Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Конституционный суд РФ в своем определении № 378-О-П указал, что к пенсионерам по старости относятся лица, достигшие пенсионного возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по возрасту (по старости).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости (возрасту) имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата и имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на пенсию по старости, но не ранее чем за два года до установленного законодательством РФ срока выхода на пенсию (п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации») может назначаться пенсия по старости до достижения указанного возраста.
Наличие у гражданина статуса пенсионера само по себе не может служить причиной для установления ограничений при приеме на работу и других ограничений в сфере труда.
Особенности приема на работу
Правила приема на работу пенсионеров по возрасту в основном не отличаются от правил приема на работу других работников.
Обратите внимание: Трудовым кодексом Российской Федерацией (далее – ТК РФ) установлен только возраст, с которого допускается заключение трудового договора. Предельный возраст для заключения трудового договора законом не установлен.
Отказать пенсионеру в заключении трудового договора можно только по деловым качествам. Достижение пенсионного возраста не может быть основанием для отказа.
В качестве гарантий при заключении трудового договора ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Обратите внимание: отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд (ст. 64 ТК РФ).
Российским законодательством предусмотрены отдельные ограничения, связанные с возрастом кандидата.
Ограничение 1. В пункте 1 статьи 25.1 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет.
Ограничение 2. В соответствии с ч. 12 ст. 332 ТК РФ в государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров.
Особенности содержания трудового договора
Законодательство не содержит запрета на работу пенсионера по совместительству.
В соответствии со ст. 60.1 ТК РФ любой работник по общему правилу имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Работники-пенсионеры, являющиеся совместителями, имеют право на те же гарантии и компенсации, что и обычные работники. Например, им полагается ежегодный оплачиваемый отпуск, оплата больничного листа и компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении.
Особенность заключения трудового договора с пенсионером состоит в предусмотренной ч. 2 ст. 59 ТК РФ возможности заключить с ним по соглашению сторон срочный трудовой договор.
Важно понимать, что срочный трудовой договор с поступающими на работу пенсионерами заключается только по соглашению сторон (ч. 2 ст. 59 ТК РФ).
Принудительное заключение срочного трудового договора с работником-пенсионером недопустимо. То есть работодатель не имеет права настаивать на заключении срочного договора, если характер предстоящей работы и условия ее выполнения позволяют заключить бессрочный трудовой договор. Если впоследствии судом будет установлено, что работника вынудили заключить срочный трудовой договор, такой договор будет признан бессрочным (заключенным на неопределенный срок).
Установление трудовых отношений на определенный срок без учета характера работы и условий ее выполнения допускается только с теми пенсионерами, кто поступает на работу.
Закон не наделяет работодателя правом переоформить трудовой договор, заключенный с работником на неопределенный срок, на срочный трудовой договор (равно как и расторгнуть трудовой договор) в связи с достижением этим работником пенсионного возраста и назначением ему пенсии.
Трудовое законодательство не содержит запрета для установления испытания при приеме пенсионеров на работу. Поэтому испытание им может устанавливаться на общих основаниях в соответствии со ст. 70 ТК РФ. Условие об испытании следует включать в текст трудового договора (в противном случае будет считаться, что пенсионер принят на работу без испытания) и в приказ о приеме работника на работу.
Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха
Законодательством не установлены специальные требования к условиям труда и режиму работы работников пенсионного возраста.
Общие советы работодателям по улучшению условий труда работников-пенсионеров и производственной сферы приведены в п. 13 Рекомендации № 162
«О пожилых трудящихся», утвержденной Международной организацией труда от 23 июня 1980 г. Например, работодателям рекомендуется:
• изменять формы организации труда, если они ведут к чрезмерному напряжению пожилых работников, в частности, путем ограничения сверхурочной работы;
• приспосабливать рабочее место и задания к возможностям трудящегося пенсионера, используя все имеющиеся технические средства и, в частности, принципы эргономики, чтобы сохранить здоровье и работоспособность и предупредить несчастные случаи;
• организовать систематический контроль состояния здоровья пожилых работников;
• обеспечить безопасность и гигиену труда пенсионеров.
Повышенные гарантии работающим пенсионерам по сравнению с обычными работниками могут быть предусмотрены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В целом же пенсионер мало чем отличается от остальных работников. Разве что в его арсенале есть дополнительное основание для увольнения, причем быстрого.
Так, если работник уже достиг пенсионного возраста, он вправе уволиться в любой день «в связи с выходом на пенсию», написав заявление об увольнении. И работодатель обязан отпустить такого сотрудника в тот же день, без отработки. Однако следует помнить, что, однажды воспользовавшись подобной возможностью, уволиться по той же причине второй раз пенсионер уже не имеет права. Причем неважно, работал ли он до увольнения «в связи с выходом на пенсию» у того же работодателя или у другого. То есть если у него в трудовой книжке уже есть запись об увольнении в связи с выходом на пенсию, то при увольнении по собственному желанию впоследствии он обязан отработать 2 недели, если, конечно, у него нет другой уважительной причины (не связанной с выходом на пенсию) для увольнения в более короткий срок.
Трудовым законодательством установлены категории работников, которые имеют право уйти в отпуск в любое удобное для них время. Среди них можно назвать и работников, имеющих явно пенсионный возраст, например участников Великой Отечественной войны (пп. 13 п. 1 ст. 15 Федерального -закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», далее — Федеральный закон № 5-ФЗ).
В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 16 Федерального закона № 5-ФЗ право на использование отпуска в любое удобное для них время имеют и ветераны боевых действий. Если работник-пенсионер имеет статус ветерана боевых действий, то он обладает этим правом.
Кроме этого, правом на использование отпуска в удобное для них время обладают работники-пенсионеры, если они признаны пострадавшими в результате аварии на Чернобыльской АЭС (п. 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», далее — Закон № 1244-1). В силу п. 5 ст. 14 Закона № 1244-1 предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС в количестве 14 календарных дней. Если работающий пенсионер имеет статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то названная льгота распространяется и на него.
Статьей 128 ТК РФ предусматривается, что по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется соглашением между работником и работодателем.
В то же время на работодателей возлагается обязанность на основании письменного заявления отдельных категорий работников предоставить отпуск без сохранения заработной платы в обязательном порядке (ч. 2 ст. 128 ТК РФ).
Так, работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы работающим пенсионерам по старости (по возрасту) — до 14 календарных дней в году. При этом данный отпуск предоставляется независимо от вида заключенного с пенсионером трудового договора.
Если работающий пенсионер по старости (по возрасту) — участник Великой Отечественной войны, то работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы до 35 календарных дней в году.
Если работающий пенсионер — инвалид, то в обязанности работодателя вменяется обязанность предоставить отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году.
Если работающий пенсионер является родителем или женой (мужем) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, то по его заявлению предоставляется отпуск без сохранения заработной платы в количестве до 14 календарных дней в году.
Источник
Или пенсия, или работа: будет ли принят закон о работающих пенсионерах в 2021 году?
В Интернете активно распространяется информация о том, что вскоре будет принят закон о работающих пенсионерах, предполагающий отмену пенсий во время осуществления трудовой деятельности. То есть пенсионерам нужно будет выбирать что-то одно — или работу, или пенсию. Однако никаких ограничений на этот счет в 2021 году не предусмотрено, и даже законопроекты подобного содержания в Госдуму не вносились. Пенсионеры по-прежнему могут получать и зарплату, и пенсию.
Тем не менее, еще несколько лет назад отмена пенсий для работающих пенсионеров всерьез обсуждалась в экспертном сообществе и даже в Правительстве РФ. Тогда рассматривалось несколько вариантов изменений: полная отмена выплат для трудоустроенных граждан либо отмена фиксированной части пенсии (в 2021 году ее величина составляет 6044,48 руб.). Но ни один из предложенных вариантов тогда так и не одобрили.
Единственным ограничением, которое ввели для работающих пенсионеров, стал мораторий на индексацию пенсий. То есть, пока гражданин продолжает работать, ему выплачивают пенсию без учета ежегодно осуществляемых индексаций. Право на выплату «полной» пенсии он получит после увольнения.
Варианты закона о работающих пенсионерах
Предложения о введении ограничений для работающих пенсионеров по схеме «или пенсия, или работа» стали поступать еще в 2013 году. Тогда власти приступили к очередной пенсионной реформе — перешли от трудовых к страховым пенсиям и ввели новую систему расчета пенсионных выплат, основанную на баллах. Одновременно с этими изменениями чиновники обсуждали вопрос полной или частичной отмены пенсии работающим пенсионерам.
Впервые об этом рассказали сенатор Валерий Рязанский и заместитель директора РАНХиГС Юрий Горлин во время пресс-конференции в РБК. Они отметили, что по действующим тогда законам пенсионеры одновременно могли работать и получать пенсионное обеспечение. Однако по новым правилам им придется выбирать что-то одно — или зарплату, или пенсию. При этом средства, которые будут сэкономлены за счет таких изменений, направят на повышение пенсий неработающим пенсионерам.
Ю. Горлин, зам. директора РАНХиГС
Тогда Ю. Горлин предложил два возможных варианта решения этого вопроса:
- Не выплачивать фиксированную выплату к страховой пенсии во время осуществления трудовой деятельности.
- Или полностью отменить пенсию гражданам, у которых общий доход (пенсионное обеспечение и заработная плата в совокупности) превышают какую-то определенную законом сумму.
Однако, как отметил сенатор Валерий Рязанский, принять решение по этому вопросу довольно сложно. Из-за вступления в силу такого закона многие работающие пенсионеры примут решение об увольнении, и в ряде случаев найти замену таким работникам будет затруднительно.
Сенатор Валерий Рязанский
Тогда никаких ограничений в отношении работающих пенсионеров так и не ввели. Закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступивший в силу с 1 января 2015 года, отмену пенсий не предусматривал. Однако в 2016 году власти снова вернулись к обсуждению этого вопроса. Тогда в газете «Ведомости» сообщили, что Минфин предложил полностью или частично отменить пенсионные выплаты для трудоустроенных граждан. Среди обсуждаемых вариантов были следующие:
- Не платить пенсию гражданам, чей годовой доход превышает определенную величину — 500 тыс. руб. или 1 млн руб. в менее жестком варианте.
- Не платить фиксированную часть пенсии тем, чей ежемесячный доход превышает 2,5 прожиточных минимума.
Введение таких ограничений позволило бы экономить бюджету как минимум по 150 млрд руб. ежегодно, но на такие меры власти так и не решились. Чуть позже Ольга Голодец, в то время являющаяся вице-премьером по социальной политике, рассказала, что предложения об отмене пенсии работающим пенсионерам в той или иной форме поступали неоднократно. Однако Правительство не рассматривает их всерьез и не планирует вносить в Госдуму законопроект, предусматривающий такие изменения.
Отменят ли пенсию работающим пенсионерам
В экспертном сообществе считают, что введение моратория на получение пенсии работающими пенсионерами лишь ненадолго снизит нагрузку на бюджет.
- До введения моратория на индексацию, по состоянию на 1 января 2016 г., работающих пенсионеров насчитывалось около 15,3 млн человек. Затем началось массовое увольнение пенсионеров, и уже с 2017 года их численность снизилась до 9,9 млн человек.
- Все это привело к резкому сокращению доходов Пенсионного фонда РФ из-за снижения объема страховых взносов. Впоследствии этот дефицит пришлось компенсировать за счет средств федерального бюджета.
Велика вероятность того, что из-за полной или частичной отмены пенсий работающим пенсионерам часть граждан уволится или «уйдет в тень». Все это снова приведет к снижению доходов ПФР и дополнительной нагрузке на федеральный бюджет.
Источник