танца»; создатель (совместно с Ф. В. Лопуховым) балетмейстерского отделения при Ленинградском хореографическом училище.
В июле–сентябре 1941 г. оба принимали активное участие в издании газеты «За Советскую Родину», Ямпольский фактически стал ее ответственным секретарем, затем работал в Ленинградском отделении ТАСС.
О Слонимском см. также

Рапорт П. Н. Ойфы командованию 1-го батальона 1-го полка дивизии Дзержинского района г. Ленинграда. 9 июля 1941 г. Ф. 685 (С. А. Семенов), № 716.

Петр Наумович Ойфа (1907–1987), поэт; в годы войны – военный корреспондент, принимал самое активное участие в издании газеты «На страже Родины».

«…главное, чем занят поэт, – это не стихи, а боевая корреспондентская работа. Нет, наверное, такого газетного жанра, кроме, пожалуй, сатиры и юмора, в котором П. Ойфа не выступал бы на страницах нашей «дивизионки». Газетная работа занимает у него почти все время. И только в пути на передовую или с передовой, шагая по обочине проселочной дороги, он становился вдруг молчаливым и сосредоточенным, и вот уже слышалось его невнятное бормотание — рождались строфы новых стихов; иногда он записывал их тут же, на ходу, или присев на минуту на подвернувшийся пенек».

Танц-жонглер Анатолий Жерве. Эскиз костюма для Ленинградского цирка. Худ. М. Полярный. Февраль – апрель 1945 г. Ф. 1130 (Е. П. Гершуни), № 355, л. 14.

Анатолий Иванович Жерве (наст. фам. Борщевский) (1904–1983), артист фронтовой бригады Е. П. Гершуни и Фронтового цирка, старший из братьев; учился в Московском хореографическом училище; подрабатывая униформистом в цирке на Цветном бульваре, где освоил искусство жонглирования и обучил ему младшего брата. В 1930-х гг. они создали номер, в котором сочетались танцевальные «па», степ и жонглирование. Анатолий появлялся на эстраде в обличье барина-кутилы, посетителя ресторана, Александр, наделенный высокой худой фигурой, играл забавного официанта. В 1943 г. Анатолий Жерве перенес тяжелое осколочное ранение.
Братья Жерве оставили сцену в 1982 г.

О концерте в клубе воинской части на Пулковских высотах в 1941 г. (Из книги Е. П. Гершуни «Рассказываю об эстраде» 1968 г.)
«Особый успех выпадает на долю нашего Пата, высоченного артиста Борщевского, ловко жонглирующего булавами и одновременно отбивающего чечетку. Он танцует на полусогнутых ногах, чтобы не задеть головой потолок нашей «сцены». У зрителей счастливые лица. Кратковременный отдых, который они получат от веселого концерта, даст им новые силы».

Письмо Я. О. Хаскина Е. П. Гершуни. 10 июня 1942 г.
Ф. 1130 (Е. П. Гершуни), № 237, л. 1.

Яков Осипович Хаскин (1900–1989), с 1919 г. работал в органах ВЧК–ОГПУ, с 1933 г. – директор Ленинградского отделения А/О »Интурист» и представитель ЛО »Интуриста» в Париже; в 1939–1941 гг. и 1947–1948 гг. – директор Ленинградского театра эстрады. В первые дни войны вместе с частью артистов театра ушел в народное ополчение, с сентября 1941 г. служил инструктором по работе среди войск противника в политотделах Ленинградского, Волховского и 2-м Украинского фронтов. В 1947–1974 гг. работал в «спецхране» ГПБ.

См. о нем: Варламова С. Ф. Три судьбы на фоне Российской национальной библиотеки // Российская национальная библиотека: страницы истории: Сб. ст. СПб., 2001. См. также

«Последняя лошадь»: Антрэ. Исполнители Павел Алексеевич (П. А. Алексеев), К. А. Гузынин и две танцовщицы из балетного ансамбля цирка. Худ. В. А. Петров. 1943 г.
Ф. 1130 (Е. П. Гершуни), № 24, л. 3.

Павел Алексеевич (П. А. Алексеев) (1898–1963), клоун, мастер музыкальной эксцентрики и буффонады; В 1920-е гг. работал в провинциальных цирках, используя маску Чарли Чаплина; с 1930 г. – артист Ленинградского цирка. В последние годы жизни выступал на эстраде в качестве конферансье.
Из воспоминаний Е. П. Гершуни «Фронтовой цирк» из книги «Ленинградские театры во время Великой Отечественной войны» (М.; Л., 1948).

«Павел Алексеевич Алексеевич – настоящий самородок в искусстве. Это прирожденный талант, самобытный русский актер. Исключительное комическое дарование, простота, мягкость, тонкий юмор, отсутствие штампованных приемов. он работал «коверным», играл в пантомимах, был музыкальным эксцентриком, эквилибристом, делал сложнейшие акробатические трюки. Во время войны он остался в Ленинграде и приобрел в частях Ленинградского фронта огромную популярность».

Конферансье К. А. Гузынин. Эскиз костюма для представлений в Ленинградском цирке. Худ. М. Полярный. Февраль – апрель 1945 г.
Ф. 1130 (Е. П. Гершуни), № 355, л. 11.

Константин Алексеевич Гузынин (1900–1993), артист эстрады, автор музыкальных фельетонов и эстрадных миниатюр; выпускник Школы русской драмы В. Н. Давыдова, с 1926 г. – актер Красного театра в Ленинграде, в 1932–1964 гг. – конферансье Ленгосэстрады. Во время Великой Отечественной войны оставался в Ленинграде, в 1942 г. возглавил концертную фронтовую бригаду, в 1943–1945 гг. – конферансье Фронтового цирка под рук. Е. Гершуни.

В послевоенные годы совместно с Е. Л. Шварцем написал пьесу-обозрение «Под крышами Парижа», поставленную Н. П. Акимовым в Ленинградском театре миниатюр; сотрудничал с ансамблем А. М. Блехмана.

Телеграмма Е. М. Кузнецова Е. П. Гершуни. 29 июня 1943 г. Москва. Ф. 1130 (Е. П. Гершуни), № 215.

Евгений Михайлович Кузнецов (1900–1958) – режиссер, историк эстрадного и циркового искусства; выпускник Александровского лицея, заведовал отделом искусства в «Красной газете»; в 1933–1936 гг. и в 1944–1947 гг. художественный руководитель Ленинградского цирка, в 1941–1944 и 1947–1957 гг. – заместитель управляющего по творческой работе Центрального управления государственными цирками; один из организаторов (совместно с Е. П. Гершуни) Музея циркового искусства в Ленинграде в 1928 г. и журнала «Советский цирк« (главный редактор).

Письмо Э. Т. Ренарда–Кио Е. П. Гершуни. 26 марта 1943 г. Москва.
Ф. 1130 (Е. П. Гершуни), № 225, л. 1.

Эмиль Теодорович Кио (1894–1965), артист цирка, иллюзионист; первоначально выступал под сценическим псевдонимом Эмиль Ренард.

Письмо Ю. С. Юрского Е. П. Гершуни. 27 марта 1943 г. Москва. Ф. 1130 (Е. П. Гершуни), № 242, л. 3.

Юрий Сергеевич Юрский (1902–1957) (настоящая фамилия – Жихарев), выпускник студии МХАТ, актер театра и немого кино, режиссер драматического театра, цирковых и эстрадных представлений, заслуженный артист РСФСР, отец С. Ю. Юрского; в 1935 г. арестован «за социальное происхождение» и сослан в Саратов, по возвращении в Ленинград назначен художественным руководителем Ленинградского цирка. Во время войны был директором Московского цирка, с 1943 г. – заместителем по художественной части руководителя Центрального управления государственными цирками; позднее занимал должности начальника театрального отдела Управления культуры Ленгорисполкома и художественного руководителя Ленконцерта. См. также

В. С. Костровицкая в роли Раймонды. 1932 г.
Ф. 1274 (В. С. Костровицкая), № 11.

Вера Сергеевна Костровицкая (1908–1979), артистка балета, педагог, жена художника С. М. Гершова. Окончила балетное училище и педагогическое отделение Ленинградского хореографического техникума, в 1923–1937 гг. была солисткой Академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова, однако сценическая карьера не сложилась, из-за болезни балерина вынуждена была уйти со сцены; в 1937–1971 гг. преподавала классический танец в хореографическом училище и Ленинградской консерватории, следуя системе А. Я. Вагановой, видевшей в ней свою преемницу; автор методического пособия «Сто уроков классического танца»; среди учениц Костровицкой – Габриэла Комлева (вып. 1957 г.)
В годы блокады продолжала работать в училище, организовала и провела более 200 шефских концертов в госпиталях и прифронтовой полосе.
См. о ней также:
1) Федотова Т. Г. О Вере Сергеевне Костровицкой – петербургской балерине, педагоге, авторе книг по классическому танцу
2) Гуревич Г. Художник Гершов, друг Шостаковича – ученик Малевича, сокурсник Шагала

«Фрицы». Рисунок В. В. Милютиной из серии эскизов театральных костюмов для постановки детского танцевального спектакля «Партизанская» в Ленинградском дворце пионеров. 5 апреля 1943 г. Ф. 1249 (СРЛХ, В. В. Милютина), № 8.

Вера Владимировна Милютина (1903–1987), график, художник-декоратор, педагог; много работала как театральный художник, создала музей в Малом оперном театре. В годы войны была главным художником молодежного танцевального ансамбля под руководством А. Е. Обранта, совместно с А. П. Остроумовой-Лебедевой принимала участие в создании альбома с видами Ленинграда – подарка женщинам Шотландии; получила известность серия ее рисунков «Эрмитаж в годы блокады».
См. о ней: «Они жили просто и возвышенно: Александр Розанов и Вера Милютина: Воспоминания друзей. Письма. Документы» / Сост. О. В. Сахарова. СПб., 2010. 328 с.

Запись в дневнике А. Е. Обранта 9 мая 1945 г.
Ф. 1247 (А. Е. Обрант), № 24, л. 8 об.

«9 мая танцевали на площади. Как жаль, что серое небо Ленинграда, без солнца, тепла, так мало способствовало настроению и состоянию ленинградцев. С самого утра город праздничный, народу по улицам много, но все чувства страшно сдержанные, а массовые мероприятия почти отсутствуют.
Вечером концерт на площади. Решили танцевать «Победный марш». Подготовились с азартом. Сделали много цветов, подобрали костюмы, и танцевать не смогли. Комитет не сумел организовать инструменты на эстраду. Выступления на площади, несмотря на очень скверную организацию самого гуляния – все же полезное. Подымает общественное, гражданское сознание ребят».

Встреча Молодежного танцевального ансамбля с театральной общественностью Ленинграда, организованная Политуправлением Ленинградского фронта и Всесоюзным театральным обществом. 1945 г.
Ф. 1247 (А. Е. Обрант), № 405.
На снимке: генерал Я. Г. Быстров, Т. М. Вечеслова,
Е. М. Грановская, О. Г. Иордан, О. Г. Казико,
полковник Ф. В. Конончук, Л. Ф. Макарьев, И. А. Нечаев,
В. П. Полицеймако, О. Г. Иордан, В. Я. Софронов,
Н. А. Черкасов, Ю. М. Юрьев др.

Источник

Оцените статью