Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.
Регулировки и обслуживание рулевого управления трактора ЮМЗ
Рулевой механизм трактора ЮМЗ монтируется в корпусе 9 (рис. 17), который установлен с правой стороны корпуса сцепления и удерживается на нем двумя шпильками и четырьмя болтами.
Рис. 17. Рулевой механизм тракторов ЮМЗ
1 — рулевое колесо; 2 — кнопка сигнала; 3 — рулевая колонка: 4 — червяк: 5 — регулировочные прокладки: 6 — вал сошки: 7 — продольная тяга; 8 — сошка; 9 — корпус; 10 — ролик; 11 — рулевой вал; 12 пробка заливного отверстия; 13 — вкладыш; 14 — пружина; 15 регулировочная пробка; 16-регулировочный винт; 17 шайба; 18 -гайка-колпачок; 19 -стакан подшипника
Корпус изготовлен в виде фасонной чугунной отливки. В корпусе выполнен ряд расточных отверстий, в которые входят детали рулевого механизма ЮМЗ.
Основные детали рулевого механизма (редуктора) ЮМЗ — гребневый ролик и глобоидальный червяк 4, составляют червячную пару с передаточным отношением 23,5:1.
Внутри червяка находятся елочные шлицы, с помощью которых он насажен на подобные шлицы рулевого вала 11. Червяк опирается на два конических подшипника, установленных в расточках корпуса.
Подшипники не имеют внутреннего кольца и их ролики катятся непосредственно по коническим поверхностям червяка. Наружные обоймы подшипников зажаты в осевом направлении крышками.
Под фланец нижней крышки установлены картонные регулировочные прокладки 5, используемые для регулировки осевого зазора подшипников. Верхняя крышка — основание рулевой колонки 3, которая нижним концом запрессована в расточку крышки.
Трехгребневый ролик рулевого механизма ЮМЗ-6 опирается на два игольчатых подшипника, которые помещены на оси, запрессованной в отверстиях прилива (головки) вала сошки.
С обеих сторон ролика расположены упорные шайбы с лысками, предотвращающими поворот шайбы относительно приливов вала сошки. Упорные шайбы предохраняют торцы ролика от износа и ограничивают осевой люфт игольчатых подшипников
Вал 6 сошки рулевого механизма (редуктора) ЮМЗ опирается с внешней стороны на втулку, запрессованную в боковую крышку, а с внутренней стороны — на цилиндрический роликовый подшипник, установленный в стакан 19. Внутреннее кольцо подшипника напрессовано в горячем виде на шейку вала сошки.
Внутренний конец вала сошки имеет кольцевую выточку, которая входит в паз регулировочного винта 10. В торце винта с обратной стороны выполнено шестигранное углубление или фрезерованный паз для специального ключа.
Регулировочный винт ввертывается в стакан роликового подшипника и удерживает вал сошки механизма рулевого управления ЮМЗ-6 от осевых перемещений.
Он стопорится шайбой 17, которая своим усом входит в паз винта, а выемкой в штифт, запрессованный в стакан. На винт навертывается гайка 18, которая прижимает шайбу к стакану.
Регулировочным винтом можно переместить вал сошки в осевом направлении и тем самым изменить зазор между червяком и роликом, что влияет на свободный ход рулевого колеса.
Если регулировочный винт завернуть до отказа, то гребни ролика упрутся в червяк, т. е. зазора между роликом и червяком не будет.
В этом положении у нового рулевого механизма ЮМЗ ось ролика смещена относительно оси червяка на 6 мм.
Наружный конец вала сошки имеет елочные шлицы, на которых надевают сошку 8.
Для правильной установки сошки на вал механизма рулевого управления ЮМЗ на их торцах выбиты риски, совмещение которых соответствует расположению сошки на 5° вперед от вертикали при совмещении ролика с серединой червяка.
Гайкой закрепляют сошку на валу и подтягивают ее во время эксплуатации.
Для смазки деталей корпус рулевого механизма ЮМЗ заправляют трансмиссионным маслом до уровня заливного отверстия, которое закрывают пробкой 12.
Вытекание масла из корпуса предотвращают самоподжимной сальник, войлочное кольцо и картонные прокладки.
Детали рулевого управления ЮМЗ-6, соединяющие сошку с поворотными цапфами, составляют рулевой привод.
На нижнем конце сошки в коническом отверстии закреплен стержень шарового пальца, сфера которого размещена в продольной рулевой тяге 7.
С обеих сторон шарового пальца находятся вкладыши 13, которые прижимаются к нему сферическими выемками с помощью пружины 14, помещенной на упоре и зажатой в рулевой тяге резьбовой пробкой 15.
Подобное шаровое сочленение соединяет передний конец продольной рулевой тяги с рулевым рычагом трактора ЮМЗ. Остальные детали привода рассмотрены и показаны на рис. 18.
При повороте рулевого колеса ЮМЗ по часовой стрелке (вправо) червяк поворачивает через ролик нижний конец сошки назад.
Сошка через продольную тягу и соединенную с ней рулевую трапецию поворачивает направляющие колеса направо. Аналогично осуществляется поворот налево.
Рулевое управление тракторов ЮМЗ-6, ЮМЗ-6 АМ, ЮМЗ-6 КЛ, ЮМЗ-6 КМ отличается от рулевого ЮМЗ регулируемой рулевой колонкой (по высоте и углу наклона) и наличием гидроусилителя, выполненного в одном корпусе с рулевым механизмом.
Рис. 18. Схема рулевого управления с гидроусилителем руля (ГУР) тракторов ЮМЗ-6
1 — рулевая колонка; 2 — эксцентриковая втулка; 3 -корпус; 4 — рейка: 5 регулировочные прокладки; 6 — упор; 7 — палец; 8 — верхняя крышка цилиндра; 9 — шток; 10 -поршень; 11 — нижняя крышка цилиндра; 12, 27 — болты; 13 — сошка; 14 — контргайка; 15, 18 — пружины; 16 — винт; 17 — предохранительный клапан; 19, 21 — крышки; 20 — сферическая гайка; 21 золотник: 22 — корпус распределителя; 23 — плунжер, 24 — червяк; 25 — сектор; 26 — нагнетательный маслопровод; 29 — насос; 30 — всасывающий маслопровод; 31 — сливной маслопровод: 32 — бак; 33 — фильтр; 34 — дренажный маслопровод; 35 — педаль; 36 — зажим; А и Б — полости
Масляный насос гидрораспределителя установлен с левой стороны двигателя соосно с насосом гидравлической системы трактора ЮМЗ и получает вращение от распределительных шестерен двигателя.
К корпусу 22 (рис. 18) распределителя присоединен предохранительный клапан 17, предотвращающий повышение давления в гидросистеме усилителя сверх допустимого.
Предохранительный клапан регулируют на давление 8 МПа вращением винта, упирающегося в пружину, который после регулировки стопорится контргайкой.
Для улучшения стопорения и обеспечения герметичности на винт наворачивают колпачок.
Для удобства подхода оператора к сидению или при его выходе верхнюю часть рулевой колонки ЮМЗ можно отклонить, предварительно нажав на педаль 35.
При возвращении колонки в исходное положение фиксатор защелкивается автоматически.
Для изменения установки рулевого колеса ЮМЗ-6 по высоте в пределах 120 мм необходимо отвернуть на 3-5 оборотов зажим 36, установить рулевое колесо в удобное для оператора положение и завернуть зажим до стопорения рулевого вала.
Тракторы ЮМЗ-8070, ЮМЗ-8280 оборудованы ГОРУ с автономной гидравлической системой с рабочим объемом масла 5,5 л.
Принципы работы гидроусилителя и ГОРУ аналогичны тракторам МТЗ-80,МТЗ-82, МТЗ-100 и МТЗ-102.
Регулировка рулевого управления тракторов ЮМЗ
Рулевое управление ЮМЗ без гидроусилителя руля (ГУР)
Нормальный свободный ход рулевого колеса ЮМЗ при прямолинейном движении трактора не должен превышать 15°.
Если он выше 30 , то необходимо отрегулировать рулевое управление.
Вначале регулируют шарнирное соединение рулевых тяг ЮМЗ и зазоры в конических подшипниках направляющих колес.
Если свободный ход рулевого колеса трактора ЮМЗ после этого остается увеличенным, проверяют осевой зазор в конических подшипниках червяка рулевого механизма.
Для этого отсоединяют продольную тягу от сошки и выводят червяк из зацепления с роликом, вращая рулевое колесо в любую сторону.
Затем покачивают вал рулевого колеса ЮМЗ-6 в осевом направлении.
Если перемещение вала ощутимо, уменьшают зазор в конических подшипниках червяка, убирая часть регулировочных прокладок 5 из-под нижней крышки рулевого механизма.
При правильной регулировке подшипников червяка рулевое колесо должно вращаться от усилия руки.
После этого устанавливают ролик против середины червяка и, покачивая сошку, проверяют зазор между роликом и червяком.
Нормальный зазор должен быть таким, чтобы нижний конец сошки перемещался при покачивании не более чем на 0,15 мм.
Если зазор больше, то необходимо его отрегулировать.
Регулируют зацепление червяка с роликом в следующей последовательности.
Снимают рулевой механизм ЮМЗ, отвертывают гайку регулировочного винта и снимают стопорную шайбу.
Завинчивают регулировочный винт до тех пор, пока зазор в зацеплении при положении ролика против середины червяка не будет отсутствовать, а рулевое колесо поворачиваться от усилия 15-22 Н.
Затем устанавливают стопорную шайбу на место, закрепляют ее гайкой и ставят рулевой механизм на трактор.
Рулевое управление ЮМЗ с гидроусилителем рулевого управления (ГУР)
Зазор в зацеплении червяк-сектор должен соответствовать зазору на боковой поверхности шлицев червяка при среднем положении сошки 0,6-0,7 мм (угол 4-6°).
Для его регулировки отворачивают болт на 2-3 оборота и поворачивают втулку по ходу часовой стрелки для уменьшения зазора или против — для увеличения его.
После регулировки болт заворачивают.
Зазор по зубьям между сектором и рейкой должен соответствовать зазору 0,1-0,3 мм между привалочной плоскостью фланца упора 6 и корпусом 3.
Зазор устанавливают подбором регулировочных прокладок.
Для определения толщины прокладок определяют зазор между привалочными плоскостями упора и корпуса при беззазорном зацеплении рейки с сектором.
Толщина прокладок должна быть на 0,1-0,3 мм больше.
Свободный ход поворотного вала в осевом направлении регулируют винтом в корпусе рулевого механизма.
Для этого отпускают контргайку винта и заворачивают его до упора, затем отворачивают на 1/10-1/8 оборота и стопорят контргайкой.
Для нормальной работы гидроусилителя рулевого управления ГУР ЮМЗ важно правильно произвести затяжку упорных подшипников сферической гайкой.
Чрезмерное поджатие гайки может вызвать перекос золотника и увеличение усилия поворота.
Перед затяжкой гайки закрепляют распределитель на корпусе гидроусилителя руля ЮМЗ двумя болтами, предварительно подложив под головку болтов шайбы на толщину фланца крышки 19.
Затягивают гайку червяка моментом 20 Нм, отворачивают ее на 1/12-1/8 оборота до совмещения отверстия в червяке с прорезью под шплинт и шплинтуют гайку.
Затем выворачивают два болта крепления распределителя к корпусу, устанавливают крышку 19 и надежно закрепляют распределитель на гидроусилителе.
Регулировка предохранительного клапана аналогична регулировкам тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82.
При регулировке шарниров рулевой тяги трактора ЮМЗ расшплинтовывают регулировочную пробку, завертывают до упора, а затем отвертывают ее до совпадения паза пробки с отверстиями под шплинт в тяге и шплинтуют.
При регулировке шарниров поперечной и толкающей рулевых тяг ЮМЗ расшплинтовывают регулировочную пробку, затем завертывают ее так, чтобы, шаровой палец, проворачивался во вкладышах при приложении момента 3-7 Нм.
Регулировка рулевого управления тракторов ЮМЗ-8070, ЮМЗ-8280
Масло в системе ГОРУ трактора ЮМЗ необходимо менять при сезонном техническом обслуживании, а если система заправлена внесезонным маслом, через каждые 1000 моточасов работы двигателя.
Фильтрующий элемент ГОРУ необходимо менять через каждые 500 часов работы трактора.
Рис. 19. Замена масла в ГОРУ тракторов ЮМЗ-8070, ЮМЗ-8280
1 — крышка; 2 — бак; 3 — сливная пробка; 4, 7 — маслопроводы; 5 — болты; 6 — фильтр
Для замены масла и фильтрующего элемента необходимо выполнить следующее:
— повернуть рулевое колесо в крайнее правое положение до упора;
— снять крышку 1 (рис. 19), отвернуть пробку 3 и слить масло из бака 2;
— отсоединить два болта 5 крепления фильтра к кронштейну и снять фильтр;
— отвернуть оставшиеся два болта, крепления фильтра к кронштейну, и снять крышку;
— вынуть из корпуса фильтрующий элемент с перепускным клапаном.
Вращать корпус перепускного клапана по резьбе запрещается, так как при этом нарушится его регулировка;
— промыть корпус фильтра и перепускной клапан, заменить фильтрующий элемент;
— собрать и установить фильтр на трактор ЮМЗ-8070, ЮМЗ-8280, подсоединить к нему маслопроводы;
— залить в бак 2 масло до уровня верхней метки на масломере;
— запустить двигатель и повернуть рулевое колесо несколько раз влево и вправо до упора;
— остановить двигатель и долить масло в бак при среднем положении рулевого колеса;
Источник
Помощник слесаря
Каталоги,запчасти,подшипники, ремни и другое…
Ремонт рулевого управления ЮМЗ-6.
Для того что бы уменьшить усилие на рулевом колесе при повороте трактора предназначен гидроусилитель. Передаточное число рулевого управления с гидроусилителем меньше, чем без гидроусилителя, что обеспечивает более высокую маневренность трактора. Гидроусилитель установлен с правой стороны трактора на переходном кронштейне, который прикреплен к корпусу муфты сцепления. Гидроусилитель представляет собой обычный рулевой механизм с червячной передачей, на котором установлены гидравлические узлы: распределитель и гидроцилиндр. Для повышения герметичности картера рулевого управления (для исключения течи масла из картера) между стаканом подшипника и стопорной шайбой установлена прокладка из паронита, а между стопорной шайбой и гайкой — медная шайба.
Виляние передних направляющих колес, наиболее характерно выраженные при движении на повышенных скоростях, указывают на возникновение люфтов в рулевом механизме или рулевом приводе трактора. Чаще всего причиной является ослабление затяжки упорных подшипников золотникового механизма гидроусилителя или их значительный износ.
Рис. 1. Схема рулевого управления трактора ЮМЗ-6КЛ с гидроусилителем: 1 — рулевая колонка; 2 — эксцентричная втулка; 3 — корпус; 4 — рейка; 5 — регулировочные прокладки; 6 — упор; 7 — палец; 8 — верхняя крышка цилиндра; 9 — шток; 10 — поршень; 11 — нижняя крышка цилиндра; 12, 27 — болты; 13 — сошка; 14 — контргайка; 15, 18 — пружины; 16 — винт; 17 — предохранительный клапан; 19, 28 — крышки; 20 — сферическая гайка; 21 — золотник; 22 — корпус распределителя; 23 — плунжер; 24 — червяк; 25 — сектор; 26 — нагнетательный маслопровод; 29 — масляный насос; 30 — всасывающий маслопровод; 31 — сливной маслопровод; 32 — масляный бак; 33 — фильтр; 34 — дренажный маслопровод; 35 — педаль; 36 — зажим
Правильная затяжка упорных подшипников сферической гайкой 20 (см. рис. 1) является важнейшим условием нормальной работы гидроусилителя. Специальная сферическая гайка должна поджимать обоймы подшипников к торцам золотника. Наличие зазора между золотником и обоймами подшипников вследствие износа, ослабления или неправильной затяжки гайки при монтаже может привести как к увеличению свободного хода рулевого колеса, так и к неустойчивому движению («рысканию») трактора, так как в этом случае золотник может самопроизвольно перемещаться, направляя поток масла в ту или иную полость гидроцилиндра. Чрезмерное поджатие гайки приводит к возникновению перекоса золотника и увеличения усилия поворота, а также может вывести из строя упорные подшипники. Для подтяжки гайки 20 (см. рис. 1) упорных подшипников золотникового механизма гидроусилителя необходимо снять крышку 19, отвернув четыре болта ее крепления. Далее важно закрепить распределитель на корпусе гидроусилителя двумя, ранее вывернутыми болтами, предварительно подложив под их головки шайбы (можно взять гайки большего, чем болт, диаметра) на толщину фланца крышки 19. Вытащить шплинт и завернуть гайку до плотного прижатия обойм подшипников к золотнику. Момент затяжки должен быть не более 20 Н•м (2 кгс•м). Затем отвернуть гайку на 1/12 – 1/8 оборота до совпадения отверстия на червяке с ближайшей прорезью на гайке и зашплинтовать ее. Далее следует вывернуть два болта крепления распределителя к корпусу, установить крышку 19 и надежно закрепить распределитель с крышкой на гидроусилителе. Признаком правильной затяжки гайки является отсутствие зазоров между золотником и обоймами подшипников и возвращение в нейтральное положение золотника под действием пружин после прекращения вращения рулевого колеса. Если колебание колес после затягивания гайки значительно уменьшилось, но не исчезло совсем, то регулируют шарниры рулевых тяг. Для регулирования шарниров поперечной и толкающей тяг выполните следующее: освободите регулировочную пробку от стопорной проволоки; выверните пробку; выньте нижний вкладыш шарнира, добавьте в полость шарнира смазочный материал и установите вкладыш на место; вверните пробку и затяните ее так, чтобы шаровой палец проворачивался во вкладышах при приложении момента 3 — 7 Н·м; застопорите пробку проволокой, которая не должна выступать за пределы торца пробки. Для регулирования шарниров продольной рулевой тяги выполните следующее: расшплинтуйте регулировочную пробку шарнира; вверните пробку до упора, а затем выверните ее на 1/8 – 1/4 оборота до совмещения прорези на пробке с отверстием под шплинт в тяге; зашплинтуйте регулировочную пробку. Если зазор в шаровом шарнире рулевых тяг устранить не удалось и продолжается виляние колеса при движении по прямой, то это свидетельствуют об износе рабочих поверхностей шарнира. Поворотный рычаг с конической поверхности шарового пальца спрессовывают специальнььм съемником. Автоколебание (виляние) передних направляющих колес также может быть вызвано наличием увеличенного осевого зазора в подшипниках направляющих колес либо нарушением сходимости направляющих колес. Регулирование осевого зазора в подшипниках направляющих колес. Осевой зазор в роликовых подшипниках должен быть не более 0,5 мм. Вследствие изнашивания подшипников при эксплуатации трактора этот зазор постепенно увеличивается, и нормальная работа узла нарушается. Чтобы проверить зазор, поднимите направляющее колесо до отрыва его от грунта и перемещением колеса в осевом направлении определите имеющийся в подшипниках зазор. Если зазор окажется более 0,5 мм, выполните следующее: снимите колпак; расшплинтуйте корончатую гайку; поворачивая колесо, затягивайте корончатую гайку до тех пор, пока не ощутите повышенное сопротивление вращению колеса, а затем отверните гайку на 1/12 — 1/6 оборота до совмещения прорези гайки с отверстием под шплинт в полуоси; проверьте легкость вращения колеса и зазор в подшипниках; зашплинтуйте гайку, установите на место колпак и опустите колесо.
Рис. 2. Определение сходимости направляющих колес: 1 — продольная тяга; 2 — толкающая тяга; 3 — поперечная тяга
Регулирование сходимости направляющих колес. При правильно отрегулированной сходимости разность между Б и А (рис. 2) должна быть 10±6 мм. При нарушении сходимости колес также интенсивно изнашиваются шины. Сходимость направляющих колес может быть нарушена в период эксплуатации трактора, при установке колес на другую колею, а также вследствие деформации деталей рулевого привода и износа шарниров рулевых тяг. Во всех этих случаях отрегулируйте сходимость в такой последовательности: установите рулевое колесо и оба направляющих колеса в среднее положение, соответствующее движению трактора по прямой; вращая трубы поперечной 3 и толкающей 2 рулевых тяг, тщательно установите оба направляющих колеса в положение, параллельное продольной оси трактора; нанесите на внутренней боковой поверхности передней части каждого направляющего колеса мелом по одной точке так, чтобы каждая из них находилась на уровне оси вращения колеса и на расстоянии 350 мм от нее; измерьте расстояние между точками и вращением труб рулевых тяг переместите каждое колесо на 2,5 мм внутрь замера для получения между точками размера А; проедьте на тракторе по прямой ровно на столько, чтобы на- несенные мелом точки заняли диаметрально противоположные положения. Вновь замеренное расстояние между точками дает размер Б. Вследствие увеличенного осевого перемещение поворотного вала либо увеличенного зазора в зацеплении сектор — рейка также может возникать автоколебание передних направляющих колес Люфт вала 6 (рис.3) сошки в осевом направлении регулируйте винтом 2. Для этого отпустите контргайку 1 и заверните винт 2 до упора, затем отверните его на 1/10 – 1/8 оборота и застопорите контргайкой. Зазор в зацеплении сектор 23 — рейка 32 (рис. 1) должен соответствовать зазору 0,1 — 0,3 мм между привалочной плоскостью фланца упора 6 и корпусом 3. Зазор устанавливают подбором регулировочных прокладок 5. Для определения толщины прокладок определите зазор между привалочными поверхностями упора и корпуса при зацеплении рейки с сектором без зазора. Для этого необходимо вставить упор 6 в корпус 3 до соприкосновения с рейкой 4 и измерить появившийся зазор между корпусом и фланцем упора. Толщина прокладок должна быть на 0,1 — 0,3 мм больше полученного зазора. Следует также проверить затяжку гаек крепления сошки и поворотных рычагов: при ослабленной затяжке также возможно возникновение автоколебания колес.
Затрудненный поворот направляющих колес только в одну сторону свидетельствует о неисправности золотниковой пары распределителя или силового цилиндра .
В одном случае на кольцевых выступах золотника или корпуса распределителя появляются сколы или глубокие риски, через которые вытекает масло при повороте рулевого колеса. В другом, например, при повороте рулевого колеса вправо, затрудняет поворот разрушение (прорыв или излом) резинового уплотнения штока поршня силового цилиндра. При этом не создается давление подпора поршня из-за больших утечек масла через неисправное уплотнение в корпусе гидроусилителя. В первом случае распределитель гидроусилителя в сборе заменяют новым, во втором — частично разбирают гидроусилитель для замены резинового уплотнения в нижней крышке силового цилиндра.
Большое усилие, прилагаемое для поворота рулевого колеса, может возникать при: снижении производительности гидронасоса высокого давления, разрегулировании предохранительного клапана, в случае больших утечек масла в механизмах гидроусилителя руля, при неисправностях передней.
Для проверки производительности насоса высокого давления используют комплект прибора КИ-5473-ГОСНИТИ. Как правило, техническое состояние насоса высокого давления, его производительность (в л/мин), герметичность и т. д. определяют при максимальной частоте вращения коленчатого вала и противодавлении в 10 МПа (100 кгс/см2). Если производительность насоса по лимбу менее 8,5 л/мин или имеются следы подтекания масла по разъему крышка — корпус, то его снимают с трактора и меняют на новый. Утечки масла в механизмах гидроусилителя (силовом цилиндре, распределителе) принято определять при давлении в системе, равном 5 МПа (50 кгс/см2). Это связано с регулировкой предохранительного клапана гидроусилителя. Поэтому для сравнения результатов в последующих проверках снова проверяют производительность насоса высокого давления при противодавлении по прибору 5 МПа и максимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Показания прибора при этом должны быть в пределах 19,9×10-5…33,2×10-5 м3/с (12…20 л/мин). Если производительность насоса находится в допустимых пределах, то прибор отсоединяют от нагнетательного трубопровода и снова подсоединяют к корпусу предохранительного клапана. В механизмах гидроусилителя перед проверкой утечек масла в силовом цилиндре и распределителе определяют давление срабатывания предохранительного клапана.
Рис. 4. Подсоединение манометра к гидроусилителю: 1 — колпачок: 2 — штуцер; 3 — контргайка; 4 — предохранительный клапан
Регулирование предохранительного клапана гидроусилителя. Для регулирования предохранительного клапана подсоедините манометр со шкалой не менее 100 кгс/см2 (10МПа) к штуцеру 2 (рис. 4) нагнетательного маслопровода насоса. Снимите колпачок 1 регулировочного винта предохранительного клапана 4 и отверните на два — три оборота контргайку 3. Поверните рулевое колесо до упора, установите максимальную частоту вращения коленчатого вала дизеля и, поворачивая регулировочный винт предохранительного клапана, установите давление 80 кгс/см2 (8 МПа). После регулирования клапана застопорите винт контргайкой 3, а колпачок — проволокой. Регулируйте при температуре масла 50±5°С. Техническое состояние распределителя по утечкам масла можно определить только после замены резиновых уплотнений поршня и задней крышки силового цилиндра. Чтобы заменить первые, достаточно снять только переднюю крышку и силовой цилиндр. Для этого снимают маслопроводы, расшплинтовывают и отворачивают болты крепления цилиндра к корпусу, затем легкими постукиваниями деревянного или пластмассового молотка сбивают крышку, а затем и сам силовой цилиндр. При замене уплотнения штока, расположенного в задней крышке, отворачивают гайку крепления поршня к штоку, снимают поршень, а затем снимают заднюю крышку. При сборке силового цилиндра неудобно устанавливать вначале поршень на шток, а потом цилиндр на поршень. Поэтому сначала специальной конусной кольцевой оправкой устанавливают поршень в цилиндр, а затем цилиндр в сборе с поршнем и уплотнениями надевают на шток и выточку задней крышки. Гайку поршня затягивают динамометрическим ключом моментом 120 Н•м (12 кгс •м). Если после ремонтных и регулировочных работ рулевое колесо значительно сопротивляется повороту, то проверяют техническое состояние поворотных сопряжений передней оси. Для этого подъемными приспособлениями вывешивают передний мост до отрыва обоих колес от пола, запускают двигатель и, используя приспособление К-402, пробуют повернуть колеса в правую или левую сторону. Значительное усилие (более 5 кгс) свидетельствует о заедании поворотных цапф во втулках. Затем поочередно отсоединяют поперечные рулевые тяги от поворотных рычагов и определяют, какой колесный редуктор неисправен. Детали рулевого механизма выполнены с большой точностью, весьма, долговечны и требуют регулирования только после большого пробега. Однако после продолжительной работы трактора в результате изнашивания рабочих поверхностей деталей рулевого управления нарушается нормальная его работа (увеличивается свободный ход рулевого колеса).
Для проверки свободного хода рулевого колеса установите на него прибор КИ-402 и с его помощью замерьте свободный ход, установив перед этим направляющие колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению трактора. Перед регулировкой свободного хода рулевого колеса отрегулируйте зазоры в подшипниках направляющих колес и подтяните крепления сошки, рычагов и тяг рулевого управления. Если направляющие колеса занимают положение, соответствующее прямолинейному движению трактора, свободный ход рулевого колеса не должен превышать 25° (1/14 оборота). При свободном ходе свыше 25° требуется регулирование рулевого управления. В рулевом управлении вначале регулируйте шарнирные соединения рулевых тяг, а затем при необходимости зацепление червяка с сектором и другие параметры рулевого управления. Зазор в зацеплении червяк 12 — сектор 23 должен соответствовать люфту 0,6 — 0,7 мм (угол 4 — 6°) на боковой поверхности шлицев червяка при среднем положении сошки. Для его регулирования отверните болт 27 (см. рис. 1) на два — три оборота и поверните регулировочную втулку 2 по часовой стрелке для уменьшения зазора или против—для его увеличения. После регулирования заверните болт 27. Кроме того при увеличенном свободном ходе рулевого колеса необходимо проверить и при необходимости отрегулировать зазор в зацеплении сектор 23 — рейка 32 и люфт вала сошки в осевом направлении, как это описывалось ранее. Другие наиболее характерные неисправности приведены в таблице.
Источник