Выпускник вуза работает не по специальности

60% выпускников вузов не работают по профессии. Почему так происходит?

Informburo.kz решил разобраться, насколько осознанно абитуриенты выбирают будущую профессию.

Выпускники школ поступают в вузы, получают специальность по одной сфере деятельности, но потом трудятся совсем в другой. Почему это происходит? Отчасти причиной может быть недостаточная осведомлённость молодых людей о профессии, которую они хотят получить.

Informburo.kz выяснил, как в казахстанских школах детям помогают определиться с будущей работой, и почему в итоге часть из них всё же ошибается в выборе.

Почему выпускники вузов не работают по специальности?

Жителю Нур-Султана Рустаму Карымсакову 30 лет. Он учился на эколога, потом на юриста, но в итоге работает проектным менеджером в отделе маркетинга корпорации «Казахсельмаш».

«Учился на эколога в Кокшетауском университете имени Касымова. На тот момент выбор зависел от финансовых возможностей по оплате обучения. Стоимость выбранной специальности была недорогой. После этого получил второе высшее в юридической академии «Фемида» в Кокшетау по специальности «юрист», – рассказывает Рустам Карымсаков.

По его словам, в школе никто не помогал с выбором будущей профессии, но была мечта детства – стать сотрудником правоохранительных органов. Чтобы попасть в полицию, Карымсаков и пошёл учиться на юриста.

«Не получилось (устроиться в правоохранительные органы. – Авт.). Сейчас работаю проектным менеджером. Это должность больше финансового и экономического характера», – говорит мужчина.

Читайте также:  Не работает тахометр волга 31105 406

Другая жительница Нур-Султана Жанна Мадиярова (имя изменено по её просьбе) ещё со школы хотела помогать людям, ради этого мечтала попасть на госслужбу.

«После вуза я устроилась на работу в столичный ЦОН. Проработала там 4 года и поняла, что выбрала совсем не ту специальность. Зарплаты низкие, возможности в карьере минимальны, ещё и постоянные переработки», – говорит Жанна Мадиярова.

Сейчас девушке 34 года, она работает администратором в одном из столичных пабов.

«Получаю зарплату в два раза больше, чем в ЦОНе. И я думаю, что тут я более защищена в плане трудовых взаимоотношений», – добавила спикер.

Интернет, постоянный доступ к которому имеет 77% населения (данные на 2017 год), казалось бы, должен помочь быстро сориентироваться в профессии, но и тут людям сложно выбрать профессию на всю жизнь.

Informburo.kz узнал у нынешних выпускников школ, насколько они готовы к выбору специальности.

Ученики 11-х классов сообщили нам, что выбирают те профессии, по которым уже работают их знакомые или родственники. В этом случае влияние оказывает наглядный пример успеха, возникает модель поведения, на которую ориентируются подростки.

Некоторые из абитуриентов признались, что при выборе специальности учитывают возможность получения государственного гранта. Для них главным является обладание дипломом. Эта категория завтрашних студентов также руководствуется финансовыми возможностями семьи (на случай неудачи с получением гранта).

Сколько молодых специалистов не могут найти работу по профессии?

Около 60% выпускников вузов не могут устроиться на работу по специальности. Такие данные по итогам 2018 года приводили аналитики Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». В НПП заявили, что зачастую бизнесмены недовольны качеством подготовки кадров в казахстанских вузах.

«Каждый раз, когда мы встречаемся с бизнесом на нашей площадке или на другой, или на площадке государственных органов, всегда в первую очередь обсуждается кадровый потенциал. Есть вопросы:

  • насколько подготовлены выпускники;
  • насколько их навыки соответствуют действительности;
  • умеют ли работать на современном оборудовании», – говорит заместитель директора департамента развития человеческого капитала НПП «Атамекен» Азамат Бейсенбенов.

В декабре того же 2018 года палата обнародовала результаты исследования образовательных программ. Выяснилось, что около 35% выпускников работают не по специальности, и еще 40% не смогли трудоустроиться в течение года после выпуска.

«Трудоустройство выпускников разных специальностей на уровне ниже 50% имеют 68 вузов. Средний процент трудоустройства по 92 специальностям – 67,4%, минимальный уровень зафиксирован по специальности «Таможенное дело» – 41%. Исследование показало отсутствие возможности у большинства студентов выбрать дисциплины и педагогов, как это должно быть при Болонской системе», – сказал заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев на пресс-конференции в СЦК.

В Центре развития трудовых ресурсов (подведомственная организация Министерства труда и социальной защиты населения РК. – Авт.) пришли к более оптимистичным выводам. Проанализировав рынок труда в 2018 году, там заключили, что 70% выпускников работают по специальности. Ещё пять лет назад этот показатель не доходил и до 50%.

«Невостребованность выпускников по правовым специальностям, это:

  • юристы:
  • правоохранители;
  • адвокаты и судьи.

Эксперты связывают это с их переизбытком на рынке труда. Выбирая для себя будущую профессию, абитуриенты, как правило, не задумываются, легко ли будет потом найти работу ввиду огромной конкуренции. Столкнувшись с ней, они идут трудиться в сферы, далёкие от тех наук, которым посвятили как минимум четыре года обучения», – говорил вице-президент Центра трудовых ресурсов Тахир Аслялиев.

Насколько выбор подростка является осознанным?

Преподаватели школ говорят, что сейчас одни дети уже в старших классах самостоятельно определяются с выбором будущей профессии, другим в этом помогают близкие.

По словам учителя русского языка и литературы школы №155 в Алматы Айжан Момбаевой, большинство учеников 9-11 классов этого учебного заведения знают, на кого они хотят выучиться.

«В третьей и четвёртой четвертях в 9-11 классах мы уже работаем над профессиональной ориентацией учеников. Приезжают представители колледжей и вузов, раздают буклеты, рассказывают о специальностях. В девятых классах мы выделяем целые классные часы для этого. Иногда выезжаем вместе с учениками на дни открытых дверей», – рассказывает Айжан Момбаева.

Осознанно будущую профессию современные абитуриенты выбирают крайне редко, уверена заведующий кафедрой политологии Евразийского национального университета имени Льва Гумилёва Елена Нечаева.

«По моим наблюдениям, один из 100 выбирает осознанно. Учитывает, сможет ли он адаптироваться, способен ли получить необходимую квалификацию, представляет ли, чем конкретно будет заниматься в своей профессии.

Чаще всего в основе выбора идеализированные представления о том, что если он закончит «Финансы», то будет банкиром, а если «Юриспруденцию», то прокурором. Стереотипы восприятия, давление со стороны родителей, которые хотят видеть своих детей людьми с высшим образованием, приводят к тому, что абитуриент готов обучаться преимущественно престижным профессиям, которые высоко оцениваются общественным мнением», – говорит Елена Нечаева.

Она также добавила, что именно неосознанный выбор будущей профессии становится причиной разочарования уже во время обучения в вузе. Иногда это приводит к тому, что студенты кардинально меняют свои планы.

«Например, к нам на политологию переводились студенты с информатики, биотехнологии и даже с физкультуры», – добавила Елена Нечаева.

Около 5-10% студентов меняют специальность, а иногда и вуз уже в первый год обучения, сказала преподаватель кафедры информационных технологий Казахского университета технологии и бизнеса Арай Тлеубаева.

«О выборе специальности абитуриенты думают в течение последнего учебного года в школе и уже осознанно выбирают для себя профессию по желанию. Но не всегда абитуриент может поступить туда, куда он хочет. К примеру, чтобы учиться по гранту, будущему студенту приходится поступать совсем не на ту специальность, которую он выбрал», – считает Арай Тлеубаева.

Профессию лучше выбирать, будучи студентом – эксперт

Политолог Жаксылык Сабитов уверен, что определяться с будущей профессией должны не школьники, а студенты первых и вторых курсов. Он говорит, что в этом отношении стоило бы приблизить казахстанскую модель высшего образования к американской.

«Во-первых, там поступают не на специальность, а на направление. И уже после второго курса студенты, когда они уже более или менее разбираются в специальностях и на рынке труда, выбирают себе специализацию, ориентируясь уже на свои конкурентные преимущества, а также на четкие цели и задачи.

Во-вторых, у нас в университетах очень низкие заработные платы, средняя заработная плата преподавателей в вузах в Казахстане в среднем в три раза меньше средней заработной платы по стране. Поэтому преподают у нас в основном там люди, которые не являются лидерами в своих отраслях, либо фанаты науки, влюблённые в свое дело», – пояснил политолог.

Нынешнее положение дел, по его мнению, не позволяет подготовить квалифицированных, нужных на современном рынке специалистов.

«Необходимо в Казахстане на порядок увеличить заработные платы преподавателям, чтобы туда шли работать именно лидеры в своих сферах», – считает Жаксылык Сабитов.

Сабитов говорит, что текущая система высшего образования в Казахстане слабо отражает нужды рынка труда. А как минимум половина вузов Казахстана – это «фабрики дипломов», которые дают просто дипломы, а не нормальные знания, заявил Сабитов.

В этих «фабриках», по его словам, слабый профессорско-преподавательский состав, и ситуация с образованием не изменится, если не закрыть такие вузы.

Источник

Карьеры разошлись с дипломами в разные стороны

Почти половина российских выпускников не работают по специальности

40% выпускников российских колледжей и вузов никогда не работали по специальности, указанной в их дипломах, говорится в исследовании сервиса «Работа.ру» и портала Rambler. Ранее Росстат обнародовал свою статистику, согласно которой треть всех выпускников не работает по специальности. При этом опрошенные “Ъ” эксперты критикуют саму постановку вопроса, указывая, что термин «работа по специальности» плохо описывает современные реалии рынка труда.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

Сервис «Работа.ру» и портал Rambler в сентябре провели серию опросов, в которой приняло участие более 8 тыс. человек из всех российских регионов. «Большинство опрошенных (64%) указали, что не работают по профессии, которую получали в училищах или вузах,— констатируют авторы исследования.— При этом 40% респондентов отметили, что вообще никогда не работали по специальности из диплома, а 24% работали, но в прошлом».

Работать по профессии, которую изучали в вузах, продолжают 36% респондентов.

В исследовании отмечается, что 50% опрошенных несколько раз меняли профессию. Еще 25% ответили, что не меняли ее или меняли лишь однажды, а 28% респондентов указали, что им пришлось сменить профессию из-за низких доходов. Каждый пятый опрошенный отметил, что не мог найти подходящее место для работы по профессии, а 13% заявили, что «выгорели» и устали от предыдущего рода деятельности. При этом 10% сменили профессию из-за полученного нового образования.

В июне 2020 года Росстат проанализировал трудоустройство выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений за 2016–2018 годы. Согласно данным ведомства, не работает по специальности каждый третий — 31% (1,2 млн человек). Но если взять только выпускников колледжей и техникумов, то там эта доля выше — от 43% в колледжах до 50% в профессиональных училищах. В Высшей школе экономики в рамках проекта «Мониторинг экономики образования», опираясь на представленные Росстатом данные, отмечали, что «наиболее приверженными полученной в вузе специальности оказались выпускники в области здравоохранения и медицинских наук (97%), образования и педагогических наук (80%), искусства и культуры (79,6%), а также обороны и безопасности государства (79%)».

«Реже всех по специальности работают те, кто недавно получил диплом о высшем образовании в области сельского хозяйства (44%), математических и естественных наук, наук об обществе (по 66%),— отмечается в аналитической работе.— Вопреки сложившемуся стереотипу выпускники гуманитарных специальностей работают по специальности чаще, чем дипломированные инженеры».

Директор Центра внутреннего мониторинга Института образования НИУ ВШЭ Иван Груздев, комментируя для “Ъ” исследование «Работы.ру» и Rambler, заявил, что «термин “работа по специальности” плохо описывает современные реалии рынка труда».

«Быстрые изменения в экономике приводят к появлению новых профессий,— пояснил он.— Говорить о том, что между направлениями подготовки в вузах и конкретными профессиями всегда можно провести прямое соответствие, было бы неправильно. В этом смысле скорее стоит говорить о том, используются ли компетенции, полученные в ходе обучения, в профессиональной деятельности. И насколько полезными оказались годы, проведенные в университете, для построения успешной карьеры». Он сообщил, что, согласно ежегодным опросам, которые проводятся в НИУ ВШЭ, среди выпускников 2019 года полученные в «Вышке» знания на работе использует 80%. Как оказалось, 82% работает уже на момент окончания университета, а общий уровень трудоустройства выпускников — 96%.

Замдиректора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников считает, что «нет ничего катастрофического в том, что кто-то работает не по специальности». «Это во многом зависит от того, как широко или узко мы определяем, что такое специальность,— говорит он.— Математик, выучившийся в педагогическом вузе, который работает в IT,— вот он по специальности работает? В зависимости от критериев наши цифры будут сильно меняться».

Научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Виктор Рудаков привел данные, которые специалисты ВШЭ получили в 2019 году вместе с португальскими коллегами:

«Те, кто работает по специальности, зарабатывают на 12% больше и в среднем более удовлетворены работой».

Он также отметил, что работать по специальности часто остаются медики, «так как человеческий капитал, который они получают в процессе обучения, является, скорее специфическим и не может быть без потери использован в других сферах»: «Если они меняют свою сферу, то получают штраф в заработной плате».

Легче всего, по его мнению, менять профессию специалистам в сфере общественных и гуманитарных наук: «Человеческий капитал, который они приобретают в процессе получения формального образования, является скорее общим, а не специфическим и может быть использован в любых сферах занятости».

В 2019 году сервис Headhunter также провел исследование на эту тему: тогда 41% респондентов с высшим образованием заявили, что не работают по специальности. 54% сообщили, что «пытались работать по специальности», но затем все же оставили эту работу. При этом 37% соискателей с высшим образованием вовсе не начинали работать по профессии из-за низкой зарплаты.

В прошлом году ВЦИОМ подсчитал: число сторонников мнения, что диплом о высшем образовании нужно получать, потому что так принято, немного выросло — с 6% в 2010 году до 18% в 2019-м. Также наибольшее распространение имеет практика получения высшего образования с целью повышения социального статуса. Впрочем, авторы исследования констатировали, что «укрепляется скептический настрой в отношении высшего образования как обязательного условия удачной карьеры» (45% считало так в 2008 году, 68% — в 2019 году). Снизилась доля тех, кто считает, что без высшего образования человек «обречен на низкооплачиваемую и непрестижную работу»,— с таким доводом в 2008 году соглашалось 41% опрошенных, в 2019 году — 33%.

Отметим, что в конце 2019 года тогдашний министр науки и высшего образования России Михаил Котюков заявлял, что 60% выпускников российских вузов находят работу по специальности.

Источник

Оцените статью