- Почему так много россиян работают не по специальности
- Слишком дорогой диплом
- Почему студенты все чаще меняют специальность при поступлении в магистратуру
- Профессиональное выгорание
- Сложности перехода
- Какие инженерно-технические профессии наиболее значимы для российской экономики
- Диплом ради повышения
- Почему много людей работают не по специальности в 2021 году: статистика и основные причины
- Статистика людей, работающих по специальности
- Почему выпускники не хотят работать по специальности
- В каких сферах чаще всего остаются, а из каких уходят
- Нужно ли работать по профессии после получения диплома
- Что делать, если не хочется работать по специальности
Почему так много россиян работают не по специальности
Более трети выпускников российских вузов не работают по специальности, показал опрос 2583 соискателей из разных регионов России, проведенный порталом hh.ru. Больше половины (58%) выпускников пробовали работать по основному профилю, но передумали из-за маленькой зарплаты (46%), неясных карьерных перспектив (31%) и непривлекательных условия труда (24%).
Сервис Rabota.ru провел похожий опрос – но не среди выпускников, а среди всех имеющих работу. В исследовании приняли участие более 5000 пользователей сервиса старше 18 лет из всех регионов страны. И доля не работающих по специальности оказалась еще более внушительной, чем в опросе hh.ru. По данным Rabota.ru, по специальности никогда не работали 43% россиян. Еще 23% имеют опыт в профильной сфере, но сейчас в ней не работают.
Россияне идут в вузы не ради дальнейших карьерных перспектив, а просто потому, что высшее образование считается престижным и само собой разумеющимся, и только после получения диплома задумываются о том, какие карьерные перспективы перед ними открываются, чем на самом деле придется заниматься на рабочем месте и сколько наниматели за это будут платить, считает исполнительный директор консалтинговой компании «ЛюдиPeople» Виктория Петрова.
Слишком дорогой диплом
Примерно 39,3% молодых людей хотели бы сменить специальность уже при поступлении в магистратуру, показало совместное исследование, проведенное МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ. Почти треть из них (26,5%) сказали, что хотят получить более престижную профессию, менее четверти (21,3%) видят отсутствие спроса на рынке труда по текущей специальности. Более 20% заявили, что исчерпали себя в своей нынешней специальности, а 18,4% признались, что их специальность им неинтересна.
Почему студенты все чаще меняют специальность при поступлении в магистратуру
Отчасти смена профессии при поступлении в магистратуру – следствие раннего профессионального самоопределения, рассказывала ранее «Ведомостям» директор центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская. Школы разделяют учеников с 7–8-го класса на технические, медицинские и гуманитарные классы. Знакомить их с разными профессиями уже в раннем возрасте правильно, говорит Назайкинская. Но часто в школах и вузах взрослые навязывают ученику, кем он должен стать в будущем, и вынуждают сделать выбор, к которому он не готов, отмечает она.
Как правило, у абитуриентов российских вузов практически нет жизненного опыта – они выбирают профессии по романтическим соображениям или из-за семейных традиций, соглашается Петрова. Но тренд постепенно меняется: молодые специалисты все чаще задумываются, окупятся ли затраченные на высшее образование силы и средства после выпускного. По некоторым гуманитарным специальностям, например филолога или историка, прогнозы неблагоприятны, предполагает Петрова.
В конце 2020 г. международная исследовательская компания Ipsos специально для Всемирного экономического форума опросила 21 507 человек из 29 стран мира, считают ли они оправданными затраты на очное высшее образование. Около 36% россиян сказали, что платное высшее образование стоило своих денег – но таких оказалось меньше чем в 26 из 29 стран. Например, в Китае расходы на высшее образование считает оправданными 81%, в США – 45%. Каждый второй россиянин (51%) полагает, что высшее образование не стоит запрашиваемой за него цены. По всем 29 странам в среднем со стоимостью высшего образования согласны 53%, а завышенной ее считают примерно 36%, исходя из аналитики Ipsos.
Профессиональное выгорание
По специальности, указанной в дипломе, чаще всего продолжают трудиться работники сферы образования (16%), производства и промышленности (14%) и медицины (13%), выяснили аналитики Rabota.ru. По образованию также работает около 10% респондентов в сфере строительства, 8% в IT и телекоме, 6% в журналистике, 5% в банковском деле, финансах и инвестиционном секторе.
Около 40% из тех, кто не работает по специальности, сменили сферу деятельности из-за низких зарплат, четверть – из-за отсутствия хороших вакансий, показал опрос Rabota.ru. Около 13% вынужденно поменяли специальности из-за переезда в другой город или страну, а 11% выгорели или просто устали от профессии. Примерно 7% опрошенных сменили профессию, потому что начали зарабатывать на своем хобби.
Нет ничего страшного в том, что человек работает не по своей основной специальности, замечает Петрова. С ростом продолжительности жизни работники и в своей профессиональной жизни смогут проявить себя в разных ипостасях и менять профессию согласно приметам времени, искать возможности больше зарабатывать и эффективнее реализовываться, считает она.
На практике разочаровавшиеся соискатели часто идут по простому пути: выбирают среди вакансий с высокой зарплатой компании, в которых уже работают их друзья, или те, куда можно быстро устроиться, говорит Петрова. По данным hh.ru, специалисты чаще всего уходят в сферу продаж (69%) и на административные должности (65%).
Сложности перехода
Чаще всего соискатели без профильного образования испытывают проблемы на старте карьеры, а потом решающую роль при найме начинает играть опыт, отмечают собеседники «Ведомостей».
Чем больше компания или предприятие, тем внимательнее она смотрит на то, что написано в дипломе молодого специалиста, говорит Игнат Зайончковский, сооснователь «Преактума» (организатор рекрутинговых конкурсов и виртуальных стажировок для молодежи). Но на малых и средних предприятиях редко смотрят на специальность в дипломе – там ценятся профильные навыки и социально-психологические качества. Лучше всего принимать решения о смене профессии как можно раньше – на практике или во время стажировки, говорит Зайончковский. По словам его партнера Сергея Акопяна, смена направления всегда подразумевает проигрыш в зарплате и должности и решиться на это проще на позиции начального уровня. К тому же работодатели проявляют терпимость, если молодые кадры владеют не всеми необходимыми навыками: как правило, образовательные программы вузов отстают на 2–3 года от уровня развития технологий, применяемых нанимателями, говорит Акопян. Высшее образование становится формальным минимумом, к которому позднее добавляются знания, полученные на практике и курсах менеджмента, маркетинга, разработки и др., говорит он.
Какие инженерно-технические профессии наиболее значимы для российской экономики
Профильное образование обязательно для работников со специальностями, где требуется фундаментальная подготовка, например слесарям по обслуживанию и ремонту высокоточного роботизированного оборудования, инженерам-математикам или архитекторам, считает Петрова.
Непросто сменить специальность в тех случаях, если в отрасли работодатели привыкли сотрудничать с потенциальными кандидатами еще во время их вузовских стажировок. Из-за дефицита кандидатов многие IT-компании готовят потенциальных сотрудников еще во время их обучения в вузах, говорит основатель HRTech-компании Skillaz Андрей Крылов. В этом сегменте занимаемые кандидатами должности чаще всего соответствуют их профильному образованию, заметил Крылов. Но в пандемию, по его словам, компании охотнее, чем прежде, рассматривали соискателей, готовых быстро адаптироваться и учиться, чтобы использовать полученные навыки под новые вызовы и задачи.
Диплом ради повышения
«Корочки» все больше утрачивают важность – работодатели переходят к подходу, основанному на компетенциях, рассказывает руководитель проекта «Атлас новых профессий» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Судаков. И если профессиональные навыки были необходимы всегда (повар должен уметь готовить, а инженер вести расчеты), то сейчас возрастает значимость социально-психологических качеств (soft skills), говорит Судаков. Вместе со «Сколково» он изучил около 10 000 резюме инженеров на LinkedIn. Выяснилось, что в резюме 10% навыков были профессиональными и повторялись во всех анкетах, тогда как 90% качеств были уникальными и не встречались в других резюме. Система образования не ориентирована на то, чтобы готовить специалистов с уникальным набором качеств. Нужные компетенции придется нарабатывать самостоятельно, например навык работы в распределенной команде хорошо развивают компьютерные игры, а представителю сферы услуг полезно изучить психологию, говорит Судаков.
Тем не менее сотрудникам, попавшим в компанию благодаря саморазвитию и личным качествам, скорее всего, придется получить диплом по профилю – ради продвижения по службе. Компании готовы вносить вклад в обучение сотрудников, которое непосредственно связано с работой на предприятии, говорит Кирилл Храмцов, директор по методологии компании Univertus, занимающейся обучением и оценкой персонала. Подниматься по карьерной лестнице практически нереально без профессионального образования. Поэтому компании иногда финансово участвуют в получении сотрудником необходимого образования, но с условием отработки в компании в течение нескольких лет. Подобная схема дает возможность организации сохранить хороших работников, а сотрудникам – продолжать развитие по специальности, отмечает Храмцов.
Источник
Почему много людей работают не по специальности в 2021 году: статистика и основные причины
В статье мы привели статистику HeadHunter и Росстата с количеством работающих по профессии в 2021 году. Расскажем, нужно ли трудиться по специальности после получения высшего образования и как можно быстро переучиться.
Статистика людей, работающих по специальности
Сайт для поиска работы, HeadHunter, провел опрос более 5,5 тысяч соискателей, чтобы определить процент работающих по специальности после получения высшего образования. Статистика следующая:
- Примерно 40% респондентов не работают по той профессии, которую получили в ВУЗе, большая часть из них – это представители сферы продаж, туризма, услуг, а также административный персонал. Более трети из них не пытались трудоустроиться по профессии.
- Около 20% кандидатов некоторое время работали по специальности, но быстро перешли в другую отрасль, преимущественно в производство и транспортную сферу.
- Среди нынешних студентов планируют развивать карьеру по своему профилю только 61%, а более 20% уверены, что уйдут в другую отрасль.
В прошлом году Росстат провел исследование, чтобы выяснить, сколько выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений не работают по специальности – более 30%. Многие из тех, кто все-таки начал карьеру по профессии – это врачи (97%), педагоги (80%), деятели культуры и искусства (79%), военные (79%). То есть в основном представители тех сфер, в которых есть строгие требования к образованию.
Почему выпускники не хотят работать по специальности
Распространенные причины, по которым выпускники ВУЗов не работают по специальности:
- Профессия устарела или перестала быть востребованной.
- Низкий уровень доходов в выбранной отрасли.
- Отсутствие карьерных перспектив.
- Мало подходящих вакансий.
- Выбор учебного заведения – желание родителей.
- Факультет был выбран только из-за возможности попасть на бюджетное место.
- Плохое качество образования, большая часть полученных знаний не используется на практике.
- Захотелось перейти в другую, более перспективную, сферу деятельности.
- Работу пришлось сменить после декрета.
- Появилась необходимость перейти на фриланс.
- Хобби стало новой профессией.
Причина, по которой хочется сменить работу или освоить новую специальность, может быть любой. Благодаря современному онлайн-образованию это легко реализовать. В онлайн-школах учат самым перспективным и востребованным направлениям: IT, дизайн, интернет-маркетинг, аналитика данных и т. д. За несколько месяцев можно стать профессионалом в новой сфере. Основные плюсы онлайн-курсов:
- Большой выбор учебных программ – можно учиться с нуля или повышать квалификацию, пройти экспресс-курсы или программу проф. переподготовки за 1-2 года.
- Удобный график. Вы можете смотреть онлайн-вебинары или видеоуроки в записи и заниматься только в свободное время, например, после работы или по выходным.
- На курсах есть не только теория, но и практика. За время обучения вы сделаете несколько проектов для портфолио, получите по ним персональные комментарии от преподавателей.
- В онлайн-школах преподают специалисты-практики (опытные программисты, маркетологи, дизайнеры и пр.). Они расскажут о трендах и современных инструментах, дадут советы и лайфхаки.
- После обучения у вас будет документ – свидетельство, сертификат или даже диплом гос. образца, если школа работает по лицензии.
Переходите в наш раздел профессионального образования, там можно выбрать дистанционные курсы по любой профессии! Настройте под себя фильтр и выбирайте только то, что интересно вам.
В каких сферах чаще всего остаются, а из каких уходят
Как мы уже кратко упомянули, есть сферы, представители которых работают по специальности сразу после ВУЗа:
- Медицина. Обучение в медицинском ВУЗе – это долгий и сложный процесс, поэтому туда поступают целенаправленно. Обычно к поступлению начинают готовиться за 2-3 года до окончания школы, поэтому тех, кто попал в медицину «случайно», крайне мало. Кроме того, в этой отрасли может быть высокий доход. К примеру, опытный хирург или стоматолог всегда будет востребован.
- Образование. Учителями и воспитателями обычно также становятся по призванию. Не у всех представителей данной профессии высокий заработок, но педагог может подрабатывать после школьных занятий: давать индивидуальные уроки или работать в частных школах и развивающих центрах по вечерам.
- Деятели культуры и искусства. Актеры, музыканты, художники редко уходят из профессии, особенно после получения высшего образования. Большинство творческих личностей не хотят или не могут работать в других отраслях, например, административным персоналом, в продажах, на производстве и т. д.
Теперь расскажем о том, представители каких профессий чаще всего не работают по специальности:
- Гуманитарии – культурология, социология, филология, исторический факультет и т. д. В данных сферах на сегодняшний день мало спроса и карьерных перспектив.
- Менеджмент – чтобы получить профессию «Менеджер», нужно учиться в ВУЗе 4-5 лет. Но те знания, которые дают в университете, почти не используются в работе. Поэтому студенты-менеджеры сталкиваются с проблемами при трудоустройстве.
- Экономисты, бухгалтеры, маркетологи – данные специальности слишком общие. Чтобы сегодня работать, допустим, маркетологом, нужно знать не только инструменты офлайн-маркетинга (которым и обучают в ВУЗе), но и диджитал-продвижения.
Основная причина, почему люди не работают по специальности – это низкие доходы и невостребованность профессии. Даже в такой отрасли, как IT, выпускникам бывает сложно найти работу: академические знания, полученные в ВУЗах, часто не применяются в разработке. Лучший выход в данной ситуации – повышать свой уровень квалификации с помощью курсов.
Онлайн-школы следят за трендами во всех сферах, вы получите только актуальные знания, которые точно пригодятся в работе. После курсов обычно помогают с трудоустройством, например, предлагают вакансии партнеров.
Нужно ли работать по профессии после получения диплома
Есть только одна ситуация, при которой выпускник должен работать по профессии после получения диплома – целевой контракт. Некоторые крупные предприятия заинтересованы в подготовке высококвалифицированных кадров, поэтому готовы оплачивать обучение будущим сотрудникам.
В этом случае абитуриент заключает договор с компанией, которая платит за 5 лет учебы в ВУЗе. После окончания выпускник обязательно должен отработать на предприятии определенный срок, который указан в контракте (от 3 до 10 лет). Во всех остальных случаях вы сами решаете, нужно ли вам работать в данной отрасли или лучше сменить профессию.
Что делать, если не хочется работать по специальности
Если вам не хочется работать по специальности, то можно освоить новую профессию и делать то, что не только хорошо получается, но и высоко оплачивается. Например, онлайн-курсы по интернет-маркетингу или дизайну можно пройти за 5-6 месяцев, а за 1-1,5 года стать программистом или аналитиком данных. Но только новичком, а дальше уже устраиваться на работу и нарабатывать навыки + дополнительно обучаться, повышая квалификацию.
Онлайн-образование удобно совмещать с основной работой. На многих курсах учебная программа составлена таким образом, чтобы вы смогли брать первые простые заказы на фрилансе еще во время обучения – так вы сможете частично окупить свои расходы.
Выбирайте онлайн-курсы только от проверенных онлайн-школ и специалистов! А сделать это можно только на УчисьОнлайн.ру;)
Источник